» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (51) 2021
Автор: Таштандинова Алексия Андреевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-психологическая адаптация ребенка в школе
Дата публикации: 11.06.2021
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Таштандинова Алексия Андреевна
студент
Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. На
основе анализа теоретических и практических аспектов социально-психологической
адаптации первоклассников к школе провести исследование адаптации. Практическая
значимость: проанализирован и систематизирован материал по проблеме адаптации.
Ключевые
слова: адаптация, психологический климат, психологическая
совместимость.
Понятие «психологический
климат» было дано психологом Н. С. Мансуровым в процессе изучения
работы в коллективе.
Психологический климат – это
моральная составляющая часть коллектива, определённая атмосфера и настроение,
связывающая в нём взаимоотношения людей. Речь идёт о самых разных видах
коллектива, чаще всего о трудовом коллективе. Психологический климат существует
в любой группе, семье, классе и любой другой деятельности. Он является важным
за здоровье и атмосферу сотрудников и их деятельность, так как качество работы
полностью зависит от настроя человека на выполнение своей работы и помощи в
этом своему коллективу.
Межличностные отношения,
возникающие в результате общения людей в общей группе, определяют психологическую
совместимость. Психологическая совместимость - способность к совместной
деятельности. Таким образом, люди похожие друг на друга могут легко найти общий
язык и интересы, это наладит дальнейшие взаимодействия. Сходство способствует
появлению чувств комфорта и уверенности в себе, повышает самооценку и улучшает
доверие к коллективу. В основе психологической совместимости может лежать и
различие характеристик. В таком случае говорят, что люди созданы друг для
друга. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия,
привязанность участников взаимодействия друг к другу[2].
Громов К. Г.,
Козлов В. И. и Денисов Н. Л. рассматривают адаптацию как
«необходимый и непрерывно текущий процесс, не прекращающийся ни на одно
мгновение от момента зарождения организма и до момента смерти». Таким образом,
адаптация – это приспособление организма к условиям существования и различным
факторам внешней среды на протяжении всей жизни.
Младший школьный возраст
является кризисным периодом в жизни ребенка и описывается в литературе как
кризис 7 лет. Данный кризис был открыт и описан раньше всех других возрастных
кризисных периодов и связан он с изменением социального статуса ребенка, с
переходом отдошкольного возраста к школьному.
Ребенок приходит к осознанию того, что он занимает определенное место в мире
общественных отношений и открывает для себя новую социальную позицию – позицию
школьника. Учеба в школе создает новые условия для развития первоклассника,
благодаря учебно-воспитательному процессу формируются многие личностные
качества ребенка.
Степень готовности к школе
неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо
демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного
паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического
развития. Так, по данным Г. А. Цукермана
и К. Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более
короткий срок и с меньшим напряжением физиологических функций у детей,
биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по
сравнению с детьми, имеющими низкий уровень биологического развития [4].
Совершенно естественно, что число детей, обнаруживающих функциональную
неготовность к школе, выше у 6-летних по сравнению с 7-летними. Этим
объясняется, и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних
детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение
систем вегетативного обеспечения. Следовательно, необходимо облегчить детям
6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для
этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу. Год, отделяющий
6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как
"именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические
новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего
поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы
логического мышления, формируется внутренний план действий [4]. Все это служит
благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности,
поэтому поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы
адаптацию к школе. Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям
адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающеерастущему организму адаптацию к новым
воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение
интенсивности этих воздействий.
М. Н. Ильина
указывает, что на развитие и течение адаптационного процесса влияет характер
воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы
детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная
расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками.
"Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое
реже, чем среди детей из домашних условий [5].
В исследовании приняло участие
27 учеников 1 «А» класса Бискамжинской СОШ. Из них 14
девочек и 13 мальчиков.
Для проведения исследования
использовались следующие методики:
1. Схема изучения
социально-психологической адаптации ребенка в школе по Александровской Э.М.
(экспертная оценка учителя).
Цель методики: определить
уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе.
2. Методика «Рисунок класса»
Лескова А.А.
Цель методики: определить
школьные интересы учеников и занимаемое учеником место в школьном коллективе.
3. Анкета «Оценка уровня
школьной мотивации» 1-4классы Лускановой Н.Г.
Цель методики: определить
глазами ребенка его отношение к школьному обучению и к разным школьным и
учебным ситуациям.
По результатам анкеты было выявлено,
что высокий уровень школьной мотивации и учебной активности всего у 5 учеников.
У этих детей есть стремление выполнять предъявляемые школой требования. 4
ученика имеют хорошую школьную мотивацию и хорошо справляются с учебной
деятельностью. 3 ученика комфортно чувствуют себя в школе, однако им нравится
больше внеучебная деятельность и общение с друзьями.
По результатам анкеты также было выявлено, что в классе находится 3 ученика со
школьной дезадаптацией, эти дети плохо справляются с
учебной деятельностью, а также испытывают проблемы в
общении с одноклассниками.
Таким образом
по результатам всего исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся
в 1 «А» классе завершили процесс социальной адаптации к школе, у некоторых
детей выявлены предпосылки в социальной дезадаптации
к школе, и лишь у немногих первоклассников социальная адаптация к школе прошла
успешно.
Список литературы:
- Варламова А. Я. Школьная адаптация; ВГПУ, Институт проблем личностно ориентированного образования — 2-е изд., перераб. и доп. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. — 204 с.
- Волобуева, Наталья - адаптация детей к обучению в начальной школе / Наталья Волобуева.; 2012. - 985 c.
- Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений: моногр. - М.: АРКТИ, 2017. - 780 c.
- Надежда, Халимова; Оксана НайдановаCоциальная адаптация детей в условиях инклюзивного образования / Надежда Халимова; Оксана Найданова. - М.:, 2014. - 465 c.
- Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя / Г. А. Цукерман. - М.: Вита-Пресс, 2014. - 999 c.
Комментарии: