» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (47) 2021
Автор: Вербенская Алена Валерьевна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Современная модель бизнес-плана как инструмент комплексного стратегического планирования организации
Дата публикации: 08.02.2021
УДК
005.511
СОВРЕМЕННАЯ
МОДЕЛЬ БИЗНЕС-ПЛАНА КАК ИНСТРУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ
Вербенская
Алена Валерьевна
студентка 4 курса
Уральский Государственный Экономический Университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В
статье рассматриваются ключевые аспекты разработки
бизнес-планов с учетом требований современности. Автором разработана
комплексная модель бизнес-планирования, отражающая взгляд на бизнес-проект как
на целостную систему и модель деятельности и развития предприятия.
Ключевые
слова: бизнес-планирование, стратегическое планирование,
бизнес-план, организация, экономика предприятия, компания, методика разработки бизнес-плана.
Системы
планирования в разное время претерпевали эволюцию, что подтверждают
исследования американского экономиста Игоря Ансоффа. На протяжении всего ⅩⅩ
века происходил переход от планового бюджетирования до современного
стратегического рыночного планирования.Если в начале развития данных систем
ключевым элементом являлись периодические планы, где по факту будущее повторяло
прошлое, то неотъемлемой чертой современного планирования является учет
реального времени и реакция на развитие рынка «здесь и сейчас» (таблица 1).
Табл. 1 – Эволюция систем
планирования по И. Ансоффу
Тип
планирования |
Основные
сферы внимания |
Основное
положение |
Характер
/ акцент в управлении |
Период
применения |
Плановое бюджетирование |
Контроль отклонений и комплексное управление |
Будущее повторяет прошлое |
Периодический / реактивность |
С 1900-х гг. |
Долгосрочное планирование |
Прогнозирование роста и возможностей |
Тенденции развития сохраняются |
Периодический / предвидение |
С 1950-х гг. |
Стратегическое планирование |
Изменение стратегических направлений |
Новые тенденции и явления прогнозируемы |
Периодический / исследование |
С 1970-х гг. |
Современное стратегическое рыночное
планирование |
Учет развития рынка и внешней среды |
Частичная предсказуемость по сигналам внешней
среды |
В реальном времени / творчество |
С 1990-х гг. |
Источник:
Смирнова Е. В. Эволюция систем планирования предприятий, их модификации и
взаимосвязь с развитием экономики //Вестник Оренбургского государственного
университета. – 2011. – №. 8 (127).
Можно
дополнить данный тезис – становится важным не только умение быстро реагировать
на изменения внешнего мира, но и способность предугадать будущие тренды, чтобы
исключить то, что станет неактуально через несколько лет, что включает
перспективное планирование или предвидение. Схожее утверждение характерно и для
маркетинга, где присутствует мысль о том, что недостаточно удовлетворить
текущие потребности клиента – нужно предложить ему что-то лучше и то, чего еще
не было ранее.
Становление
рыночной экономики повлекло дальнейшие изменения в финансово-хозяйственной деятельности
предприятий различных отраслей народного хозяйства, из чего стало ясно, что
прежние принципы планирования, действующие на протяжении всего прошлого века,
устарели. Немалую роль сыграла и
потребность в постоянном повышении эффективности принимаемых решений и
достижения поставленных целей.
Все это
обусловлено дальнейшим эволюционированием принципов менеджмента и планирования,
появлением новых требований и адаптации организаций к меняющимся условиям на
всех уровнях от глобальной ситуации в мире до микроуровня, уровня организации
до самой идеи проекта. Именно на начальном этапе создания проекта
предполагается подробный анализ и учет всех факторов, связанных с воплощением
будущего проекта.
Для уже
существующей фирмы не исключено и появление так называемых «стратегических неожиданностей». Под ними
подразумеваются новые задачи, каких еще не было в практике фирмы, возникновение
огромного информационного потока, что при отсутствии своевременного
реагирования и координации действий грозит информационной перегрузкой и всеобщей паникой.
Таким
образом, становитсяясно, что прежние планы и стратегии не работают. Нужно
адаптироваться к новым условиям, учитывая это в процессе планирования, что
требует пересмотра самого подхода к бизнес-планированию.
В связи
с данной эволюцией систем планирования в современное время актуально понятие
стратегического планирования. Это выработка стратегии с помощью комплекса
формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего
компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели (Дудин,
Лясников, 2016, раздел 2.2). Такое планирование является комплексным и
предполагает:
- рассмотрение как текущих, так и перспективных проблем;
- анализ текущих тенденций и определение конкурентоспособности организации на рынке;
- выбор стратегии по различным видам деятельности;
- определение желаемых результатов.
Важно
заметить, что при постановке целей и разработке стратегии фирма должна исходить
из своих возможностей и накопленного потенциала.
В
современной практике выделяют пять функций бизнес-плана:
- Стратегическая функция предполагает возможность его использования при выработке бизнес-стратегии фирмы;
- Планирование и внутрифирменный контроль;
- Возможность привлечения денежных средств – инвестиции, ссуды, кредиты;
- Бизнес-план помогает привлечь потенциальных партнёров. Если бизнес-план окажется для них привлекательным, они могут вложить в производство собственный капитал или технологию;
- Координация и мотивация. Эта функция позволяет улучшить информированность сотрудников о текущих и будущих задачах, скоординировать усилия и создать мотивацию достижения целей благодаря их вовлечению в процесс планирования.
Для достижения эффективной
деятельности предприятия необходим не только достоверный бизнес-план, но и
комплексный подход к процессу планирования в целом. Такой подход предполагает,
что в самом документе бизнес-плана должны содержаться вопросы и задачи для их
решения (рисунок 1):
Рис. 1 – Комплексная модель бизнес-планирования
В модели, представленной на рисунке
выше, представлены основные составлящие, которые рекомендуется прорабатывать и
учитывать при составлении бизнес-плана. Учитывать все элементы или их часть,
зависит от характера и целей планирования. При разработке проекта «с нуля»
рекомендуется обратить внимание на аспекты как внутренней, так и внешней среды.
Комплексный учет приведенных факторов
позволит создатьболее целостное и четкое представление о будущем проекте и
позволит предотвратить большинство распространенных ошибок.
При этом план рассматривается как
документ, который можно пересматривать и редактировать. В. П. Буров отмечает,что отдельные критерии и показатели плана
могут и должны подвергаться корректировке при необходимости. Это должна быть
гибкая система, способная к адаптации ко внешним изменениям:
бизнес-планирование «делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям
рыночных ситуаций, … устанавливает обязанности и персональную ответственность
всех руководителей фирмы по обеспечению достижения поставленных целей» (Буров,
2020, с. 6).
Наряду с этим значительных
изменений требует внутреннее содержание плана, поэтому в предлагаемую модель
входят важные аспекты, которые в обычной практике не всегда учитываются, а
такженекоторые методы, к которым рекомендуется обратиться при анализе и
обработке данных в процессе оформления проекта.
Стоит
отметить, что не существует единой строгой структуры бизнес-плана, помимо
общеизвестных методик UNIDO, KPMG и ЕБРР. В зависимости от специфики проекта
и конкретных целей отдельные разделы могут быть представлены частично или
изменены.
В связи
с этим хочется обратить внимание исключительно на ключевые аспекты, которые
следует учитывать при бизнес-планировании, которые в комплексе позволят
сформировать целостную картину будущего бизнес-проекта.
1.
Традиционно бизнес-план начинается с резюме. Им не стоит пренебрегать – инвесторы в первую очередь видят именно его.
От резюме в значительной мере зависит, будет ли потенциальный инвестор
заинтересован в данном проекте (если планируется привлечение сторонних инвестиций).
В резюме указывается информация об
организации, контактные данные и кратко описывается концепция будущего
предприятия.Оно должно быть коротким и привлекательным для читателя. Его объем
должен быть не более двух страниц.
2.
Описание
идеи, целей. Экономическая характеристика нынешнего состояния
дел в организации (если это не первый ее проект). Если план предназначен для
просмотра инвесторами, следует привести небольшой экономический анализ фирмы по
ключевым показателям и в заключение обобщить и привести реальные факты-выводы
по состоянию организации. Это касается, в частности, плана по расширению,
модернизации производства. В том случае, если организация имеет хорошие
показатели и функционирует успешно, тогда будущий проект окажется
привлекательным.
3.
Производство. В
производственном плане определяются все необходимые для достижения целей
ресурсы, включая производственные мощности, персонал и т. д., а также при
необходимости дается характеристика технологического процесса и планируемых
объемов реализации. Цель данного раздела – показать не только какие нужны
ресурсы, но и как планируется их использовать, что даст в конечном итоге их
использование.
Кроме
того, в данном разделе дается описание предлагаемого товара (услуги), его
характеристики, отличие от продукции конкурентов, а также прогноз цен и затрат
на производство, выбор стратегии ценообразования.
4.
План
маркетинга. Далеко не во всех случаях достаточно лишь одного анализа
рынка и описания стратегии продвижения. Ошибочно относитьк маркетингу лишь
рекламные мероприятия. Неважно, фирме только предстоит выход на рынок со своим
продуктом или речь идет о расширении производства – в любом случае необходим
предварительный анализ потребителей и конкурентов на выбранном рынке. На данном
этапе происходит сбор, обработка и интерпретация различной информации о
ситуации на рынке, включая статистические данные, например:
-
сведения об объемах продаж,
-
структура потребления,
-
динамика
доходов потенциальных потребителей
-
и т. п.
Компании,
ориентированной на потребителя, важно максимально четко представлять, что нужно
потребителям сейчас или в будущем, а также понимать современные тенденции
индустрии. Информацию о предпочтениях потребителей можно получить посредством
опросов, интервью, привлечением фокус-группы и т. д. Фирма также может обратиться
и к анализу вторичной информации, т. е. собрать и изучить все данные,
содержащие сведения о рынке. Последний способ является простым, дешевым и
доступным.
Однако
не всегда представляется возможным найти действительно полную и достоверную
информацию, а данные в открытом доступе могут являться отрывочными. Если
компания может себе позволить маркетинговые расходы, уместно будет заказать
готовое полное исследование у специалистов. Необходимость и степень сложности
исследований зависят от масштаба фирмы, выбранного рынка, стратегии и целей
бизнеса.
«Совместив»
обработанную информацию, можно сформулировать выводы для обоснования выбранной
стратегии. Может случиться, что первоначальные представления разработчиков
плана окажутся ошибочными и не совпадать с ожиданиями потребителей и ситуацией
на рынке. В таком случае качественное маркетинговое исследование поможет
значительно сэкономить время и ресурсы.
При
анализе конкурентов (если они есть) рекомендуется не просто привести их
рыночную долю, но и подробно проанализировать их сильные и слабые стороны,
рассмотреть, как организованы сбыт, производство, а также как позиционирует
себя та или иная фирма.
Дополнительно
можно обратиться к такому инструменту, как SWOT-анализ, где комплексно будут отражены
сильные стороны, возможные риски и угрозы со стороны внешней среды, а также
действия по преодолению слабых сторон проекта.
5.
Источники
финансирования, включая установление форм собственности,
обоснование получения и возврата средств, получения доходов.
6.
Финансовый
план.
Ключевым аспектом презентации будущего проекта, от которого зависит возможность
его осуществления, служит финансовое обоснование. В данном разделе приводятся
расчеты основных экономических показателей с учетом дисконтирования и индекса
инфляции, а также налогообложения. Прогнозируются объемы реализации продукции,
доходы и расходы, составляется агрегированный баланс, моделируются денежные
потоки.
7.
Логическим продолжением финансовой модели,
описанной в предыдущем пункте, является оценка
экономической, коммерческой и социальной эффективности проекта.
Производится анализ и интерпретация расчетных показателей – сроки окупаемости
затрат, точка безубыточности, показатели рентабельности и пр. (Романова, 2018).
8.
Анализ
и оценка рисков. Прогноз возникновения рисков, описание
альтернативных стратегий, меры по ограничению и снижению рисков.
9.
Приложения.
Важно
заметить: если бизнес-план содержит инновационные идеи или прочую информацию,
которую следует скрыть от конкурентов, некоторые авторы рекомендуют включить в
структуру меморандум о конфиденциальности. (Лопарева, 2020, с. 37). Обычно его
помещают на титульном листе.
Исходя
из приведенного исследования, можно сделать вывод, что современный
бизнес-проект является уже не просто плановым документом, как ранее, а
целостной системой, моделью деятельности предприятия. Его отличает комплексный
подход, где идеи, цели и задачи рассматриваются с разных позиций – позиций
менеджмента, маркетинга, финансового и стратегического планирования. Благодаря
данному подходу бизнес-план можно рассматривать и как инструмент инновационного
развития предприятия.
Список литературы:
- Буров, В. П. (2020). Бизнес-план фирмы. Теория и практика. М.: НИЦ Инфра-М.
- Дудин М. Н., Лясников Н. В. (2016). Стратегический менеджмент. СПб.: Проспект.
- Лопарева А. (2020). Бизнес-планирование. М.: Litres.
- Романова, М. В. (2018) Бизнес-планирование. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М.
- Смирнова Е. В. (2011). Эволюция систем планирования предприятий, их модификации и взаимосвязь с развитием экономики //Вестник Оренбургского государственного университета, №. 8 (127).
Комментарии: