» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021
Автор: Морарь Ю.Л., Петрухина В.В., Преподаватели географии и математики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у современных школьников
Дата публикации: 11.06.2021
УДК 37.017.4 + 37.022
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ
Морарь
Юлия Леонидовна,
выпускник аспирантуры
БФУ им. И. Канта, направление подготовки
05.06.01 Науки о Земле, направленность «Экономическая, социальная, политическая
и рекреационная география»,
преподаватель географии
Петрухина
Виктория Викторовна
преподаватель математики
Филиала НВМУ г.
Калининграда, г. Калининград
Аннотация. В
рамках данной статьи рассмотрены понятие и классификация универсальных учебных
действий в соответствии с ФГОС. Согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту универсальные учебные действия представляют собой действия,
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться. В данной статье дана трактовка понятию
коммуникативных универсальных учебных действиях. Приводится анализ уровней развития коммуникативных универсальных
учебных действий.
Ключевые
слова: универсальные учебные действия, Федеральные государственный
образовательный стандарт, коммуникативные способности, коммуникативные
универсальные учебные действия, информационно-коммуникационная компетенция.
Серьезные изменения в
политической, экономической и культурной жизни России инициировали интенсивный
процесс реформирования и модернизации всей системы образования, а потомусовременныйшкольник, должен
не только владеть системой знаний, умений и навыков, но и быть человеком
любознательным, активно интересующимся и познающим мир, он должен уметь учиться
и должен быть готов к организации собственной деятельности. В свою очередь,
школа, как один из важнейших институтов социализации предъявляет высокие
требования к ученикам и к уровню их коммуникативных способностей.
В ФГОС
универсальные учебные действия определены как действия, обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком смысле слова - это саморазвитие и самосовершенствование
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
С точки зрения психологии, универсальные
учебные действия являются совокупностью действий учащихся, обеспечивающих их
культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса. ФГОС выделяет четыре вида универсальных учебных
действий:
- личностные - умение делать самостоятельный выбор в мире мыслей и отвечать за него;
- регулятивные - умение организовывать свою деятельность;
- познавательные -умение мыслить и результативно работать с разными видами информации;
- коммуникативные - умение взаимодействовать с людьми.
Особые
требования к УУД, согласно ФГОС:
- Универсальные учебные действия должны формироваться через предметное содержание деятельности
- Универсальные учебные действия должны обеспечивать развивающую функцию обучения.
- УУД должны обеспечивать функцию воспитывающего обучения.
- УУД должны всегда применяться с использованием современные методов и приемов работы.
- Уровнем развития УУД должно быть произвольное управление учебной деятельностью, развитие мышления, восприятия, речи, воображения и памяти.
«Исследователи
отмечают, что УУД - глубоко личностное образование, которое не сводится к
отдельным свойствам и проявлениям. А его психологическую природу составляет
нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (эмоциональных,
интеллектуальных, волевых). Интерес и комплекс связанных с ним состояний
личности образуют внутреннюю среду ученика, которая необходима ему для
полноценного учения»[7, c.852].
Таким
образом, сущность формирования универсальных учебных действий - это обеспечение
создания условий для гармоничного развития личности и её самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, это также задача обеспечения
успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в
любой предметной области.
Уровень
коммуникативных универсальных учебных действий ребенка определит и его
индивидуальность в школе. Педагоги начальных классов отмечают, что «… в первый
класс приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, не
умеющие наблюдать, анализировать, сравнивать, замечать происходящие изменения,
дети с недостаточно развитым вниманием, образным мышлением, воображением»[5, c.8], а
потому задача учителя начальных классов научить учеников всем важным уровням
познавательной учебной деятельности и навыкам коммуникативным универсальным
учебным действиям.
Коммуникативные
универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества:
слышать, слушать и понимать партнера, выполнять совместную деятельность,
распределять роли, контролировать действия друг друга, правильно выражать свои
мысли и чувства в речи, договариваться, вести дискуссию, уважать в общении и
сотрудничестве партнера и самого себя.
Немаловажным
фактором необходимым для формирования коммуникативных УУД, является проявления
лидерских способностей и качеств. Качествами лидера являются
целеустремленность,инициативность,гибкость,настойчивость.
Лидер
должен развивать гармоничные отношения со всеми окружающими, основываясь на
равновесии между чувством общности и субъективным ощущением самодостаточности,
а также он должен способствовать выражению индивидуальности другими людьми
через свою индивидуальность.
С
точки зрения личностного подхода к коммуникативной успешности личности А.А.
Бодалева, для успешного общения можно выделить следующие особенности:
- степень сформированности познавательных интересов;
- направленность, в рамках которой партнеры располагаются в центре системы ценностей;
- способность избрать соответствующий способ общения, согласованное развитие эмоциональной сферы.
КУУД -
это комплекс коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность
обеспечивает успешность коммуникативной деятельности и включает в себя
следующие аспекты: коммуникативные способности, коммуникативные знания,
коммуникативные умения и действия[9, c.887].
Информационно-коммуникационная
компетенция (ИКК) личности - это совокупность личностных качеств, которая
сформировалась на основе полученных знаний, умений и навыков, является
необходимой для эффективной деятельности при использовании современных
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В
отношении школьников ИКК является одной из основных компетенций, обеспечивает
его способность к поиску, правильному использованию информации, эффективной
коммуникации как в школе, так и во внешкольной деятельности[4, c.77]
Информационно-коммуникационная
компетенция состоит из трех компонентов:
- когнитивный - включает в себя знания о целях информационно-коммуникационной деятельности, о способах конструирования нового знания, о способах приобретения, обработки и хранения информации; знание приемов, методов, принципов работы с информацией; знание о законах и способах общения, коммуникативного взаимодействия;
- операциональный - включает в себя навыки, умения, способы коммуникации, работы с информацией, техническими и информационными средствами и ресурсами, а также опыт применения деятельности в сфере ИКТ;
- ценностный - включает в себя понимание важности, социальной и личностной значимости информации, общения, коммуникаций, работы с информационно-коммуникационными средствами.
Критерии
оценки сформированности ИКК обусловлены с учетом информационного и
коммуникативного аспектов. В структуру информационного аспекта входят навыки и
умения: самостоятельно искать, анализировать, отбирать, сохранять и
перерабатывать необходимую информацию. В структуру коммуникативного аспекта ИКК
входят: организаторские и коммуникативные способности (умение быстро и четко
устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать
в совместной деятельности с окружающими людьми); способность к самоконтролю
(умение регулировать свое поведение, находить продуктивные способы реагирования
в конфликтных ситуациях); культуру вербального и невербального взаимодействия
(владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и
ведения спора).
Среди
наиболее эффективных организационно-содержательных условий формирования ИКК
учащихся в общеобразовательной школе выделяют:
- компетентностную интерпретацию содержания и результатов образования;
- применение ИКТ в образовательном процессе школы, проектирование уроков на основе ИКТ;
- использование активных методов обучения;
- информатизацию управления качеством образования в школе.
В
основе решения рассматриваемой проблемы лежит построение комплексной модели
формирования ИКК школьников, содержащей в себе совокупность
организационно-содержательных условий, обеспечиваемых педагогической системой
школы.
Работы таких авторов, как Бодалев А.А., Буева А.А.,
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И. и других посвящены важности речевого
развития детей, речи как способе общения, развитии ее коммуникативной функции.
В науке в достаточной степени раскрываются подходы к пониманию сути понятий
«коммуникация», «общение», «коммуникативные умения и навыки», «коммуникативная
деятельность»[2, c.13]. Этот вклад
выражается как психолого-педагогическое (Ананьев Б.Г., Андреева Г.М., Бодалев
А.А., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л. и др.),
психолингвистическое (Леонтьев А.А., Зимняя И.А.) и нейропсихологическое
(Ахутина Т.В., Лурия А.Р.) направления.
Наибольшую известность имеет интегративная модель
общения (Андреева Г.М., Коломинский Я.Л., Петровский А.В.). В соответствии с
ней упомянутый процесс состоит из коммуникативной (обмен информацией),
интерактивной (взаимодействие партнеров) и перцептивной (восприятие и
взаимопонимание человеком человека) функций[1, c.80].Анализ общения
в контексте данной работы выполнен с точки зрения деятельностной парадигмы
(Гальперин В.М., Леонтьев А.Н., Лисина М.И.) [6, c.134].
Внешние проявление общения заключается в актах
общения, коммуникативных актах.Важным фактором, необходимым для коммуникативной
деятельности, является наличие определенных коммуникативных умений у партнеров.
Завершенность их формирования означает и владение средствами коммуникации, и
умение рационально пользоваться этими средствами при естественном общении, в
условиях их постоянного изменении[8, c.124].
Выделяют следующие содержательные характеристики
навыков коммуникации:
- понимание внешних условий ситуации;
- планирование содержания акта общения;
- выбор и использование вербальных и невербальных средств в зависимости от коммуникативной ситуации;
- управление актом общения;
- оценка результата общения и соответствующая адаптация речевого и коммуникативного поведения[3, c.50].
Вместе с тем коммуникативный навык - это
коммуникативное действие, которое достигло состояния совершенства. Навыки
коммуникации включают в себя: навыки внутреннего и внешнего оформления
высказываний (слушание - говорение), навыки понимания речи, обращенной к
индивиду.
Таким
образом, все виды коммуникативных компетенций, будут направлены на усвоение норм
и ценностей, принятых в определенном обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само
регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Необходимым условием для качественного формирования коммуникативной
компетенции, должен стать опыт и ответственное отношение к данному процессу
педагога.
Список литературы:
- Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 78 - 83.
- Дудковская Е.В. Подготовка педагогов к развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Дудковская Елена Евгеньевна; [Место защиты: С.-Петерб. военный ин-т внутренних войск МВД России]. - Санкт-Петербург, 2015. - 21 с.
- Глизерина Н.Д. Формирование коммуникативной компетенции на основе преемственно6перспективных связей // Начальная школа. – 2014. - № 4. - С. 47-56.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.76 - 79.
- Козлова Г.В. О психолого-педагогическом сопровождении школьников в рамках ФГОС. // Начальная школа. - 2013. - №7. - С.8 -13.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения // Книга по Требованию, 2012. - 236 с.
- Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 852-856.
- Содномов С.Ц. Принципы формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестник Бурят. ун-та. Сер. 1. Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 124 - 132.
- Турук Е.П. Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 887 - 892.
Комментарии: