» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021
Автор: Щербакова Ульяна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование спортивной культуры у студентов
Дата публикации: 27.05.2021
УДК 796.01
ФОРМИРОВАНИЕ
СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ
Щербакова Ульяна
Александровна
студент
Данилова
Алла Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Самарский государственный технический университет, г. Самара
Аннотация. В статье приводятся факторы, влияющие на снижение мотивации и ухудшение динамики двигательной подготовленности студентов, а также причины негативного влияния на состояние здоровья студенческой молодежи. Выделяется проблема поиска нетрадиционных технологий, подходов активизации двигательной деятельности и создание устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Формирование спортивной культуры у студентов рассматривается через занятия легкой атлетикой. Предлагаются четыре основных этапа тренировки, взаимосвязанных с годами обучения в вузе.
Ключевые слова: студенты, спортивная культура, физическое воспитание.
Важными составляющими конкурентоспособности молодежи в злободневных условиях жизнедеятельности являются формирование спортивной культуры, повышение физической подготовленности, системные занятия спортом. В современной действительности наблюдается ухудшение состояния здоровья, а также уровня физической подготовленности молодежи в процессе обучения в вузе.
Еще больше усугубляет возникшее положение отсутствие у большей части студентов необходимой мотивации к системным занятиям физической культурой и спортом. По этой причине назрела проблема поиска нетрадиционных технологий и подходов стимуляции двигательной деятельности и формирование стабильной мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом.
Для молодого поколения формирование
мотивации есть путь, и чаще он кажется непосильным. Для того,
чтобы пройти его, помочь понять всю серьезность активной двигательной
деятельности и важность получаемого результата – необходимо вызвать интерес к
занятиям физической культурой, повлиять на формирование верных и необходимых
потребностей: в физическом самосовершенствовании и в регулярных занятиях, что в
совокупности и приведет студента к цели – улучшение своего здоровья, а также
повышение умственной работоспособности [1].
Причин, негативно влияющих на
состояние здоровья студенческой молодежи, много: снижение уровня жизни,
ухудшение условий труда и отдыха, состояние окружающей среды, качество и
структура питания и др. Нельзя не учитывать тот факт, что 90% молодежи
ориентированы на умеренную по объему и интенсивности физкультурную
деятельность, но не на активную спортивную. Вследствие этого, уровень развития
физических качеств в процессе обучения в вузе
снижается. Одновременно с этим, значительное уменьшение количества часов на
физическое воспитание на старших курсах также приводит к уменьшению физической
активности.
Учеба в вузе — важный этап
становления будущего специалиста. Речь идет не только о приобретении
специальных знаний, но и о постижении смысла физического воспитания, эстетики
физических упражнений, спортивной этики, знания основ спортивной гигиены,
выработке устойчивых привычек к регулярным занятиям физическими упражнениями
[3].
Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, повышением качества жизни и работоспособности студенческой молодежи. Наряду с профессиональным уровнем состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей уровня подготовки специалистов высокой квалификации, как основу творческого долголетия научных кадров [2].
Для многих
специальностей профессионально важными физическими качествами являются общая
выносливость, сила, быстрота, но их развитие имеет свою гетерохронность. В то же время все перечисленные физические качества
взаимосвязаны между собою и дополняют друг друга. Выносливость — единственное
из качеств, у которого прямая зависимость от состояния сердечно-сосудистой
и дыхательной систем. Тесную связь с выносливостью имеет умственная и
физическая работоспособность. А сила мышц взаимосвязана с функциями органов и
систем организма человека, с его эмоциями и энергетикой. Мышцы — с центральной
и периферической нервной системой, железами внутренней секреции. У
тренированной мышцы больше возможностей для предохранения всего организма
человека от пагубных воздействий учебной и производственной деятельности. С
профессиональной готовностью непосредственно связана быстрота, так как уровень
ее развития влияет на подвижность нервных процессов, оперативность мышления, а
также умственную работоспособность.
Наибольшие возможности для воспитания этих профессионально важных качеств имеют такие виды спорта, как легкая атлетика, лыжные гонки, спортивные игры, единоборства, плавание и гимнастические упражнения. В вузе студентам позволяют определиться в выборе конкретного вида спорта или какой-либо системы физических упражнений для регулярных занятий.
Рассмотрим формирование спортивной культуры у студентов через занятия легкой атлетикой. Легкая атлетика — наиболее массовый вид спорта, который способствует всестороннему развитию человека, потому что объединяет распространенные и жизненно-важные движения. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают выносливость, быстроту, силу и другие качества, которые необходимы человеку в повседневной жизни. В системе физического воспитания легкая атлетика занимает ведущее место благодаря дозируемости, разнообразию, доступности, а также ее прикладному значению.
В процессе спортивной подготовки решались следующие задачи:
- гармоничное физическое развитие студентов, разносторонняя подготовка, укрепление здоровья;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- подготовка инструкторов — общественников и судей по легкой атлетике;
- теоретическая подготовка с основами педагогики, физиологии, лечебной физической культуры.
Научные исследования и передовой спортивный опыт демонстрируют, что для достижения гармоничного физического развития требуется использовать обширный комплекс средств и методов спортивной тренировки. Отдельное место в системе подготовки студентов-спортсменов должны занимать упражнения специального и общеразвивающего характера, а также в затрудненных и облегченных условиях.
Тренировочный процесс рассматривается как целостная динамическая система, где на каждом конкретном этапе происходит решение специфических задачи по развитию двигательных качеств, формированию технического мастерства и выбору средств, методов и величин тренировочных воздействий.
Процесс многолетней тренировки студентов-спортсменов реализуется на основе следующих основных методических положений:
- преемственность задач, средств и методов тренировки студентов-спортсменов I, II, III, IV курсов;
- постепенный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: с ростом спортивного мастерства в тренировочном процессе увеличивается доля средств специальной подготовки за счет сокращения ОФП;
- непрерывное совершенствование спортивной техники;
- правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок;
- строгое соблюдение принципа постепенности возрастания тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки студентов-спортсменов;
- развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней тренировки [4].
Весь процесс тренировки студентов-спортсменов делится на четыре основных этапа и взаимосвязан с годами обучения в вузе.
I этап — проведение медицинского и педагогического обследования.
На этом этапе важно определить возможности и индивидуальные особенности студентов. Тренеру-преподавателю необходимо знать своих воспитанников, их, условия учебы и жизни, характер и склонности.
К занятиям легкой атлетикой допускаются лишь те студенты, которые отнесены к основной медицинской группе. В эту группу входят лица, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональной подготовленности, а также лица, имеющие незначительные, чаще функциональные отклонения, но не отстающие по своему физическому развитию и функциональной подготовленности.
II этап — начальная спортивная специализация. Задачи: укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение различным физическим упражнениям, привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
Возраст 17–18 лет является неким переходом к периоду полного формирования организма. Поэтому можно считать, что студенты первого курса вправе начинать специализированные занятия в выбранном виде спорта.
Перед началом тренировочного года и после этого через каждые полгода проводятся антропометрические измерения. Данные обследования помогают выработать правильную оценку возможностей органов и систем студента-спортсмена, обнаружить сильные и слабые стороны его организма.
На данном этапе физическая подготовка при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования. Спортсмен должен получить достаточный уровень овладения техникой многих специально-подготовительных упражнений для того, чтобы сформировать у себя способности к быстрому освоению техники избранного вида легкой атлетики. Такой подход обеспечит в дальнейшем умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований и функционального состояния спортсмена.
III этап — углубленная тренировка.
На этом этапе создаются необходимые предпосылки для исключительно напряженной подготовки для максимальной реализации индивидуальных возможностей. Работа направлена на формирование фундамента специальной подготовленности и устойчивой мотивации, позволяющей достигнуть высоких результатов. Этот этап реализуется на втором курсе обучения в вузе. Из-за сдачи зачетов и экзаменов возникает стрессовая ситуация с активизацией адаптивных сил организма. Важно выбрать меру тренировочных и соревновательных нагрузок, которая, с одной стороны, создаст предпосылки для начальной реализации индивидуальных возможностей, оставит резервы для усложнения тренировочного процесса, а с другой позволит вовремя, без задолженностей проводить учебный процесс.
Если в начале этапа применяется больше общая подготовка, то к концу она становится более специализированной.
IV этап — спортивное совершенствование.
Во время него происходит достижение максимальных результатов. Основная задача этапа — максимально использовать тренировочные средства, способные вызвать активное протекание адаптационных процессов. Вследствие этого увеличивается доля специальных упражнений в общем объеме тренировочной нагрузки, а также соревновательная практика.
Этап спортивного совершенствования совпадает с учебой на третьем, четвертом и пятом курсах. От студентов-спортсменов требуется повышенная умственная и физическая активность. Необходимо скорректировать тренировочный процесс в соответствии с учебными планами. Совокупность учебного времени составляет в среднем 9–12 часов в день.
Студенты, которые регулярно занимаются легкой атлетикой и не прерывают занятий даже в период экзаменов, более благополучно для своего здоровья проходят этот период студенческой жизни. Кроме того, среди учащихся вузов, занимающихся спортом, наблюдается наиболее рациональное использование времени в режиме дня, в отличие от студентов, которые не занимаются спортом.
Таким образом, формирование спортивной культуры, через занятия одним или несколькими видами спорта, позволяет раскрыть и реализовать реальные и потенциальные возможности, является перспективным средством приобщения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, здоровому образу жизни.
Список литературы:
- Беляничева В. В. «Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов». / Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики - Саратов, 2009г.
- Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов/Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев//Государственный университет информационных технологий, механики и оптики. – С-П, 2005. – 94 с.
- Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания. В 2 т. Т. 1. Общие основы теории и методики физического воспитания: учебник для вузов физкультуры / Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
- Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства: Примерная программа спортивной подготовки для детско юношеских спортивных школ/ В. Г. Никитушкин [и др.]. – М.: Советский спорт, 2004. – 88 с.
Комментарии: