» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (50) 2021

Автор: Аллаярова Богдана Радиковна, студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Конфликтное поведение несовершеннолетних подростков

Статья просмотрена: 389 раз
Дата публикации: 12.05.2021

 

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДРОСТКОВ

Аллаярова Богдана Радиковна

студентка социально-гуманитарного факультета

Логачева Л.Р

к. пед. н., доцент

Башкирский государственный университет, г. Бирск

 

Проблема изучения конфликтов подростков представляет особый интерес, поскольку в научной литературе подростковый возраст характеризуют как переходный, переломный, кризисный и конфликтный период в жизни человека. Конфликты в подростковом возрасте становятся присущи всем сферам человеческой жизни.

Е.С. Шамухаметова выделяет три стадии кризиса подросткового возраста:

1. Негативная – распад сформированных ранее отношений и способов поведения.

2. Кульминационная – пик проявлений негативной кризисной симптоматики.

3. Посткритическая – период формирования возрастных новообразований, новых отношений и способов поведения [1, с. 388].

И.М. Гаврилова и О.Ю. Егорычева отмечают, что подростковый кризис может проходить в двух формах: кризис зависимости и кризис независимости. К симптомам кризиса независимости авторы относят упрямство, негативизм, своеволие, отрицательное отношение к требованиям взрослых. Симптомы кризиса зависимости – чрезмерное послушание, зависимость от старших, возврат к интересам, свойственным младшим возрастам [2, с. 303].

Необходимо отметить, что важным для подростков являются их взаимоотношения со сверстниками, связь с родителями ослабевает, подростки стремятся к независимости. В связи с этим, могут возникать межличностные конфликты как между родителем и подростком (на фоне недопонимания), так и между сверстниками. На наш взгляд, вероятность возникновения проблем в межличностных отношениях существенно возрастает у тех подростков, личность которых формируется в особой социальной ситуации развития под влиянием специфических, часто негативных социальных контекстов.

В рамках своей работы В.Р. Юнусова и Ю.В. Бадалян обращают особое внимание на следующие группы подростков, которые попадают в «группу риска»: подростки, оставшиеся без попечения родителей, подростки с девиантным поведением, подростки с признаками одаренности [3, с. 80]. Другими словами, подросток из вышеперечисленных категорий переживает подростковый кризис особенно остро.

В частности, подростки, оставшиеся без попечения родителей, испытывают неудовлетворенность в общении, что представляет особый интерес, поскольку они всегда находятся в группе сверстников. Подросток из дома-интерната не может установить полноценную связь с взрослым, поскольку практически отсутствует индивидуальный контакт, чаще используется групповой подход, а со сверстниками устанавливаются отношения на практической полезности для ребенка. Подростки с девиантным поведением сталкиваются с непониманием со стороны педагогов, вызывают раздражение, общение строится на стереотипах о «трудных» подростках. В большинстве случаев, дети из этой группы растут в неблагополучных семьях, у них обесцениваются внутрисемейные связи, и, чаще всего, именно подростки с девиантным поведением изолированы от школьного коллектива, а для удовлетворения главной потребности на данном этапе жизни – общения со сверстниками, они ищут поддержку и опору в асоциальных группах. Особая группа – подростки с признаками одаренности. Безусловно, степень одаренности бывает разной, и личностные особенности таких подростков также различаются. Они могут быть приняты коллективом сверстников и иметь высокий социальный статус, но могут быть и изолированы и сталкиваться с непониманием как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов. В семье одаренного подростка также могут возникать конфликты, родители могут давить на ребенка, возлагая на него свои надежды и нереализованность собственных целей, или, наоборот, использовать попустительский стиль воспитания [3, с. 83-84].

Таким образом, уровень конфликтности в подростковом возрасте различен и проявляется в зависимости от стадии кризиса подросткового возраста. В кульминационной стадии самые высокие показатели уровня конфликтности, в посткритической стадии – самые низкие, что свидетельствует о том, что это период формирования конструктивных способов решения конфликтов на основе собственного опыта.

Список литературы:

  1. Шамухаметова, Е.С. Исследование конфликтности в подростковом возрасте / Шамухаметова Е.С. // В сборнике: Научные исследования и разработки. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Электронный ресурс. – 2017. – С. 388-390.
  2. Гаврилова, И.М. Подросток и конфликты / Гаврилова И.М., Егорычева О.Ю. // Молодой ученый. – 2018. – № 24 (210). – С. 303-306.
  3. Юнусова, В.Р., / Изучение конфликтности, как свойства личности / Юнусова В.Р., Бадалян Ю.В. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. – Смоленск, 2018. – С. 80-88.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: