» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021
Автор: Манолий Кристина Юрьевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Самоактуализация личности в профессиональной карьере
Дата публикации: 30.03.2021
УДК
159.9.075
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЕ
Манолий Кристина Юрьевна
Новокузнецкий
институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г.
Новокузнецк
Аннотация. Одной из
личностных характеристик, которые определяют эффективность профессиональной
деятельности и возможность для человека развиваться в профессии, является самоактуализация. Каждый человек способен реализовать свой
творческий потенциал и реализоваться в своей жизни тем, кем он хочет и может
быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается использования всех
своих талантов, потенциалов личности, то есть самоактуализироваться
– стать тем человеком, которым мы можем стать. Цель: исследование самоактуализации личности в
профессиональной карьере у людей разных возрастных групп.
Для
достижения цели были разработаны следующие задачи:
- Изучить понятия «самоактуализация личности» и «профессиональная карьера» на основе психологической литературы;
- Рассмотреть научно-психологические подходы интерпретации понятий по выбранной теме;
- Обосновать методы и методики исследования;
- Подвести итоги исследования.
Практическая
значимость: чтение лекционных и семинарских занятий, диагностика самоактуализации личности при выборе профессиональной
деятельности.
Ключевые
слова: самоактуалиция
личности, профессиональная карьера, саморазвитие.
С
этимологической точки зрения термин «самоактуализация»
является производным от корней «self» и «act», указывая на то, что личность является одновременно
объектом и субъектом самоактуализации, и сама личность
совершает действия направленные на саму себя.
Процесс
самоактуализации — это феномен, затрагивающий
различные стороны системы взаимоотношений человека: его отношение к окружающим
людям, к профессии, к себе самому и к окружающему миру в целом [1].
В ходе
развития науки психологии проблемой самоактуализации
занималось не малое количество ученых А. Маслоу,
К. Роджерс,
К. Хорни, А. Адлера, К. Гольдштейн.
Большой интерес к понятию «самоактуализация» проявил Абрахам Маслоу. Значительное
влияние на взгляды Абрахама Маслоу
оказали социальная психология, гештальт-психология,
психоанализ и работа нейрофизиолога Курта Гольдштейна[2].
В
работах Абрахама Маслоу
разворачиваются пять различных понимания самоактуализации.
В первом понимании (при выделении и описании типов самоактуализирующихся
личностей) самоактуализация представляла собой
личностное развитие. Во втором понимании (в соответствие с первой теорией
мотивации) самоактуализация понималась, как
потребность, анализирующаяся после многих остальных потребностей. В третьем
понимании (согласно теории мотивации нужды и роста – второй теории роста
мотивации) самоактуализация представляла собой как
универсальная движущая сила, побуждающая процессы развития на всех уровнях. В
четвертом понимании (согласно концепции пиковых переживаний) самоактуализация представляла собой, как состояние,
кратковременно доступное в принципе каждому человеку. В пятом понимании (в
соответствии с психологией Бытия и теорией мотивации) самоактуализация
представилась порогом, отделяющим от нового уровня существования, переходом от
Становления к Бытию.
Согласно
К. Роджерсу понятие самоактуализации
является составной частью общей теории личности и психотерапии. Самоактуализация означает процесс развития человеком своего
потенциала с целью формирования полностью функционирующей личности человека.
К. Роджерс считает, что самоактуализация
является единственной тенденцией в поведении человека, тем самым
отклоняя наличие отдельных частных мотивов. Обобщая, представления К. Роджерса многие потребности человека подчинены основам
становления и самоусиления организма в целом.
Американский
психоаналитик и психолог Карен Хорни считала,
что каждый человек обладает способностями, которые возможно дремлют в глубине
сознания. Как правило, эти способности связаны сдерживающим влиянием невроза. В
каждом человеке имеется стремление к самореализации, в желании развиваться как
личность, становиться сильным и цельным человеком. Также Карен Хорни считала, что пробудить всевозможные способности можно
с помощью психоанализа.
Абсолютно
каждый человек стремится всегда к самосовершенствованию и в систему его самоактуализации неотъемлемо входит «система самости».
Профессиональная деятельность традиционно связана с самоактуализацией, она
формирует не только профессиональное самопознание, но и определяет социальный
статус[4]. Так же самоактуализация изменяет
социальные условия человека, все теснее связывается с наполнением
профессионального становления. Такие изменения можно рассматривать в
качественных изменениях способов производства, средств и взаимодействия, а так
же качестве труда. В любом таком изменении непосредственно субъектом
профессиональной деятельности выступает человек, проектирующий и прогнозирующий
собственное будущее в карьере. Психологическая теория и практика рассматривают
понятие «самоактуализация», как некий способ,
свойство или же механизм, которые позволяют соединять жизнь человека в
определенную целостность. Тем самым, не обращая внимания, на
различного рода препятствия, а также на
неопределенность таких существенных характеристик жизни как: профессиональной,
личной и социальной сферы[3].
В
психологической литературе достаточно широко рассмотрена характеристика самоактуализирующейся личности, представлены данные о
взаимосвязи самоактуализации и структурных
характеристик в контексте профессионального становления. Принято выделять четыре основные стадии профессионализации:
- Поиск и выбор профессии.
- Освоение профессии.
- Социальную и профессиональную адаптацию.
- Выполнение профессиональной деятельности.
- В ходе нашего исследования были использованы такие методы, как анализ теоретического материала, психодиагностического тестирования, а также метод математико-статистической обработки эмпирического материала.
- Анализ теоретического материала позволил дать определение основным понятиям, таким как «самоактуализация» и «карьерный рост». Помимо этого, в научной литературе нами была выявлена взаимосвязь самоактуализации личности с профессиональной карьерой. К тому же метод исследования теоретического материала показал степень изученности основных понятий.
- Психодиагностическое тестирование, позволило собрать необходимый материал для дальнейшей обработки. Под методом тестирования в психологии понимают объективный метод психологического диагностического исследования. Применяя его, мы диагностировали то как мотивация влияет на карьерный рост.
- Метод математико-статистической обработки данных (вычисление коэффициента корреляции Пирсона). Благодаря этому методу мы смогли выявить взаимосвязь между самоактуализацией личности и карьерным ростом.
«Диагностика
мотивации профессиональной деятельности» (методика К. Замфир
в модификации А. Реана).
Данная
методика направлена на диагностику мотивации профессиональной деятельности. Так
же в основу методики положена концепция о внешней и внутренней мотивации.
Внутренний тип мотивации говорит о том,
что деятельность для личности сама по себе имеет значение. Внешняя мотивация
отличается тем, что в основе профессиональной деятельности лежит стремление к
удовлетворению каких-либо потребностей по содержанию к своей деятельности
(мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.). Внешние мотивы подразделяются на внешние положительные и внешние отрицательные. Однако
считают, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние
отрицательные.
Методика «Мотивация к успеху» предложенная Т. Элесом.
Данная методика дает оценку силы мотивации к достижению цели, к
успеху. Она представлена в виде теста, состоящего из 41 утверждения, каждое из
которых нужно подтвердить ответом «да» в случае согласия или «нет», в случае не
согласия. В интерпретации результатов по методике оценивается уровень
мотивации к успеху.
Модифицированный
опросник «Диагностики самоактуализации личности
САМОАЛ» (А. В. Лазукин, в адаптации Н. Ф. Калиной). Цель данного опросника состоит в том, чтобы определить уровень самоактуализации личности.
Опросник
«Диагностика самоактуализации личности САМОАЛ» разработан с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Он включает в
себя 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса нужно выбрать
одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагается вычисление
«общего показателя самоактуализации».
Исходя
из данных результатов, выявленных по методике «Диагностика мотивации профессиональной деятельности» (методика
К. Замфир в модификации А. Реана), можно сделать вывод о том, что респонденты в
юношеском и зрелом возрасте имеют оптимальный мотивационный комплекс.
По
методике Т. Элеса «Мотивация к успеху» можно сделать
вывод, что люди юношеского возраста обладают умерено
высокой выраженностью мотивации к успеху. Им свойственен средний уровень риска.
Они не сильно надеются на успех, предпочитают полагаться только на себя. По
модифицированному опроснику «Диагностика самоактуализации личности САМОАЛ» (А. В. Лазукин,
в адаптации Н. Ф. Калиной) выявлено, что стремление к самоактуализации в юношеской возрастной группе менее важно,
чем в зрелом возрасте.
Большее
количество людей зрелого возраста 59 % обладают высшим стремлением к самоактуализации в профессиональной карьере, а 41 %
юношеского возраста обладают чуть меньшим стремлением к самоактуализации.
По
методике «Потребность достижения цели» Ю. М. Орлова выявлено, что у
людей юношеского возраста средняя потребность в достижении цели. Это выражается
в том, что люди юношеского возраста легко берутся за выполнение задач в
достижении своей цели и достигают ее, но при этом они не готовы брать на себя
лишних обязанностей. При анализе результатов методик
выявлено, что самоактуализация личности в профессиональной
деятельность юношеского возраста более выражена, чем у респондентов зрелого
возраста. Для сравнительного анализа мотивации у людей разных возрастных
групп был произведен опрос двух групп, а именно 10 человек юношеского возраста
и 10 человек зрелого возраста. Анализ проводился по методу
математико-статической обработки данных t-критерий Стьюдента.
По
результатам исследования по шкале «Диагностика мотивации профессиональной
деятельности» наблюдается, что в обеих возрастных группах процент внешней
мотивации выше, чем процент внешней положительной мотивации и внешней
отрицательной. А также, при сравнении показателей было выявлено, что
респонденты в юношеском и зрелом возрасте имеют оптимальный мотивационный
комплекс, так как соответствует соотношению между собой трех видов мотиваций:
ВМ>ВПМ>ВОМ.
По шкале мотивации к успеху расчеты сравнительного анализа
свидетельствуют о том, что у людей юношеского и зрелого возрастов существуют
значимые различия. Следовательно, возраст влияет на выраженность мотивации к
успеху. По этой методике можно сделать вывод, что чем младше человек, тем
выраженность мотивации к успеху гораздо выше. И наоборот, чем старше человек,
тем выраженность мотивации к успеху ниже.
При сравнении показателей модифицированного
опросника «Диагностики самоактуализации личности
САМОАЛ» выявлено, что стремление к самоактуализации
в юношеской возрастной группе менее важно, чем в зрелом возрасте. Это говорит о
том что, возможно, самоактуализация выражается в
желаемом, а не в действительном состоянии.
В ходе
расчетов сравнительного анализа по шкале потребности в достижении цели между
людьми юношеского и зрелого возрастов различия оказались незначимыми. Это
свидетельствует о том, что возраст не влияет на потребность в достижении цели.
Список литературы:
- Возрастная периодизация [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://studfile.net/preview/1728538/page:5/.(Дата обращения 16.01.2021г.).
- Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. – 432 с.
- Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. – 2019. – 320 с.
- Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс, 2020. – 280 с.
Комментарии: