» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (50) 2021
Автор: Смирнова Галина Андреевна, студентка
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Удобство использования мобильных версий сайтов интернет-магазинов
Дата публикации: 12.05.2021
УДК 004.5
УДОБСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МОБИЛЬНЫХ ВЕРСИЙ САЙТОВ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ
Смирнова Галина
Андреевна
студентка
научный
руководитель: Грудинин Владимир
Алексеевич
кандидат
технических наук, доцент
Национальный
исследовательский университет ИТМО, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В
данной статье представлено перечисление полезных функций
смартфонов,даются определения таким понятиям, как интернет-магазин и usability, рассматривается в
каких случаях пользователи предпочитают обращаться к мобильным версиям сайтов
интернет-магазинов, а в каких к их приложениям. Также, описаны неудобства, с
которыми пользователи могут столкнуться при использовании мобильных версий
сайтов интернет-магазинов.
Ключевые слова: сайт,
интернет-магазин, приложение,мобильная версия сайта, смартфон, usability.
Количество пользователей интернета с каждым годом
увеличивается, как и пользователей смартфонов. Сегодня, особенно в городах, уже
трудно найти человека в возрасте до 55 лет, который им не пользуется на
постоянной основе, так как такого рода мобильный телефон, помимо выполнения
своей главной задачи – поддержание связи между людьми, сочетает в себе
множество других полезных функций. Например, смартфонвыполняет функциибудильника
и часов, диктофона, фотоаппарата, видеокамеры, плеера, книги, игровой приставки,
карт города. Также,относительно недавно, стало возможным расплачиватьсяс его
помощью.
В паре с интернетом возможности смартфона становятся
еще шире. Например, пользователь может моментально найти товар, прочитать о нем
информацию и купить его на сайте интернет-магазина, ноочевидные положительные аспекты
данного пункта могут быть омраченынепривлекательнымвнешним видом илинеудобством
мобильной версии сайта интернет-магазина. Как следствие, это может отрицательно
сказаться на отношении пользователяксамому магазину, а владелец рискует
остаться без дополнительной прибыли.
Рассмотрим понятие «интернет-магазин».
Согласно ГОСТ
51303-2013[1]интернет-магазин:часть торгового
предприятия/торговой организации или торговая организация, которая
предназначена для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений,
необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах,
продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей
посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для
обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком по
указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
ГОСТ 57489-2017[2]предлагает
следующее определение интернет-магазина: интернет-сайт, посредством которого
продавец осуществляет продажу покупателям товаров дистанционным способом с
использованием сети Интернет.
В основном, мобильным версиям сайтов
интернет-магазинов, а не приложениям, отдают предпочтение в следующих случаях:
-
первое знакомство, то есть в этом случае
пользователь только собирается узнать об интернет-магазине, возможно, он
услышал о немв рекламе или от знакомых,
-
необходима информация «здесь и сейчас»,
то есть пользователь не предполагает, что будет пользоваться сайтом, в том
числе, информацией и продукцией интернет-магазина, которая на нем размещена, в
дальнейшем.
-
пользователь прибегает к услугам интернет-магазина
достаточно редко,
-
пользователь не желает отводить место
для приложения в памяти телефона,
-
умагазина нет приложения.
В
случае, если магазин все же имеет свое приложение, пользователи будут его охотно
задействовать в решении своих задач в следующих случаях:
-
упользователя и компании создались
доверительные отношения,
-
пользователь часто прибегает к услугам
интернет-магазина, поэтому хочет сэкономить время, избежав переходы с одной
страницы на другую в своем браузере,
-
в мобильном приложении есть функции,
работающие без подключения к интернету,например, доступ к карте постоянного
клиента, которую покупатель предоставляет на кассе для получения скидки, накопления
баллов/бонусов и прочего.
-
неудобство и дискомфорт при использовании
мобильной версии сайта, причины которых будут рассмотрены далее.
ГОСТ 55241.1-2012/ISO/TR
9241-100:2010 [3] определяет пригодность использования (usability), как
свойство продукции, при наличии которого установленный пользователь может
применять продукцию в определенных условиях использования для достижения
установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и
удовлетворенностью.
Для того, чтобы рассмотреть с
какими неудобствами может столкнуться пользователь при использовании мобильной
версии сайта интернет-магазина (то есть с причинами, которые снижают его
результативность, эффективность и удовлетворенность),двум независимым
специалистам было предложено зайти на сайты нескольких интернет-магазинов,
найти 3 товара и основную информацию, касающуюся программы лояльности и
доставки.
Среди неудобств, которые отметили
независимые специалисты при использовании мобильных версий сайтов, оказались
размеры кнопок. Например, кнопки, предлагающие связаться с сотрудниками
магазина были достаточно крупными и закрывали собой товар и его наименование. Помимо
этого, были и слишком маленькие кнопки, для нажатия которых необходимо
увеличивать страницу. На крупный сайтах пользователям было сложно сориентироваться
из-за переизбытка общей информации, спонсорских товаров, рекламы. Шапка, закрепленная
при скролле на одном из сайтов, оказалась широкой и препятствовала знакомству
пользователя с товарами. Назойливые всплывающие окнатакже сказались на
отношении пользователей к мобильной версии сайта.Из-за отмеченных недостатков,
оба независимых специалиста признались, что, если у интернет-магазина есть
приложение, то они бы предпочли воспользоваться им, а не мобильной версией.
Полученные результаты и выводы
показывают, что проблема удобства использования мобильных версий сайтов
интернет-магазинов до сих пор существует и не теряет своей актуальности. Для
того, чтобы не лишать себя расширения аудитории, увеличения прибыли и
конкурентной борьбы, владельцам интернет-магазинов, помимо компьютерной версии
сайта необходимо позаботиться и о мобильной.
Список литературы:
- ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. – М.: Стандартинформ, 2014. – 36 с.
- ГОСТ Р 57489-2017 Руководство по добросовестной практике продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет – М.:Стандартинформ, 2020. – С.1.
- ГОСТ Р 55241.1-2012/ISO/TR 9241-100:2010 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 100. Введение в стандарты, относящиеся к эргономике программных средств. – М.: Стандартинформ, 2018. – 18 с.
Комментарии: