» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021
Автор: В.В. Борисенко, Д.Р. Аюбов, Д.А .Дейнега, А.Д. Токарев, Студент академического колледжа
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Автоматизированные информационные системы.
Дата публикации: 18.05.2021
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Д.Р. Аюбов, В.В. Борисенко, Д.А. Дейнега, А.Д. Токарев
студент
научный
руководитель: А.А.Куценко
преподаватель
НАН ЧОУ ВО «Академия маркетинга и социально-информационных
технологий – ИМСИТ», г. Краснодар
1.Понятие
информационной системы
Система (system – целое, составленное из частей; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя.
Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами.
Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы.
Структура
системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы,
определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы
разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями.
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты.
Информационная
система— это взаимосвязанная совокупность средств,
методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в
интересах достижения поставленной цели.
Необходимо
понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры,
оснащенные специализированными программными средствами, являются технической
базой и инструментом для информационных систем. Информационная система
немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и
телекоммуникациями.
В
нормативно-правовом смысле информационная система определяется
как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и
информационных технологий, в том числе и с использованием средств
вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» [Закон РФ
«Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995, № 24-ФЗ].
Классификация информационных систем по функциональному признаку
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.
В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая деятельность [1].
2. Автоматизированные информационные системы
Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию установленных функций.
ИС - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ — человеко-машинные системы для поиска, сбора, накопления, хранения, передачи, обработки информации с использованием вычислительной техники, компьютерных информационных сетей, средств и каналов связи.
Основная цель АИС - хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей. К основным принципам автоматизации информационных процессов относят: окупаемость, надежность, гибкость, безопасность, дружественность, соответствие стандартам [2].
Выделяют четыре типа АИС:
1) Охватывающий один процесс (операцию) в одной
организации;
2) Объединяющий, несколько процессов в
одной организации;
3) Обеспечивающий функционирование
одного процесса в масштабе нескольких взаимодействующих организаций;
4) Реализующий работу нескольких
процессов или систем в масштабе нескольких организаций.
АИС можно представить как комплекс автоматизированных информационных технологий, составляющих ИС, предназначенную для информационного обслуживания потребителей.
Цель автоматизации информационных процессов - повышение производительности и эффективности труда
работников, улучшение качества информационной продукции и услуг, повышение
сервиса и оперативности обслуживания пользователей [3].
Соответственно,
на наш взгляд, можно выделить следующие виды АИС, используемые в медицине:
- автоматизированные системы обработки данных (АСОД);
- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);
- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);
- автоматизированные рабочие места (АРМ);
- автоматизированные системы управления (АСУ);
- экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений;
Классификация АИС определяет место каждой системы, ее связь с другими системами и пути возможного построения новых информационных систем.
АИСС и АСОД получило название автоматизированной информационно-расчетной системы, а в состав АСУ может входить одновременно несколько АРМ и ЭС.
Рассмотрим
каждый из перечисленных в классификации типов АИС подробнее и приведем
конкретные примеры использования соответствующих систем.
Автоматизированные системы обработки данных (АСОД) предназначены для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются входные данные, известны алгоритмы и стандартные процедуры обработки. АСОД применяются в целях автоматизации повторяющихся рутинных операций управленческого труда персонала невысокой квалификации.
АИПС - система, обеспечивающая отбор и вывод информации по заданному в запросе условию.
АИСС называются системы, работающие в интерактивном режиме и обеспечивающие пользователей сведениями справочного характера. Они производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных.
АРМ называется индивидуальный комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации профессионального труда специалиста. В состав АРМ входят, как правило, ПК, принтер, графопостроитель, сканер и другие устройства, а так же такие прикладные программы, как например, текстовые редакторы, электронные таблицы, средства деловой графики и офисные приложения. АРМ являются основной средой ИТ автоматизации профессиональной деятельности.
АСУ представляет собой комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации управления различными объектами [4].
Экспертная система (ЭС) – это система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющая на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.
Автоматизированные экспертные системы представляют собой комплексы программного обеспечения ЭВМ, основанные на алгоритмах искусственного интеллекта, в особенности на методах решения проблем, и предполагающие использование информации, полученной от специалистов.
Экспертная система основана на знаниях. Знания возникают как результат переработки информации, накопленной в определенной предметной области.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;
- совершенствование системы документооборота;
- наличие и использование системы классификации и кодирования;
- владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
- создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы [5].
Список литературы:
- Федорова Г.Н. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отдалённой направленности : учеб. пособие - Г.Н. Федорова. — М. :КУРС : ИНФРА-М, 2019. — 336 с.
- Голицына, О.Л. Автоматизированные программы в программирование: Учебное пособие - О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2018. - 400 с.
- Голицына, О.Л.Программное обеспечение: Учебное пособие - О.Л. Голицына, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - 3-e изд., перераб.и доп. - М.: Форум, 2017. - 448 с.
- Ананьева Т.Н. Стандартные программы для автоматизации в системе: Учебное пособие - Ананьева Т.Н., Новикова Н.Г., Исаев Г.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 232 с.
- Плотникова Н.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): учеб. пособие - Н.Г. Плотникова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 124 с.
Комментарии: