» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (47) 2021
Автор: Зубанова Лилия Николаевна, студент 5 курса направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Биология» и «Химия», естественно-географический факультет
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Игра как метод интерактивного обучения в процессе обучения биологии
Дата публикации: 11.02.2021
УДК 37
ИГРА
КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Зубанова
Лилия Николаевна
студент 5 курса
направления подготовки
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили
«Биология» и «Химия», естественно-географический факультет
ФГБОУ ВО «Самарский
государственный социально-педагогический университет», г. Самара
Аннотация. В данной статье рассмотрено применение
интерактивных методов обучения в процессе биологии. Подробно описано применение
игр на уроке биологии и рассмотрены основные этапы.
Ключевые слова: игра,
интерактив, биология.
Урок –
это основная форма организации учебной деятельности педагога с классом –
неизменный, сходный по возрасту и способностям в детском коллективе – по
государственной программе, твердому расписанию и в учебном заведении [1, 201].
Все организационные особенности урока четко обозначены в методической
литературе. Это возрастные особенности, уровень подготовки учащихся,
соответствие программе урока, режим уроков по школьному предмету, место
проведения урока и т.д. Предполагается, что данная формулировка урока
соответствует современным взглядам на его организационную функцию.
В сложившихся в настоящее времяусловиях не каждый
педагог четко понимает назначение урока, так как по-разному определяет его роль
в системе учебно-воспитательной работы школы.
Одной
из главных задач современного образования в соответствии с социальным заказом
современного общества является формирование интеллектуальной, творческой и
самостоятельной личности, с развитыми потребностями к дальнейшему познанию.
С
каждым годом все труднее становится поддерживать мотивацию и интерес у учащихся
к изучению биологии, на уроках наблюдается низкий уровень развития
познавательных интересов, мыслительная пассивность. Иногда знания, полученные
на уроке, не являются новыми для учащихся, их трудно удивить, активировать
интеллектуальную деятельность, и это побуждает искать новые методы обучения,
которые будут способствовать развитию интереса к предмету, и актуализировать
мыслительную деятельность учащихся. Решением такой проблемы является
использование интерактивных методов обучения, которые позволяют школьникам
проявлять активную позицию в процессе обучения.
На
сегодняшний день, в педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная
(когда ученик выступает в роли «объекта» обучения); активная (ученик выступает
«субъектом» обучения); интерактивная (ученик и учитель являются равноправными
субъектами обучения).
Интерактивное
обучения- это особая форма организации познавательной деятельности,
предполагающая развитие диалогового общения между педагогом и учениками,
которое ведет к взаимопониманию, совместному решению задач, важных для каждого
участника процесса [4, 82].
Основная
идея интерактивной методики заключается в активизации познавательной
деятельности через систему развивающего общения, сотрудничество с учителем, а
также различные стили общения в коллективе.
Интерактивные
методы обучения нацелены на обучение через активную деятельность, внедрение
которых позволяется опираться на мышление и воображение школьников,
активировать совместный поиск решения познавательных задач. Другими словами,
интерактивное обучение – это диалоговое обучение, осуществляющее активное
взаимодействие между педагогом и учащимися, а также между самими школьниками
[3, 13-19].
В книге О.С. Газмана «Неклассическое
воспитание» рассказывается о применение игры как дополнительного образования
для школьников. В данной книге игра представляется как технология проведения
урока. Автор утверждает: «Игровая деятельность – это одна из главных сфер
человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей,
кроме как получения удовлетворения от проявления физических и духовных сил» [2,
9].
На
сегодняшний день, существует множество игр, которые широко применяются как
методы обучения. Биология является одной из наиболее подходящей тому, чтобы ее
материал преподавался учащимся с помощью учебных игр, этому содействует
упорядоченность, осмысленность, универсальность и общезначимость получаемых
знаний в курсе биологии. Биологические знания формируют у учащихся отношение к
жизнедеятельности человека как индивида. В процессе учебных игр у школьника
развивается представление о биологической картине мира.Для организации урока с
проведением игры учителю необходимо тщательно подготовиться, он должен
продумать все основные этапы урока: организационный момент, целеполагание,
содержание игры, закрепление, рефлексия, а также правильно ее организовать.
В ходе
организации игр выделяют три этапа:
-
первый этап – подготовка к игре. Учитель определяет цель, создает игровую
ситуацию, разрабатывает сценарий, правила игры и много различных мелочей. При
использовании учебных игр учителю необходимо как можно больше учащихся вовлечь
в игровой процесс. И, соответственно, необходимо задать тему, которую школьники
проходили и смогут осознанно оценивать свои интеллектуальные способности.
-
второй этап-проведение игры. Главным элементом проведения игры является
мотивация учащихся к изучению предмета. Общим структурным элементом является
вступительное слово учителя, которое активирует познавательную деятельность
учащихся. Для поддержания интереса учащихся можно использовать плакаты, схемы,
карты, технические средства обучения. В данном этапе происходит разрешение
проблемной ситуации специфическими формами общения могут быть диалог, а также
дискуссия, диспут и т.д.
-третий
этап – подведение итогов игры. В данном этапе учитель подводит итоги игры,
исходя из конечного результата, а именно степени усвоения темы, развитие
творческого мышления и формирование убеждений учащихся. Учитель разбирает с
учениками, что им удалось сделать, а на что следует обратить внимание[2, 97].
Таким
образом, использование игр на уроках делает образовательный процесс более
эффективным и дает возможность формировать эмоционально положительное отношение
к умственной деятельности, а также повышает интерес к предмету.
Список литературы:
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983.- 383 с.
- Газман О.С., Баянкина З.В., Григорьев В.М. и др. : Под ред. Газмана О.С. /Каникулы: : игра, воспитание: о пед. руководстве игровой деятельностью школьников: Кн. для учителя/М.: Просвещение,1988. – 160 с.
- Зыбина Л.Н. Психологическая характеристика интерактивного обучения. Активные и интерактивные формы обучения: межвузовский сборник научных трудов. Редакционная коллегия: Г.М. Мандрикова [и др.]. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011.–235 с.
- Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие.–М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с.
Комментарии: