» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (52) 2021
Автор: Готфрид Анастасия Владиславовна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Теоретические аспекты формирования мотивации у школьника начальных классов и особенности ее формирования
Дата публикации: 18.06.2021
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У ШКОЛЬНИКА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ
ФОРМИРВОАНИЯ
Готфрид Анастасия
Владиславовна
студентка
ИПИ П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, г.Ишим
Аннотация.
В
современном мире мотивация обучения становится одним из важнейших аспектов
обучения школьника начиная с младших школьников. В статье рассматриваются
теоретические аспекты формирования мотивации и её особенности.
Ключевые
слова: мотивация, мотив, обучение, школьник, учение, обучение.
В современном мире вопрос о
мотивации школьников в период обучения, без преувеличения можно назвать
центральной проблемой организации обучения. Современное образование ставит
перед учителем цели формирования у обучающихся приёмов и способов
самообразования, самостоятельного поиска и получения знаний, воспитание
нравственно и патриотически развитого ученика, в целом формируя всесторонне
развитую личность в ребёнка. Ключевым моментом при решении установленных задач
и является мотивационная среда обучающихся. Необходимым для решения является
мобилизация внутреннего резерва отношения детей к учебному процессу и понимание
обучающимся роли образования для сознательного включения в образовательную
среду. Если сравнивать особенности современного образования с ранее имеющимся
можно сделать вывод о том, что на данный момент изменился социальный заказ
общества на обучение. Сейчас,однако недостаточно простогарантироватьосвоение
школьниками суммой знаний, решающее значение отдаётся задаче научить учиться.
Смотря на эту задачу под призмой психологии – научить желанию учиться.[2]
Заинтересованность к обучению
от начальной школы до неполной средней не увеличивается в достаточной степени и
не всегда принимает форму сознательного, активного внутреннего познавательного
интереса, который важен для практичного применения методических приемов.
Нехватка мотивации у
обучающихся может быть создано разными аспектами, но главными из них можетбыть
недостаточнаясосредоточенность на формирование учебной деятельности в
целостности её компонентов – мотивов учебной деятельности, самоконтроля и
самооценки.
Последовательное развитие
педагогической деятельности, осуществляемой систематически всеми педагогам на
всех этапах школьного процесса образования, будет способствовать тому, чтобы
сделать качественно важный шаг в формировании учебных мотивов и познавательных
интересов как внутренней характеристики самой учебной деятельности.
Способом управления мотивацией
является организация учебной деятельности учащихся, посредствомвыстраиванияразличных
форм взаимодействия учащихся со сверстниками и старшим поколением.
Мотивационная сфера обучения
для каждого конкретного ребенка являет собой регулярно меняющуюся, иногда
противоречивую структуру, состоящую из нескольких мотивов, в которой место
главного и доминирующего мотива занимает тот или иной мотив - в соответствии с
условиями получения знаний, условия взаимодействия с другими людьми и т. д.
Мотивация всегда остаётся
динамичным явлением, однако с возрастом его мотивационная система становится
стабильнее.[4]
Всякому ребёнку характерна
потребность в новых впечатлениях, которая может перейти в не насыщаемую
познавательную потребность.Говоря о функциях мотивации необходимо упомянуть её
побуждающую силу в формировании поведения, направленность и организация
личности, установка личностного смысла и значимости. Мотивация всегда
присутствует на всех этапах жизни.
Мотив – это направленность
деятельности на объект, внутреннее психическое состояние человека,
напрямуюсопряжённое с объективными характеристиками этого объекта, на который
направлена деятельность.
Однако появление мотива не даёт
полную гарантию создания условий продуктивной учебной деятельности, если не
основано умение ставить самостоятельные цели.[5]
Цель состоит в том, чтобы
сфокусировать деятельность на промежуточном результате, который является фазой
достижения объекта потребности. Необходимо не только установить цели для
учащихся, но и научить их самостоятельно учиться воспринимать цели своих
действий и соотносить их с мотивами образовательной деятельности, в которую эти
действия включены. Цели обучения могут со временем оставаться неизменными, но
смысл учебной деятельности будет меняться в зависимости от причины.
Есть еще один важный фактор в
мотивационной среде студентов: интерес, например, необходимость узнать что-то
новое об интересующем объекте, больший интерес к нему.
А. Леонтьев считал, что для
того, чтобы вызвать интерес, необходимо создать мотив и тем самым дать
студентам возможность найти цели.
Для эффективного формирования
мотивации к обучению необходимо стремиться к единству обучения всех его
социальных и познавательных, процедурных и эффективных аспектов. Это
способствует обучению после окончания школы основам творческой мотивации,
заключающейся в овладении приемами преобразования окружающей действительности и
ее деятельности.
Формирование
положительно-устойчивой мотивации к учебной деятельности является основной
задачей, стоящей перед образованием и перед каждым учителем, в частности.[3]
Когда ребёнок приходит в школу
он старается в первую очередь занять общественно значимую и общественную
позицию школьника. Кроме того, если заглянуть в психологию, в этот период он
принимает цели учителя за собственные. В данный период времени мотивация первоклассника
определена главным образом новое социальное положение ребенка, и такая
мотивация, как правило, не может удерживаться в равновесии долгое время и
постепенно становится менее значимой.
Формирование мотивов у детей
при обучении в начальной школе является основополагающим фактором в последующем
обучении школьника. Необходимо, чтобы учебная деятельность становилась для
школьника основополагающей жизненной целью, а не только средством достижения
других целей.
Содержание обучения передаётся
ученикамв форме информации, которую они приобретают от педагога и из учебников
соответствующе литературы. Однако лишь информация, которая соразмерна
потребностям обладает эмоциональным и умственным уровнем обработки.[1]
Соответственно содержание
учебного материала обязано быть досягаемым, оно должно исходить из имеющихся им
знаний и опираться на эти знания, а также на жизненный опыт ребёнка, однако
необходимо, чтобы материал соотносился с уровнемобученности и способностей
ребёнка. Если содержание не требуетработы над его пониманием и усвоением, то
такой материал не понравится, в частности он не вызовет ярких эмоций.
Плохой информационный материал
не оказывает существенного эмоционального воздействия, поэтому можно сказать,
что он не оказывает мотивационного воздействия и не способствует формированию
устойчивых мотиваций к учебной деятельности. [3]
Общий способ развития мотивации
- способствовать трансформации общих мотиваций у студента, который только
начинает учиться в стабильной мотивационной сфере со стабильной структурой,
т.е. с преобладанием отдельных мотивов и избирательностью, что является основой
для индивидуализации личности.
В целом, учителю рекомендуется
включать в программу построения мотивации: социальные и когнитивные мотивы, их
содержательные и динамические особенности, цели и их особенности, эмоции,
способность к обучению и их особенности, их различные параметры.
Позитивная мотивация к обучению
повышается за счет общей атмосферы в школе и классе, участия учеников в формах
организации различных типов уроков, взаимоотношений между учителем и учеником,
участия учителя в оценочной деятельности, формирования в них адекватного
уважения.
Кроме того, формированию
мотивации способствует веселая подача, необычная форма изложения материала,
удивляющая учеников, эмоциональность и умение читать высказывания учителя,
познавательные игры, дискуссии, ссоры, ситуации, разбор жизненных ситуаций,
умелое отношение к учителю с похвалой и осуждением.
Абсолютная
важность правильного выбора учителем стратегии взаимодействия с учениками и их
обучения, не только того, насколько эффективно это будет содействовать решению
довольно узколинейной задачи увеличения мотивации, но, что наиболее важно, в
какой полной -гармоничное развитие личности ученика в целом. Учителям необходимо
понимать то, что становление мотивации к обучению - это не самоцель, а просто
один из способов развития личности ученика.
Список литературы:
- Ахмадуллин Ш.Т., Шарафиева Д.Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться / [Текст] / Москва : Билингва, 2016-80с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя/ [Текст] / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Просвещение, 1990-192 с.
- Маркова А.К. Формирование учения и ее воспитание у школьников Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР/ [Текст] / Маркова К.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М.. – Москва: Педагогика. 1983. – 64 с.
- Скороходова Н.Ю. Мотивация к учению: как управлять ее развитием / [Текст] / Скороходова Н. //Народное образование. – 2006. - № 4. – С.193 – 203.
- Цветкова А.Т. Концепция диагностики сформированниости мотивации учебной деятельности / [Текст] / А.Т. Цветкова // Наука и школа – 2011. - № 4. – С.90-97.
Комментарии: