» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (50) 2021
Автор: Аллаярова Богдана Радиковна, студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Конфликтное поведение несовершеннолетних подростков
Дата публикации: 12.05.2021
КОНФЛИКТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ
Аллаярова Богдана Радиковна
студентка социально-гуманитарного
факультета
Логачева Л.Р
к. пед.
н., доцент
Башкирский государственный
университет, г. Бирск
Проблема изучения
конфликтов подростков представляет особый интерес, поскольку в научной
литературе подростковый возраст характеризуют как переходный, переломный,
кризисный и конфликтный период в жизни человека. Конфликты в подростковом
возрасте становятся присущи всем сферам человеческой жизни.
Е.С. Шамухаметова выделяет три стадии кризиса подросткового
возраста:
1. Негативная – распад
сформированных ранее отношений и способов поведения.
2. Кульминационная –
пик проявлений негативной кризисной симптоматики.
3. Посткритическая
– период формирования возрастных новообразований, новых отношений и способов
поведения [1, с. 388].
И.М. Гаврилова и О.Ю.
Егорычева отмечают, что подростковый кризис может проходить в двух формах:
кризис зависимости и кризис независимости. К симптомам кризиса независимости
авторы относят упрямство, негативизм, своеволие, отрицательное отношение к
требованиям взрослых. Симптомы кризиса зависимости – чрезмерное послушание,
зависимость от старших, возврат к интересам, свойственным младшим возрастам [2,
с. 303].
Необходимо отметить,
что важным для подростков являются их взаимоотношения со сверстниками, связь с
родителями ослабевает, подростки стремятся к независимости. В связи с этим,
могут возникать межличностные конфликты как между родителем и подростком (на
фоне недопонимания), так и между сверстниками. На наш взгляд, вероятность
возникновения проблем в межличностных отношениях существенно возрастает у тех
подростков, личность которых формируется в особой социальной ситуации развития
под влиянием специфических, часто негативных социальных контекстов.
В рамках своей работы
В.Р. Юнусова и Ю.В. Бадалян обращают особое
внимание на следующие группы подростков, которые попадают в «группу риска»:
подростки, оставшиеся без попечения родителей, подростки с девиантным
поведением, подростки с признаками одаренности [3, с. 80]. Другими словами,
подросток из вышеперечисленных категорий переживает подростковый кризис
особенно остро.
В частности, подростки,
оставшиеся без попечения родителей, испытывают неудовлетворенность в общении,
что представляет особый интерес, поскольку они всегда находятся в группе
сверстников. Подросток из дома-интерната не может установить полноценную связь
с взрослым, поскольку практически отсутствует индивидуальный контакт, чаще
используется групповой подход, а со сверстниками устанавливаются отношения на
практической полезности для ребенка. Подростки с девиантным
поведением сталкиваются с непониманием со стороны педагогов, вызывают
раздражение, общение строится на стереотипах о «трудных» подростках. В
большинстве случаев, дети из этой группы растут в неблагополучных семьях, у них
обесцениваются внутрисемейные связи, и, чаще всего, именно подростки с девиантным поведением изолированы от школьного коллектива,
а для удовлетворения главной потребности на данном этапе жизни – общения со
сверстниками, они ищут поддержку и опору в асоциальных группах. Особая группа –
подростки с признаками одаренности. Безусловно, степень одаренности бывает
разной, и личностные особенности таких подростков также различаются. Они могут
быть приняты коллективом сверстников и иметь высокий социальный статус, но
могут быть и изолированы и сталкиваться с непониманием как со стороны
сверстников, так и со стороны педагогов. В семье одаренного подростка также могут
возникать конфликты, родители могут давить на ребенка, возлагая на него свои
надежды и нереализованность собственных целей, или, наоборот, использовать
попустительский стиль воспитания [3, с. 83-84].
Таким образом, уровень
конфликтности в подростковом возрасте различен и проявляется в зависимости от
стадии кризиса подросткового возраста. В кульминационной стадии самые высокие
показатели уровня конфликтности, в посткритической
стадии – самые низкие, что свидетельствует о том, что это период формирования
конструктивных способов решения конфликтов на основе собственного опыта.
Список литературы:
- Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Шамухаметова Е.С. // В сборнике: Научные исследования и разработки. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Электронный ресурс. – 2017. – С. 388-390.
- Гаврилова, И.М. Подросток и конфликты / Гаврилова И.М., Егорычева О.Ю. // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 303-306.
- Юнусова, В.Р., / Изучение конфликтности, как свойства личности / Юнусова В.Р., Бадалян Ю.В. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2018. – С. 80-88.
Комментарии: