» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (49) 2021
Автор: Расим Жавдатович Фаткуллин, Студент-выпусник
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Правовое обеспечение экономической (финансовой) безопасности РФ
Дата публикации: 03.04.2021
УДК
338.2
ПРАВОВОЕОБЕСПЕЧЕНИЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)
БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Фаткуллин
Расим Жавдатович
студент
Прокопьева
Юлия Владимировна
кандидат экономических
наук, доцент кафедры экономики и управления
Вахитов
Артем Ильгизович
студент
ОУ ВО «Южно-Уральский
Технологический Университет», г. Челябинск
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена
Федеральным законом"О безопасности" от 28.12.2010, а так же Федеральными
законами «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О рынке ценных
бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и
другими нормативными актами. В данной научной статье мы рассмотрим
представления о экономической безопасности и о проблемах, которые есть в нашей
стране.
Ключевые
слова: экономическая безопасность, право, финансы, федеральный
закон, законодательство Российской Федерации, экономические преступления,
антикоррупционные меры, финансовый контроль.
Введение:
Правовое
обеспечение экономической безопасности РФ следует понимать как систему правовых
актов, обеспечивающих экономическую безопасность, а также как комплексное
направление правового регулирования, как систему знаний и учебную дисциплину.
Таким образом, существуют различные аспекты понятия «правовое обеспечение
экономической безопасности». Это направление правового регулирования является
комплексным, т.к. в нем используются нормы из разных отраслей права, например,
из конституционного права, административного права, уголовного права,
гражданского права.
Прежде
чем начать, рассмотрим понятия экономической безопасности и финансовой:
Таблица
1- раскрытие понятий «экономическая» и «финансовая» безопасность
Автор |
Термин |
Раскрытие
понятия |
В.К. Сенчагов, Советский
государственный деятель, советский и российский учёный-экономист,
председатель Государственного комитета СССР по ценам. |
Экономическая безопасность |
состояние экономики и
институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита
национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный
оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и
внешних процессов. Экономическая безопасность — это не только защищенность
национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти
создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития |
Л. И. Абалкин, Советский и
российский экономист, доктор экономических наук, профессор, академик РАН.
Являлся заместителем председателя Совета Министров СССР. |
совокупность условий и факторов,
обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и
устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию |
|
Архипов, А. Городецкий, Б.
Михайлов |
способность экономики
обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на
национальном и международном уровнях |
|
Авторы статьи |
представляет собой
совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному
динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять
потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность
на внешних рынках, гарантировать от различного рода угроз и потерь. |
|
М.Е. Каратонов, доктор
экономических наук |
Финансовая безопасность |
состояние экономики, при
котором обеспечивается формирование достаточных финансовых ресурсов
государства в объемах, необходимых для выполнения его задач и функций при
соответствующем контроле за законным их формированием и расходованием |
Каранина Е.В. К 21 Финансовая безопасность
(на уровне государства, региона, ор- ганизации, личности) –
Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015 – 239 с. |
защищенность финансовых
интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень
независимости, стабильности и стойкости финансовой системы страны в условиях
влияния на нее внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, которые
составляют угрозу финансовой безопасности; способность финансовой системы
государства обеспечить эффективное функционирование национальной экономической системы и
постоянное экономическое возрастание. |
|
Авторы статьи |
неотъемлемая часть всей
экономической системы государства, так же способность финансовой системы
страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз,
минимизировать появление экономического ущерба в стране |
Одним
из важнейших элементов экономической безопасности является финансовая
безопасность как часть экономической безопасности государства. Финансовая
безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство
может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия
функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.
Основными
структурными звеньями финансовой безопасности для России являются следующие:
федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый
рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы
корпораций. Таким образом, существует прямая связь между состоянием финансовой
системы и уровнем финансовой безопасности государства, что заставляет разобрать
теоретические аспекты
С точки
зрения этимологии под безопасностью определяется отсутствие опасности.
Источниками опасности могут выступать угрозы, способные оказать какое-либо
негативное воздействие на рассматриваемый объект. Соответственно, национальную
безопасность и экономическую, как ее часть, в узком смысле, можно определить,
как отсутствие внутренних и внешних угроз реализации интересов общества и
государства, экономической системе этого общества.
Исторически
национальная безопасность является более широкой по своей природе. Угроза
государственной безопасности не всегда может означать угрозу национальной.
Исчезновение государства не всегда означает исчезновение нации. В качестве
примера можно рассматривать распад СССР, как государства. Говоря об
экономической безопасности, можно определить ее как часть единого целого, одну
из составляющих национальной безопасности.
Экономическая
безопасность, также как и общественная безопасность, вместе с национальной
обороной, защитой окружающей среды, охраной социальной сферы жизни составляет
единую систему. Но, отмечая тесную связь всех элементов системы, стоит обратить
внимание на важную, а порой - основополагающую роль экономической безопасности.
Таблица
2- Нормативно-правовые документы и организационные структуры, обеспечивающие «экономическую»
и «финансовую» безопасность
Нормативно-правовой документ |
Организационные структуры |
Федеральный закон "О безопасности"
от 28.12.2010 N 390-ФЗ |
Совет безопасности РФ |
Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030
года" |
Управление экономической безопасностью |
Федеральный закон "О валютном
регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ |
Межведомственная комиссия по безопасности в
области экономики |
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред.
от 30.12.2020) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" |
Секция научного совета СБ РФ по экономической
и социальной безопасности |
Федеральный закон "О промышленной
безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ |
Федеральные органы, отвечающие за
экономическую безопасность |
Основные
положения современного понимания национальной и экономической безопасности
нашли свое отражение в принятом 5 марта 1992 года Законе «О безопасности». Этот
закон впервые представил определение безопасности «как состояния защищенности
жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз». [1] Документом, определившим цель и объекты (Гл. I), угрозы
(Гл. II), критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям,
экономической безопасности (Гл. III); меры и механизмы экономической политики,
направленные на обеспечение экономической безопасности (Гл. IV), стала
«Государственная стратегия экономической безопасности (Основных положениях)» от
29 апреля 1996 года. [2]
Особое
место в системе нормативных актов, обеспечивающих безопасность государства, в
том числе - экономическую, занимает Федеральный закон «О безопасности».
Относительно
экономической безопасности, можно обратить внимание на предложенный Е.В.
Овсянниковой механизм ее обеспечения, который включает следующие элементы:
мониторинг экономики и общества в целях выявления, и прогнозирования внутренних,
и внешних угроз экономической безопасности; выработку пороговых, предельно
допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых
приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по
выявлению и предупреждению угроз безопасности экономики обусловленных
глобализацией, характеризуемая рядом признаков. [3]
С
учетом вышесказанного, обеспечение безопасности можно охарактеризовать, как
отлаженные действия уполномоченных органов, направленные на устранение или минимизацию
воздействий, угрожающих интересам личности, общества и государства.
В
настоящее время, несмотря на проведение активных мер по предотвращению
экономических преступлений, ощущается их недостаточность. А именно действия
государства по средствам правовых норм способны сократить, число этих
преступлений. Мерой более действенной, чем усиление контроля и надзора может
быть обеспечение условий, при которых легальная экономическая деятельность в
различных сферах экономики будет выгодна предприятиям. Это не означает снижение
роли контролирующих, фискальных функций. Тем не менее, сочетание различных
способов воздействия способно обеспечить не только экономический эффект, но и
способствовать укреплению экономической безопасности.
В
сегодняшних же условиях, можно констатировать существование пропасти между
легальным и преступным бизнесом. Первый кроме внесения всех установленных
законом платежей сталкивается и с серьезным административным барьером. Второй,
обходя и то и другое, получает преимущества, в том числе и в конкурентной
борьбе.[4]
Таким
образом, современный этап правового обеспечения экономической безопасности в
России можно определить с момента введения в действие Закона «О безопасности» в
1992 году. Существенным стало принятие в 1996 году «Государственнойстратегии
экономической безопасности», которая ввела в оборот понятия, позволяющие
классифицировать угрозы безопасности экономике страны, определять параметры
экономической безопасности и впервые осветила тенденции развития экономической
политики России на среднесрочный период. На данный момент действует Стратегия
национальной безопасности до 2020 года, которая учитывает анализ положения
России в мировом сообществе, определяет основные угрозы и способы защиты
экономики Российской Федерации. [5]
Заключение:
Основными
направлениями обеспечения экономической безопасности выступают: умеренное,
взвешенное государственное планирование экономического развития; борьба с
экономическими преступлениями; антикоррупционные меры; финансовый контроль;
контроль внешнеэкономической деятельности; развитие конкуренции и контроль за
деятельностью монополий и другие.
На
сегодняшний день мы нередко сталкиваемся с неэффективностью действующего
законодательства. Это не всегда говорит о его несовершенстве или несоответствии
нынешней ситуации в стране. Зачастую причиной является недостаток
правоприменительной практики.
В
современных условиях, кроме всех прочих мер, важнейшей для обеспечения
экономической безопасности становится повышение привлекательности законного
бизнеса, оптимизация разрешительных и контрольных процедур, в целом снижение
административного барьера, не в ущерб его базовым функциям. Это может
способствовать как укреплению безопасности, так и раскрытию экономического
потенциала общества, росту экономики. [6]
Список литературы:
- Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. 26.06.2008). Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. ст. 769.
- Указ Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608. // СЗ РФ.
- Е.В. Овсянникова. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации. //Дисс. канд. экон. наук. М., 2018.
- Попова, Н. Ф. Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова, М. А. Лапина ; под редакцией М. А. Лапиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00789-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451663 (дата обращения: 27.03.2021)
- Колычев, А. М. Правовое обеспечение экономики : учебник и практикум для вузов / А. М. Колычев, И. М. Рассолов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 403 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04562-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468971 (дата обращения: 27.03.2021).
- Правовое регулирование экономической деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. Ф. Ручкина [и др.] ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной, А. П. Альбова. — Москва :Издательство Юрайт, 2019. — 315 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8571-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434328 (дата обращения: 27.03.2021).
Комментарии: