» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021
Автор: Мындреску Олеся Игоревна, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Местное самоуправление как институт публичной власти и гражданского общества
Дата публикации: 05.06.2021
МЕСТНОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Мындреску
Олеся Игоревна
студентка первого курса магистратуры
ВОЛГУ, г. Волгоград
Аннотация. В
условиях формирования правового государства, становится актуальным вопрос о
развитии гражданского общества и местного самоуправления. Внесенные поправки в
Конституцию летом 2020 года обусловили изучение новых вопросов, касающихся
взаимосвязи местного самоуправления, публичной власти и гражданского общества.
В статье проведен анализ взаимосвязи местного самоуправления с гражданским
обществом, а также публичной властью, частью которой теперь является местное
самоуправление.
Ключевые
слова: правовое государство, местное самоуправление, гражданское
общество, институт, поправки, Конституция, закон.
Местное самоуправление является
важным элементом правового государства, которым является Российская Федерация,
о чем прямо говорит ст. 3 Конституции РФ. Значимость данного элемента
составляет еще и то, что в Основном законе страны местному самоуправлению
посвящена целая глава, что отводит ему одну из ключевых ролей в государственном
строе.
Местное самоуправление
представляет собой институт, в котором очень высока роль активной деятельности
населения. Он также входит в систему публичной власти, о чем закрепляет
Конституция Российской Федерации. Можно сказать, что местное самоуправление является
односистемным и однопорядковым явлением государственного характера, но при этом
в систему государственной власти он не входит.
Поправки в Конституцию, которые
были приняты в июле 2020 года, изменили отношения между государственной властью
и местным самоуправлением. Так, исходя из ст. 132 Конституции Российской
Федерации, органы местного самоуправления наряду с органами государственной
власти входят в единую систему публичной власти с целью более успешного решения
конкретных задач, которые ставятся перед ними[1].
Статья 131 Конституции Российской
Федерации также предполагает появление новых возможностей для органов
государственной власти. В частности это может быть реализовано по вопросам непосредственного
участия в формировании органов местного самоуправления, а также назначением
должностных лиц.
Конституционные аспекты,
которые также характеризуют местное самоуправление как область публичной власти
заключатся в следующем:
- Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти в конкретных муниципальных образованиях, что является неотделимой частью государственного устройства;
- Местное самоуправление – это институт правового положения личности и гражданина в целом, который обеспечивает самостоятельность публичной власти в РФ;
- Местное самоуправление – это один из аспектов конституционного строя РФ, а также является элементом гражданского общества, так как через него народ осуществляет свою власть и напрямую участвует в жизни государства.
До сих пор остается актуальным
вопрос о том, как местное самоуправление соотносится с публичной властью.
Сегодня существует точка зрения, что положения, которые закреплены в
Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» лишь умаляют права местного самоуправления, однако на
деле этому мнению достаточных оснований найдено не было.
В июле 2020 года уже были
предприняты попытки вовлечь местное самоуправление в институт публичной власти
путем конституционного закрепления факта вхождения местного самоуправления и
органов государственной власти в систему публичной власти. Однако дальнейшие
вопросы требуют доработки.
Так, первоначально, необходимо
более детально проработать теоретическую основу института местного
самоуправления, так как он представляет собой носителя власти в субъектах,
поэтому интересы населения должны учитываться при принятии решений на
федеральном уровне.
Ни один нормативно-правовой акт
не содержит четкого перечня, который бы закреплял критерии, по которым
происходит разграничение юрисдикции органов местного самоуправления, осуществляющие
власть в муниципальных образованиях, а также органов государственной власти,
осуществляющих власть на федеральном уровне. Необходимо учитывать и способы
реализации публичной власти вместе с эффективностью решения возникающих
проблем, а также от компетенции органов, которая присуща им на конституционном
уровне[2].
Обязательным условием
функционирования и развития любого демократического государства является
существование в его рамках местного самоуправления.
Известно, что систему публичной
власти составляют, как граждане, которые проживают на территории Российской
Федерации, так и система управления, которая представлена тремя уровнями:
федеральным, региональным и местным. Не стоит забывать, что все уровни
публичной власти являются равноценными и равнозначными.
Все эти три уровня управления
имеют свои функциональные и организационные особенности, а также полномочий и
ответственности, даже несмотря на то, что народ представляется единственным
источником публичной власти на территории всей Российской Федерации без
исключения.
Но, все-таки, можно прийти к
выводу, что местное самоуправление характеризуется базой для публичной власти.
Таковой оно выступает лишь потому, что наиболее приближен к народу, так как
осуществляет свою деятельность в муниципальном образовании и решает вопросы
местного значения, делая тем самым жизнь местного населения лучше. Уровень
самодостаточности, а также самостоятельности органов местного самоуправления
определяется путем характеристики прочной всей публично-властной системы. Но,
также необходимо отметить и важное значение местного самоуправления в системе
сдержек и противовесов. Роль местного самоуправления здесь заключается в
недопустимости концентрации властных полномочий ни на одном из уровней
управления, что определяет уровень устойчивости государственного устройства
страны как федерации.
Увеличение влияния политики,
которая проводится государством в области местного самоуправления взаимосвязано
с имеющимися проблемами развития местного самоуправления в российском
государстве как института публичной власти. Ключевым для государственных
органов власти должен стать вопрос о том, как создать эффективную систему
взаимодействия сразу трех институтов: государственной власти, местного
самоуправления и гражданского общества. Это окажет положительный эффект и
приведет к тому, что население будет вовлечено в процессы управления
государственными делами, а также делами, которые касаются вопросов местного
самоуправления. Общество будет реализовывать контроль за деятельностью органов
публичной власти, куда теперь также входя и органы местного самоуправления.
Для определения роли местного
самоуправления в гражданском обществе, необходимо определить, что же оно
представляет собой. В целом, гражданское общество – это система отношений и
интересов, а также экологических, социальных и иных общественных структур,
которые существуют в конкретном обществе, исключая вмешательство государства.
Но при этом, оно активно сотрудничает с государством.
Изучая исторический аспект,
гражданское общество в России начало свое существование только лишь в конце XX
века в процессе развития Российской Федерации как правового государства. До
этого момента, как известно, в государстве на протяжении всей истории его
существования был установлен тоталитарный режим с полным подчинением всех сфер
общественной жизни напрямую государственной власти. Следовательно, ни о каком
гражданском обществе как самостоятельном явлении речи не шло.
Взаимосвязь местного
самоуправления и гражданского общества выражается в том, что через органы
местного самоуправления население решает вопросы местного значения,
самостоятельно осуществляет деятельность в конкретном муниципальном
образовании, исходя из исторических и иных условий, без влияния государственной
власти[3].
Признаки гражданского общества заключается в следующем[4]:
- Приоритет и защита прав и свобод человека и гражданина;
- Гарантия и признание различных форм собственности;
- Соблюдение принципа разделения властей;
- Идеологический плюрализм;
- Многопартийность;
- Развитие и признание местного самоуправления;
- Свобода вероисповедания;
- Право на создание некоммерческих организаций и т.д.
Таким образом, как видно из
структуры гражданского общества, местное самоуправление является составной его
частью, что также говорит о взаимосвязи двух этих структур.
Гражданское общество является
обязательным условием формирования правового государства, отсюда
предназначением такого общества является удовлетворение различных материальных
и духовно-культурных потребностей человека. В условиях развитого гражданского
общества создаются реальные предпосылки для наиболее полной реализации
возможностей и способностей граждан, подлинного народовластия, свободы выбора
ориентации личности в социально-экономической, духовной и иных сферах жизни
общества. Находясь между личностью и государством, выступая в качестве
посредника, гражданское общество обеспечивает подчинение государства праву,
контроль общественных институтов за государственной властью, невмешательство
государства в сферу частной жизни личности, защищенность прав, свобод, законных
интересов граждан и создаваемых ими общественных объединений[5].
Гражданское общество находило
свое отражение в трудах таких ученых как И. Кант, Ф. Гегель и многие другие.
Так, например, Кант считал, что: «Сущность гражданского общества выражается в вопросах
его влияния на правовое положение граждан и государства». Он также считал, что уровень
правовой культуры влияет на процессы формирования гражданского общества.
В свою очередь, И. Г. Фихте
утверждал, что: «Государство – это особый элемент, при котором осуществляется
использование всех сил всех граждан в интересах общей цели; ибо общая цель есть
именно цель всех без исключения, взятых как род».
Г. В. Гегель иначе формулировал
теорию развития гражданского общества. Он изучал данное явление, сравнивая его
с государством, так как именно оно выступает ключевыми предпосылками к
становлению и развитию гражданского общества[6].
В работах марксистов также были
затронуты вопросы гражданского общества. Например, К. Маркс, в своих работах
писал о том, что: «Семья и гражданское общество, действительные части
государства, действительные духовные реальности воли, они способы существования
государства. Семья и гражданское общество сами себя превращают в государство.
Именно они являются движущей силой. Государство выступает предпосылкой
гражданского общества, фактором его развития, оно вносит политические начала в
гражданское общество, но гражданское общество социально обусловливает
политические начала публичной власти, делает их содержательными»[7].
Вместе с Марксом, Ф. Энгельс
сформулировали в обществе новые знания о гражданском обществе. Теперь помимо
государства и семьи, к субъектам формирования гражданского общества стали
относиться классы, как господствующие, так и угнетенные.
Энциклопедия Брокгауза-Ефрона
уделяет гражданскому обществу несколько слов: «Это не что иное, как употребляемое
в особом смысле некоторыми юристами обозначение совокупности лиц, которые в
данное время и на данной территории участвуют в образовании гражданского права.
Член гражданского общества выступает или в качестве субъекта гражданских прав,
или в качестве власти (законодательства и суда), которая по призыву субъектов
защищает их права».
Необходимо отметить, что
отношение к изучению проблем гражданского общества продолжает оставаться весьма
противоречивым при изучении социальной жизни России. Если философы и политологи
отдают приоритет развитию вопросов гражданского общества в повестке дня своих
исследований, то ученые-юристы, как можно заметить, отстают в этом, иногда
говоря, что категория «гражданское общество» не является законной, а отсюда и
не требует юридического рассмотрения.
Местное самоуправление вместе с
гражданским обществом может существовать только в пределах правового
государства, в котором права и свободы человека и гражданина гарантируются,
защищаются и реализовываются в действительности. Можно вспомнить, что в
Советском Союзе понятия «местного самоуправления» не существовало вовсе, Советы
на местах подчинялись напрямую центру, ввиду чего более чем на полвека о
местном самоуправлении было забыто.
В процессе улучшения жизни
граждан, местное самоуправление играет первостепенную роль. В качестве примера
можно рассмотреть программы по модернизации системы здравоохранения в регионах,
а также программы по сельскохозяйственному развитию, программы в сфере
образования, а также многие другие, что позволяет делать жизнь на местах лучше,
тем самым упрощая и освобождая федеральные органы власти от дополнительных
полномочий.
Большинство местного населения,
к сожалению, не знают о том, каков потенциал заложен в местном самоуправлении и
насколько оно важно, поэтому говорить о полноценном гражданском обществе,
которое готово взаимодействовать с органами местного самоуправления пока не
представляется возможным. Однако данная проблема требует решения для успешной
реализации власти народа, которая имеется в государстве и осуществляется через
различные способы, в том числе и через гражданское общество.
В последнее время разговоры о
том, какое же место занимает местное самоуправление в процессе становления и
развития гражданского общества и страны в целом достигли максимума. Статья 12
Конституции Российской Федерации говорит о том, что органы местного
самоуправления не включены в органы государственной власти, а значит, являются
обособленной. Но, некоторые ученые считают, что местное самоуправление можно
все-таки отнести к государственной власти, отдавая ему самый низкий уровень во
всей системе государственной власти.
С одной стороны, такая точка
зрения имеет место быть, ведь процесс формирования органов местного
самоуправления начался непосредственно сверху, от государства, который
стремился обеспечить управление в субъектах государства, путем высвобождения
полномочий и передачи их части органам на местах.
Изучение и уяснение тенденций
развития местного самоуправления, которое представляет собой сложносоставной и
многозадачный институт является важным аспектом. Это имеет важность для разработки
демократических принципов, которые будут применены в сфере государственного
управления.
Этот вопрос имеет свою
значимость в условиях современного развития Российской Федерации как
государства, в котором преобладают мультикультурные и мультинациональные черты.
Западная модель развития гражданского общества не является примером для
российской модели гражданского общества, так как западные страны и российское
государство развивались совершенно по разным путям, а значит, что каждая страна
исходит из своих особенностей. Необходимо разработать методологическую основу
для становления гражданского общества в условиях российской государственности,
а также необходим анализ происходящих процессов, которые характеризуют, как
власть, так и гражданское общество вместе с местным самоуправлением. От того,
насколько это будет успешно реализовано и зависит путь Российской Федерации к
гражданскому обществу, а также, результат реформирования и укрепления местного
самоуправления в системе национальных ценностей с точки зрения политики и
культуры.
Подводя итог, можно сказать,
что ввиду поправок в Конституцию Российской Федерации в июле 2020 года, местное
самоуправления теперь непосредственно входит в публичную власть и осуществляет
ее совместно с органами государственной власти. Говоря о гражданском обществе,
то это самостоятельный элемент общественной жизни, в который местное
самоуправление входит как вспомогающий элемент в реализации полномочий
гражданского общества. Так, через местное самоуправление население разрешает
волнующие вопросы в конкретном муниципальном образовании. После вхождения
органов местного самоуправления в систему публичной власти, можно предположить,
что гражданское общество уже не сможет самостоятельно, без государственного
влияния осуществлять свою деятельность, ведь, как известно, публичная власть –
это управление государства над обществом. Поэтому остается лишь наблюдать за
тем, какое развитие это получит дальше и как проявится включение местного
самоуправления в область публичной власти наряду со взаимодействием с
гражданским обществом.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Российская Федерация. Конституция. – Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.04.2021). – Текст : электронный.
- Алексеев, О. Б. Муниципальная повестка дня: местное самоуправление в структуре российской государственности [Текст] / О.Б. Алексеев, О.И. Генисаретский, П.Г. Щедровицкий // Полития. - 1998. - № 4 (10).
- Васильев В.И. Местное самоуправление: история и современная практика // Журнал российского права. Издательство «НОРМА». – 2015. – № 3. – С. 5–15.
- Галимов Р. М. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества // Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 11(39). – С. 170-174.
- Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: Конституционные вопросы: ав-тореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 2003.
- Забнева Э. И. Роль института местного самоуправления в становлении гражданского общества // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019.
- Колесников А. В. Местное самоуправление как элемент единой системы публичной власти // Образование и право. – 2020. – С. 44-49.
- Кочнева С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации // Актуальные проблемы юриспруденции: Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. - 2017. – С. 42-45.
- Петухов Р. Что поправки в Конституцию меняют в судьбе местного самоуправления // Ведомости. Режим доступа: URL: https://www. vedomosti.ru/opinion/articles/2020/01/24/821369- popravki-v-konstitutsiyu (дата обращения: 24.04.2020).
- Шубина, Н. В. Гражданское общество и местное самоуправление: взаимосвязь становления и развития [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Шубина. - СПб., 2002.
[1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) / Российская Федерация. Конституция. –
Доступ из СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 23.04.2021). – Текст :
электронный.
[2] Колесников А. В. Местное самоуправление
как элемент единой системы публичной власти // Образование и право. – 2020. –
С. 44-49.
[3] Алексеев, О. Б. Муниципальная повестка
дня: местное самоуправление в структуре российской государственности [Текст] /
О.Б. Алексеев, О.И. Генисаретский, П.Г. Щедровицкий // Полития. - 1998. - № 4
(10).
[4] Забнева Э. И. Роль института местного
самоуправления в становлении гражданского общества // Медицина. Социология.
Философия. Прикладные исследования. – 2019.
[5] Забнева Э. И. Роль института местного
самоуправления в становлении гражданского общества // Медицина. Социология.
Философия. Прикладные исследования. – 2019.
[6] Кочнева С.А. Местное самоуправление в
Российской Федерации // Актуальные проблемы юриспруденции: Сборник статей по
материалам III международной научно-практической конференции. - 2017. – С.
42-45.
[7] Шубина, Н. В. Гражданское общество и
местное самоуправление: взаимосвязь становления и развития [Текст] : автореф.
дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Шубина. - СПб., 2002.
Комментарии: