» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021
Автор: Мамеева Эльвира Мерветовна, старший научный сотрудник
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Дата публикации: 18.03.2021
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙВ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Мамеева
Эльвира Мерветовна
старший научный сотрудник сектора
культуры и искусства народов
Дагестана
ГБУ «ДНИИП им. А.А. Тахо-Годи», г. Махачкала
Аннотация.
Данная
статья посвящена особенностям использования информационно-коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста. В
современной жизни использование информационно-коммуникационных технологий в
развитии и воспитании дошкольников представляет собой важную задачу. Применение
ИКТ является необходимым средством для творческого,
познавательного и самостоятельного развития детей дошкольного возраста.
Ключевые
слова: дошкольное образование, познавательный процесс, электронные
ресурсы, развитие дошкольников, творчество.
В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования (далее ФГОС)
применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
становится все более актуальным [1].В настоящее время использование электронныхресурсов становится необходимой
частью современного дошкольного образования. Важность
и необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий в
образовательную деятельность обозначена в Федеральном законе «Об образовании в
Российской Федерации» [2]. Без использования современных информационно-коммуникационных технологий современный образовательный процесс
в ДОО будет проходить намного сложнее.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования – совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и
результатам освоения программы. Одним из условий
профессиональной деятельности педагога ДОО является владение информационно-коммуникационными
технологиями, которые необходимы для планирования, реализации и
оценки образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Информационные
технологии– это методы и приемы, которые обеспечивают обработку,
передачу и отображение информации. В современной жизни эти методы и приемы напрямую
взаимосвязаны с компьютерными технологиями. Коммуникационные технологии определяют
способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В коммуникационных
технологиях компьютер занимает определенное место, который обеспечивает комфортное, многообразное,
взаимодействие объектов коммуникации.
Педагоги дошкольных образовательных организаций
должны:
- знать нормативные документы, которые регламентируют информатизацию образования; уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями в образовательной деятельности;
- обмениваться информацией, пользоваться электронной почтой, средствами интернета, общается на форумах, в чатах и т.д.
- сотрудничать с родителями детей для решения образовательных задач, применять методы и приемы для их психолого-педагогического развития.
Использование
ИКТ в образовательном процессе позволяет
повысить качество образования, помогает дошкольникам овладевать современными
компьютерными технологиями. Через применение
мультимедийного оборудования: компьютера, интерактивной доски, проектора
и экрана и т.д., воспитатели создают такую образовательную среду, которая очень
интересна детям. Компьютерная техника на занятиях привлекает внимание детей: звук,
анимация, мультипликация способствуют повышению у них интереса к изучаемому
материалу, с помощью наглядного материала активизируются творческая и познавательная деятельность, развивается память, воображение
и т.д.С помощью компьютерных технологий можно имитировать различные жизненные ситуации, которые в детском
саду невозможно создать [3].
К тому
же, на занятиях, где применяются информационно-коммуникационные технологии,
дети овладевают навыками чтения,
рисования и письма [4].Инновационные технологии могут проявляться не только в
форме новых программ, но и в других сферах, например, управленческая деятельность,
работа с родителями, которые совместно обеспечивают дружную работу дошкольной образовательной
организации[5].
К
современным образовательным технологиям можно отнести: здоровьесберегающие
технологии; технологии проектной деятельности; технологии исследовательской
деятельности; информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.
В Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования показаны требования к развивающей предметно-пространственной
среде. Для того, чтобы образовательный процесс
проходил эффективно необходима благоприятная информационная атмосфера, а
для этого требуется активная заинтересованность руководителя
дошкольной образовательной организации. Педагог должен комбинировать
традиционные методы обучения и современные информационные технологии, а для
этого необходимо работать над повышением своего профессионализма, владеть
методикой дошкольного образования, использовать свои умения и навыки, осваивать
инновационные технологии, то есть постоянно совершенствоваться. Иногда педагоги
могут допускать некоторые ошибки, перегружать занятие слайдами, быть
недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия конкретного
опыта. Нельзя допускать чрезмерную
усложненность и нагрузку материала, при которой овладение этим материалом
становится трудным для детей. Также необходимо учитывать возрастные и
индивидуальные особенности дошкольников. В соответствии с требованиями СанПиН
2.4.1.1.1249-03 индивидуальные занятия на компьютере проводятся с детьми
старшего дошкольного возраста два раза в неделю не более 15 минут.
Все информационно-коммуникационные
технологии, которые используются в воспитательно-образовательном
процессе с детьми дошкольного возраста, должны удовлетворять всем дидактическим
требованиям, как учебным, так и методическим. Таким образом, можно с
уверенностью сказать, что эффективное использование информационно-коммуникационных технологий
значительно повышает качество работы
дошкольной образовательной организации. ИКТ является необходимым средством воспитания и развития детей, а
также способом повышения мотивации и развития у них творческих способностей и
создания благоприятного эмоционального фона.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования России № 1155 от 17 октября 2013г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2013. С.160.
- Ю.М. Горвиц. Новые информационные технологии в системе образования. М., 2009.
- И.Г. Захарова Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. – 2012.- №1. С. 27-33.
- Ю.М. Горвиц. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании. М., 2008.
Комментарии: