» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021
Автор: Иванова Анастасия Романовна, юрист
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Социальная защита граждан и предоставляемые социальные права в период коронавирусной инфекции: положительные и отрицательные стороны
Дата публикации: 15.06.2021
СОЦИАЛЬНАЯ
ЗАЩИТА ГРАЖДАН И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА В ПЕРИОД КОРОНАВИРУСНОЙ
ИНФЕКЦИИ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Иванова Анастасия Романовна
студент
1-го курса Института права, группа Юзм-204
научный
руководитель: Кононенко Данил Валерьевич
к.ю.н,
доцент
ВолГУ, г. Волгоград
Аннотация.
В
статье сделан обзор основных проблем реализации социальных прав граждан в
период пандемии 2020 года в России. Пандемия коронавируса, охватившая мир в
2020 году и продолжающаяся в настоящее время, внесла множество коррективов в
жизнь обычных граждан, в том числе в реализации ими своих социальных прав,
охрана и защита которых отражена в Конституции РФ. Пандемия коронавируса
обнажила социальные проблемы общества и указала на колоссальное количество
граждан, которые особо нуждаются в оказании им социальной поддержки со стороны
государства.
Ключевые
слова: пандемия, социальная помощь, поддержка, пособия,
социальные права
Пандемия коронавируса,
вспыхнувшая в 2020 году и длящаяся по сей день, внесла множество изменений в
процесс оказания социальной помощи и поддержки отдельным категориям граждан.
Семья с детьми, безработные оказались первыми под ударом и в наиболее
затруднительном положении.
Право на социальную помощь и
поддержку отражено в нормах действующей Конституции РФ. Согласно ей, отдельные
граждане и группы населения имеют право на получение от государства социальной
помощи, которая находит свое выражение в выплате пособий различного характера и
целевой направленности в предоставлении мест для обучения, для переквалификации,
в виде различного рода субсидий и т.д.
Отметим, что пандемия
коронавируса спровоцировала трансформацию системы материальных правоотношений,
связанных с предоставлением и оказанием мер социальной поддержки гражданам РФ,
выплате пособий по безработице, по временной нетрудоспособности, по оказанию
мер поддержки семьям с детьми и т.д.На федеральном и региональном уровнях в
связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки были приняты
многочисленные законопроекты, указы Президента и Правительства об оказании мер
дополнительного социального обеспечения граждан и тех категорий населения,
которые в первую очередь оказались под угрозой.
Важной вехой в реализации
гражданами своих социальных прав в период пандемии оказался переход на дистанционные
формы сотрудничества и взаимодействия с органами социальной защиты, с
государством в целом. Также изменению подвергся этап оформления различных
социальных выплат и внедрение в процесс реализации социальных прав населением
беззаявительного порядка оказания мер социальнойподдержкиграждан.
Основная задача государства в
период пандемии свелась к поддержанию уровня благосостояния граждан и их семей.
Реализация социальной политики
РФ строится на ряде принципов, среди которых можно выделить:
- внедрение в практику социального обеспечения новых видов выплат и пересмотр размера уже существующих видов социальных выплат населению;
- предоставление дополнительных видов социальных услуг населению, льгот;
- стимулирование занятости населения и снижение уровня безработицы путем недопущения сокращения рабочих мест;
- ведение социального диалога с населением.
Все вышеобозначенные принципы
реализации социальной политики нашли свое отражение в период коронавируса через
реализацию дополнительных мер социальной поддержки граждан в тяжёлых условиях.
Это важное направление в реализации гражданами своих социальных прав. В таблице
1 представлены основные меры социальной поддержки населения, которые были
оказаны Правительством РФ на период коронавируса.
Таблица 1 – Меры социальной
поддержки населения на период коронавируса в 2020 году
Категория населения |
Меры социальной поддержки |
Семьи с детьми |
Увеличение пособия по уходу за ребенком до 1.5
лет для неработающих родителей; Дополнительные выплаты в размере 5000, 10000
руб. для семей с детьми до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 3 до 16 лет |
Безработные |
Увеличение максимального пособия по
безработице и в связи с утратой работы; Повышение доступности мер социальной
поддержки; Возможность учета безработных дистанционным
способом |
Инвалиды |
Автоматическое продление инвалидности если
такое продление пришлось на период пандемии |
Пожилые люди |
Право уйти на больничный и получение в связи с
этим необходимых выплат; Льготы на оплату услуг ЖКХ; Индексация пенсий |
Источник: составлено автором
Обозначенные в таблице 1 меры
социальной поддержки населения как право граждан на социальное обеспечение не являются
исчерпывающим перечнем. На территории регионов РФ были приняты дополнительные
меры такой поддержки населения.Так, например, в Югре была предоставлена
единовременная денежная выплата для тех граждан, у которых доход на каждого
члена семьи составлял менее установленного прожиточного минимума: для
неработающих пенсионеров в размере 3000 руб., а для беременных женщин – 5000
рублей. В Москве была введена социальная
выплата в размере 2000 для тех пенсионеров, которые в период пандемии соблюдали
без нарушений режим самоизоляции. В Ульяновской области также были ведены
ежемесячные региональные выплаты семьям сдетьми в возрасте от 3 до 7 лет в размере
7000 руб. на каждого ребенка. Подобные выплаты были введены в ряде других
регионов России [3].
Необходимо отметить, что, несмотря
на оказание социальной помощи и поддержки отдельным категориям граждан в связи
с пандемией, государство и регионы в частности оказались не готовы к такой
ситуации. Пришлось перекраивать бюджеты всех уровней для реализации
соответствующих мер социальной поддержки и соблюдения социальных прав граждан
на такие меры поддержки в сложившихся условиях.
Счетная палата представила свою
оценку федеральных расходов на борьбу с пандемией: в 2020 году они составили
2,86 трлн руб. — 12,5% общих расходов бюджета.
По состоянию на 1 января 2021
года было принято 153 решения о выделении средств из резервного фонда
правительства на предотвращение влияния ухудшившейся экономической ситуации на
развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий пандемии,
защиту здоровья граждан и оказание помощи заболевшим, а также на поддержку
граждан в условиях пандемии. Наибольший объем средств резервного фонда был
направлен на [7]:
- дополнительный трансферт на сбалансированность Пенсионного фонда с целью компенсировать снижение страховых взносов из-за антикризисных решений правительства и негативного влияния пандемии на фонд зарплат — 941,4 млрд руб.;
- социальную поддержку семей с детьми — 569,3 млрд руб.;
- трансферты регионам на оказание медицинской помощи больным коронавирусом — 378,2 млрд руб.;
- стимулирующие выплаты медикам и госслужащим, непосредственно работающим с COVID-19, — 231,7 млрд руб.;
Таким образом, рассмотренные
выше меры по поддержке бизнеса и населения в период пандемии ориентированы,
прежде всего, во всех странах, включая Россию, на население и предпринимательские
структуры. В настоящее время борьбы с последствиями пандемии не прекращается во
всем мире с целью не допустить рецидива и повторения пандемии. Экономике еще
придётся восстановиться.
На рисунке 1 представлены
расходы стран на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом [7].
Рисунок 1 - Расходы
стран на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом к ВВП, %
Таким образом, более всего
расходов на оказание мер поддержки в борьбе с коронавирусом понесли Южная
Корея, Германия, Италия, Япония.
Отличия между странами
наблюдаются не только в объемах, но и в направлениях мер поддержки. Что
касается фискальных мер, то развитые страны готовы к прямым выплатам населению.
Например, США намерены обеспечить выплаты семьям с низким уровнем дохода в
размере 1200 долл. для каждого взрослого и 500 долл. — для детей, пакет мер в
Австралии предполагает единовременные выплаты 441 долл. для граждан с низкими
доходами. Также для развитых странах увеличивают расходы на пособия по
безработице и на детей. В развивающихся странах поддержка населения
осуществляется преимущественно через отсрочку налоговых и ипотечных выплат,
прямые выплаты домохозяйствам пока не рассматриваются [7].
Вопрос влияния всемирной
пандемии на различные стороны общественной и государственной жизни стал одним
из самых актуальных в мире. Затронул он многие аспекты жизни человечества и
государств. Система государственного управления не стала в данном аспекте исключением.
Важно понимать, что после окончания пандемии коронавирусаво всем мире, включая
Россию, страны ждут глобальные перемены. Безусловно, что коснется это и системы
управления на местах. Коронавирус обнажил так слабые стороны такого управления,
так и показал, что управление на местах и в регионах может быть выстроено таким
образом, при котором все силы региональной власти сольются воедино для решения
общенациональной проблемы, которой стал коронавирус. В условиях вынужденной
полной изоляции, действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров
и граждан, происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности
бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что
по совокупности серьезнейшим образом ударит по национальной экономике [4].
В условиях вынужденной полной
изоляции, действия ограничительных мер в отношении передвижения товаров и
граждан, происходит снижение предпринимательской, инвестиционной активности
бизнеса и покупательской способности населения вследствие падения доходов, что
по совокупности серьезнейшим образом ударит по национальной экономике.
Для борьбы с коронавирусом
многие страны оперативно создали специальные структуры, координируемые на
высшем уровне власти. Важную роль в большинстве таких структур играют
министерства здравоохранения, которые в том числе отвечают за исследования и
разработки вакцин против COVID-19. Страны, где ранее на государственном уровне
применялась практика научного консультирования (ScientificAdvice), активно
вовлекают ведущих ученых в решение проблем, связанных с распространением
COVID-19 [7].
В настоящее время сложно
говорить о том, как именно глобальная пандемия скажется на экономическом и
социальном, политическом развитии стран мира. Однако некоторые прогнозы сделать
вполне возможно в силу тех изменений, которые уже сегодня произошли в странах
мира, включая и принятие мер Российской Федерацией для российских граждан в
целях снижения экономического и социального урона, причинённого пандемий вируса
COVID – 19.
Более 80 развивающихся стран
запросили у МВФ финансовую помощь на общую сумму 2,5 трлн. долл. для борьбы с
последствиями пандемии, которые в первую очередь сказались на социальном
положении населения, его материальном уровне [7].
Поддержка населения также
варьируется от страны к стране, но основной акцент делается на поддержку
потерявших работу или переживших сокращение отрабатываемых часов, увеличение
денежных выплат наиболее социально уязвимым категориям населения (семьям с
детьми, пенсионерам, ветеранам, малоимущим и т. д.). Во многих странах вводится
временный мораторий на исполнение требований о взысканиях долгов с физических
лиц (изъятие имущества при невыплатах кредитов, отмена штрафов и пени при
неплатежах по кредитам, за услуги ЖКХ и т. п.). Поддержка регионов федеральным
правительством используется менее активно и в меньших финансовых масштабах, чем
иные меры помощи. Как правило, регионы получают целевую помощь на поддержку
определённых категорий населения.
Следует отметить, что поддержка
семей с детьми стала одним из приоритетных направлений государственной политики
в условиях коронавируса. Изначально установленные выплаты неоднократно
продлевались, а также принимались новые меры социальной помощи семьям.
Еще одной мерой поддержки
граждан стал мораторий на штрафы за неоплату услуг ЖКХ. Он действовал вплоть до
1 января 2021 года и предусматривал, что штрафы и пени за несвоевременную
оплату коммунальных услуг начисляться не будут. Мораторий также был наложен на
взыскание движимого имущества должников - физических лиц (действителен до 1
июля 2021 года). Иными словами, приставы в указанный период времени не вправе
ходить по квартирам и описывать имущество. Кроме того, малый и средний бизнес,
а также пенсионеры, пострадавшие в период пандемии, смогут воспользоваться
долговой рассрочкой [7].
Следует отметить и то, что
гражданам была предоставлена возможность вернуть деньги за несовершенную
поездку или перелет, а также стоимость билета на отмененные мероприятия.
Основными проблемами реализации
социальных прав граждан на меры социальной поддержки населения можно обозначить
[1]:
- правовую неграмотность, финансовую неграмотность населения, что не позволило некоторым категориям населения своевременно обратиться за мерами поддержки;
- информационнуюнеграмотность, которая многим не позволила пройти дистанционное оформление выплат;
- неготовность системы здравоохранения и социального обеспечения к внезапным и достаточно высокими выплатам и учету населения в качестве нуждающегося;
- иные.
Нарушения прав граждан также
имеют место в жилищной, трудовой сферах, в области социального обеспечения и
социальной защиты граждан. Так, ряд обращений, поступивших в аппарат
российского омбудсмена, касаются жилищных отношений (оплата съемного жилья,
правомерность требования арендодателя освободить жилое помещение и другие). Что
касается нарушений трудовых прав, то здесь жалобы россиян связаны
преимущественно с лишением заработка по причине остановки деятельности
работодателей, либо прекращением работы самих граждан, выступающих в качестве
индивидуальных предпринимателей. Обращения по вопросам нарушения трудовых прав,
в частности, касались невыплаты заработной платы, имеющихся случаев понуждения
работников к увольнению, требований отказаться от выходных и работать под
угрозой увольнения и т.д.
Несмотря на то, что в период
пандемии COVID-19 российскими властями был анонсирован целый ряд мер поддержки
населения из наиболее пострадавших в результате кризиса социальных групп, доля
тех, кто получил какую-либо поддержку, является не очень большой и составляет
всего 15 % от льготных категорий (данные Социологического антикризисного
центра). Примерно каждый пятый гражданин из числа тех, кто получал выплаты,
столкнулся с теми или иными сложностями при оформлении. Здесь наиболее
распространенной проблемой явились трудности со сбором документов.
Среди тех, кто не получил
выплат, наиболее распространенная причина та же - сложности при оформлении
документов в ситуации, когда человек находится на самоизоляции, и не все
учреждения продолжают работу. Нередко, в качестве причины указывались сбои в
работе сайтов, через которые можно подать заявку дистанционно. Существует
изученный эффект: часто тем, кто сильнее всего нуждается в помощи, сложнее
всего ее получить - это требует дополнительных усилий, юридической грамотности,
времени. Стоит учитывать, что получение помощи сопряжено сегодня не только с
обычными барьерами, связанными с оформлением документов, но для ряда людей - и
с необходимостью осваивать новые для них цифровые инструменты.
Пандемия коронавируса охватила
весь мир и до сих пор ущерб, причинений миру сложно определить. Коронавирус
поставил государство в ту ситуацию, когда в сжатые сроки, в условиях
финансового кризиса и снижения уровня доходов населения пришлось принимать
действенные меры по борьбе с пандемией, по поддержке населения, по ликвидации
последствий коронавируса. Затронула пандемия весь мир и ни страна практически
не осталась в стороне.
Список литературы:
- Бандурин, А. П. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан России в период пандемии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №10. – 2020. - С. 75-80.
- Григорьев, И. В. Влияние распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на изменение законодательства о социальном обеспечении // Право и политика, №7. – 2020. – с. 74-85.
- Институт социальной политики НИУ ВШЭ // Обзор международной практики поддержки экономики и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса в Армении, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Казахстане, Китае, Нидерландах, США, Финляндии, Франции, Швеции, Южной Корее, Японии // Общая редакция О.В. Синявской//, 2020// https://www.eg-online.ru/news/419705/
- Как в разных странах идет бюджетная поддержка экономики в условиях пандемии // https://www.eg-online.ru/news/419705/, дата обращения: 13.06.2021
- Калмыкова, А. Д. Социальная защита граждан РФ в период пандемии, вызванной новой коронавирусной инфекцией // Экономика и бизнес: теория и практика, №2. – 2021. – С. 92-95.
- Сизова, О. С. Специфика мер государственной поддержки граждан в период распространения коронавирусной инфекции в РФ // Архивариус, №8. – 2020. – С. 58-61.
- Счетная палата оценила величину расходов на борьбу с пандемией // https://www.rbc.ru/economics/24/02/2021/6034d7659a7947b5e4403bdd, дата обращения: 13.06.2021.
Комментарии: