» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021
Автор: Иваниц Снежана Витальена, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности социально-психологической атмосферы в учебном классе на адаптацию детей в школе
Дата публикации: 23.03.2021
ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В УЧЕБНОМ КЛАССЕ НА АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
Иваниц Снежана Витальевна
студент
Новокузнецкий
институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г.
Новокузнецк
Аннотация. В семь лет ребенок
попадает в совершенно новую среду и перед ним встает масса задач: справиться с
потоком новой информации из разных областей знаний, привыкнуть к требованиям
учителя, занять достойное место среди других мальчиков и девочек. Провал в
каком-либо из этих пунктов может привести к негативным последствиям, которые
будут преследовать ученика до конца школы.Цель
исследования: на основе анализа теоретических и практических аспектов
социальной адаптации первоклассников к школе провести исследование адаптации.
Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие
задачи:
1. Изучить теоретические основы
воздействия социально-психологической атмосферы в учебном классе на адаптацию
детей в школе
2. Разработать исследования
3. Подвести итоги исследования
Практическая значимость: проанализирован и систематизирован материал по проблеме
адаптации.
Ключевые слова:
социально-психологическая атмосфера, адаптация, психологический климат.
Психологический климат – это моральная составляющая часть
коллектива, определённая атмосфера и настроение, связывающая в нём
взаимоотношения людей. Речь идёт о самых разных видах коллектива, чаще всего о
трудовом коллективе. Психологический климат существует в любой группе, семье,
классе и любой другой деятельности. Он является важным за здоровье и атмосферу
сотрудников и их деятельность, так как качество работы полностью зависит от
настроя человека на выполнение своей работы и помощи в этом своему коллективу
[5].
Благодаря хорошим взаимоотношениям и состоянию людей в
коллективе, могут решаться проблемы с возникновением каких-либо конфликтов. В
основе психологического климата лежат индивидуальные особенности каждого
участника, мнения и оценки, реакции на слова и поступки окружающих, а также
социальный опыт членов группы. Умение ясно и точно передавать информацию и слова,
хорошее владение ораторской речью, создают условия для хорошей коммуникации в
организации. Это сможет оказать положительное влияние на качество и скорость
выполняемой работы, что способствует индивидуальному развитию каждого
работника. Саморазвитие членов коллектива, может способствовать, как нарушением
психологического климата, так и дать стимул к его улучшению.
Понятие «психологический климат» было дано психологом Н. С. Мансуровым
в процессе изучения работы в коллективе. Многие специалисты считают, что понятия
социальный и моральный климат, имеют одно и тоже значение. Несмотря на это, они
имеют свои особенности и описание.
Социальный психологический климат – это процесс полного
понимания целей и задач всех участников, соблюдение прав и обязанностей каждого.
Он показывает специфику взаимодействия личности с обществом и социальной средой
в целом. Это понятие часто используют, когда описывают межличностные отношения
кого-то из коллектива.
Моральный психологический климат – принятые ценности в
группе. Их общность, единство, согласованность. Показывает особенности
отношений участников коллектива друг к другу, труду и жизни организации на
основе личных ценностей. Таким образом, самочувствие каждого из сотрудников
влияет на их продуктивность, отношения с другими членами коллектива и их
отношение к работе[1].
Климат в коллективе содержит ряд факторов, которые помогают
его определять. Одну из главных ролей для формирования благоприятного климата
имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной,
творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, сможет ли реализовать собственный потенциал и продолжать расти,
добиваться каких-либо достижений член коллектива[2].
Привлекательность работы может повысить полная
удовлетворенность условиями труда, оплата, материальное и моральное
стимулирование, социальное обеспечение, удобное распределение отпусков и режим
работы, информационное обеспечение, карьерный рост, возможность повысить
уровень своей квалификации, уровень опытности коллег, характер деловых и личных
отношений в коллективе. Такие межличностные отношения бывают вертикальные
(между подчинёнными) и горизонтальные (между подчинёнными и начальством).
Каждый из этих типов отношений влияет на сплоченность коллектива,
удовлетворенность сотрудников и их мотивацию к продолжению работы в этом
коллективе[1].
Межличностные отношения, возникающие в результате общения
людей в общей группе, определяют психологическую совместимость[2].
Психологическая совместимость - способность к совместной
деятельности. Таким образом, люди похожие друг на друга могут легко найти общий
язык и интересы, это наладит дальнейшие взаимодействия. Сходство способствует
появлению чувств комфорта и уверенности в себе, повышает самооценку и улучшает
доверие к коллективу[2]. В основе психологической совместимости может лежать и
различие характеристик. В таком случае говорят, что люди созданы друг для
друга. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия,
привязанность участников взаимодействия друг к другу[2].
Вынужденное общение с неприятным человеком может стать
источником отрицательных эмоций, что часто перерастает в конфликт. Тогда это
будет считаться неблагоприятным психологическим климатом. Неблагоприятный
психологический климат – характеризуется проявлением в коллективе пессимизма,
неуважения к сотрудникам, неуверенность в себе и своих действиях, сдержанность
и многие другие отрицательные черты. Таким образом, может часто нарушается
безопасность, как других, так и самого человека, в особенности его здоровья.
Это является полной противоположностью благоприятного климата.
Благоприятный психологический климат – характеризуется чаще
всего здоровьем, безопасностью и взаимопомощью коллектива. Но стоит отметить,
что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь
взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со
временем создаст неблагоприятный климат[3].
Громов К. Г., Козлов В. И. и Денисов Н. Л.
рассматривают адаптацию как «необходимый и непрерывно текущий процесс, не
прекращающийся ни на одно мгновение от момента зарождения организма и до
момента смерти». Таким образом, адаптация – это приспособление организма к
условиям существования и различным факторам внешней среды на протяжении всей
жизни.
Младший школьный возраст является кризисным периодом в
жизни ребенка и описывается в литературе как кризис 7 лет. Данный кризис был
открыт и описан раньше всех других возрастных кризисных периодов и связан он с
изменением социального статуса ребенка, с переходом отдошкольного
возраста к школьному. Ребенок приходит к осознанию
того, что он занимает определенное место в мире общественных отношений и
открывает для себя новую социальную позицию – позицию школьника. Учеба в школе
создает новые условия для развития первоклассника, благодаря
учебно-воспитательному процессу формируются многие личностные качества ребенка.
Не секрет, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в
социальном становлении младшеклассников играет
классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер,
темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для
социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить:
детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов.
Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального
развития младших школьников.
По данным В. С. Мухина, у половины
"незрелых" детей с хорошей успеваемостью и работоспособностью в первом
классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчетливо неблагоприятное влияниеучебной нагрузки на функциональное состояние и
здоровье таких школьников проявлялось во 2-м учебном году [6].
Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем
развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной
зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях
биологического развития. Так, по данным Г. А. Цукермана и К. Н. Поливановой, процесс адаптации
к школе протекает в более короткий срок и с меньшим напряжением физиологических
функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или
опережает его, по сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического
развития [4].
Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих
функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними.
Этим объясняется, и большая длительность адаптации к
учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших
наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения.
Следовательно, необходимо облегчить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе.
Одним из средств для этого явилось бы несколько более
позднее поступление в школу.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен
для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются
многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается
произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и
требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний
план действий [4]. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного
перехода к учебной деятельности, поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет
значительно облегчило бы адаптацию к школе.
Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям
адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающеерастущему организму адаптацию к новым
воздействиям, - это ступенчатость,
постепенное увеличение интенсивности этих воздействий.
Адаптация детей к школе в значительной степени определяется
и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая
программный материал, следует в полной мере учитывать возрастные возможности
детей. Практика экспериментального обучения показала, что при сохранении той же
учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно
утомительным для детей 6 лет, несмотря даже на облегченный режим учебных занятий.
В известной степени облегчает адаптацию к школе
предварительное пребывание детей в детском саду. М. Н. Ильина
указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер
воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до
школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались
двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со
сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад
встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий [5].
Наилучший эффект достигается, по-видимому,
взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход
из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов
школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского
сада в 1-м классе школы [4].
В исследовании приняло участие 27 учеников
1 «А» класса Бискамжинской СОШ.
Из них 14 девочек и 13 мальчиков.
Перед исследованием проведен первичный
сбор информации об учащихся данного класса. Родители пятерых детей сообщили о
том, что их дети не посещали детский сад: Дмитрий Г., Сергей Т.,
Мария Ш., Наталья Ю., Егор Г. Дополнительно посещали центры
развития дошкольников 4 человека: Василиса Ц., Камила Я.,
Станислава К., Татьяна Я.
Для проведения исследования использовались
следующие методики:
1. Схема изучения социально-психологической
адаптации ребенка в школе по Александровской Э.М. (экспертная оценка учителя).
Цель
методики: определить уровень социально-психологической адаптации ребенка к
школе.
2. Методика «Рисунок класса» Лескова А.А.
Цель
методики: определить школьные интересы учеников и занимаемое учеником место в
школьном коллективе.
3. Анкета «Оценка уровня школьной
мотивации» 1-4классы Лускановой Н.Г.
Цель методики: определить глазами ребенка
его отношение к школьному обучению и к разным школьным и учебным ситуациям
По
результатам анкеты было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации и
учебной активности всего у 5 учеников. У этих детей есть стремление выполнять
предъявляемые школой требования. 4 ученика имеют хорошую школьную мотивацию и
хорошо справляются с учебной деятельностью. 3 ученика комфортно чувствуют себя
в школе, однако им нравится больше внеучебная
деятельность и общение с друзьями. По результатам анкеты также было выявлено,
что в классе находится 3 ученика со школьной дезадаптацией,
эти дети плохо справляются с учебной деятельностью, а также испытывают
проблемы в общении с одноклассниками.
Что свидетельствует на основе расчетов сравнительного анализа на
уровне р=0,05 показатели по шкале социальной адаптации
к школе, так как t критическое меньше t эмпирического. На уровне р=0,01
показатели также значительно различимы.
Таким образом по результатам всего исследования можно сделать
вывод, что большинство учащихся в 1 «А» классе завершили процесс социальной
адаптации к школе, у некоторых детей выявлены предпосылки в социальной дезадаптации к школе, и лишь у немногих первоклассников
социальная адаптация к школе прошла успешно.
Список литературы:
- Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. - М.: Учитель, 2015. - 128 c.
- Варламова А. Я. Школьная адаптация; ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. — 204 с.
- Волобуева, Наталья - адаптация детей к обучению в начальной школе / Наталья Волобуева.; 2012. - 985 c.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений: моногр. - М.: АРКТИ, 2017. - 780 c.
- Надежда, Халимова; Оксана НайдановаCоциальная адаптация детей в условиях инклюзивного образования / Надежда Халимова; Оксана Найданова. - М.:, 2014. - 465 c.
- Формирование образа «Я - будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа», №10-2004
- Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя / Г. А. Цукерман. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 999 c.
Комментарии: