» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Жукова Яна Алексеевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с ДЦП, посредством игры
Дата публикации: 16.10.2021
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЦП, ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Жукова
Яна Алексеевна
воспитатель
МБОУ «Общеобразовательная
школа №100», г. Кемерово
Аннотация. В
данной статье рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных
навыков у детей младшего школьного возраста с ДЦП посредством игр.
Ключевые слова:
детский церебральный паралич, младшие школьники, игровая деятельность,
коммуникативные навыки, общение детей с ДЦП.
На
сегодняшний день развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного
возраста является актуальной проблемой, в связи с тем, что большинство детей с
таким диагнозом посещают не специализированные средние школы, в которых адаптация
к образовательному учреждению происходит тяжелее, чем у других детей, не
имеющих ограниченные возможности по здоровью. Однако вид образовательного
учреждения, в котором происходит адаптация детей младшего школьного возраста к
школе не является противопоказанием к развитию коммуникативных навыков у детей
с ДЦП, а напротив, любой ребенок имеет право на развитие навыков общения.
Коммуникативные
навыки – это умения человека взаимодействовать с окружающими людьми, понимать и
объясняться, избегать конфликтных ситуаций, а также вступать в близкие
дружеские длительные отношения. Коммуникативные навыки включают в себя средства
вербальной и невербальной коммуникации (Рис.1)
Рисунок 1 –
Коммуникативные навыки
Принимая
во внимание вышесказанное, следует учитывать психологические и физические
имеющие особенности детей с ДЦП, как правило, у большинства детей, кроме
физических недугов, сильно занижена самооценка, уверенность в себе и навыки
общения отсутствуют, а также имеются речевые дефекты и отклонения, что
негативно влияет на способности к построению межличностных отношений в
обществе. В связи с этим коммуникативные навыки детей требуют особого внимания
у педагогов и родителей детей с ДЦП.
Развитие
коммуникативных навыков у детей с ДЦП младшего школьного возраста, в
соответствии с ФГОС, предусматривается школьными программами в образовательных
учреждениях. Например, в программе личностного развития и формирования
универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего
образования» (1–4 классы) Прончатовой Е. Г. [2, с. 13] отмечается: «игровая
деятельность дает уникальную возможность для содержательного и неформального
общения детей между собой».
Игра
для детей младшего школьного возраста еще является преобладающим видом
деятельности, который им наиболее привычен и интересен. Поэтому у детей с ДЦП в
младшем школьном возрасте игровая деятельность в развитии коммуникативных
навыков должна занимать главное место.
При
реализации программы Прончатова Е. Г. уделяет особое внимание творческому
подходу к организации игровой деятельности с учетом потребностей учащихся и
сложившихся условий, предлагает сочетать проблемно-ценностное общение с
досуговым общением. Реализация ценностных ориентиров общего образования в
единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, средствами
игр, обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность
саморазвития обучающихся.
Для
развития коммуникативных навыков у младших школьников целесообразно применять
игры, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Виды
коммуникативных игр для детей младшего школьного возраста
Кроме
игр, направленных на формирование коммуникативных навыков, с детьми необходимо
проводить игры, направленные на развитие речи, как вербальной, так и
невербальной. К таким играм можно отнести следующие игры:
- формирование
звукопроизношения отдельных звуков;
- дыхательные
разминки;
- игры
на развитие мелкой моторики;
- мимические
игры и т.п.
Игры с
детьми младшего школьного возраста с «диагнозом детский церебральный паралич»
развивают и закрепляют навыки общения со сверстниками и взрослыми, что способствует
успешной адаптации к условиям школы и общей социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья в обществе.
Таким
образом, игры имеют важное место в обучении и воспитании детей с ДЦП.
Трудности, связанные с общением, выражением своих мыслей и эмоций, уверенностью
в себе и своих возможностях, оказывающие негативное влияние на социализацию
детей, возможно преодолеть средствами игровой деятельности, организованной и
направленной на решение поставленных задач.
Список литературы:
- Прончатова Е.Г. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Г. Прончатова Е.Г. – с.Тоцкое Второе. – 2019г.
- Жирных М.А. Особенности развития общения у детей с ДЦП // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/01/25509 (дата обращения: 30.09.2021).
Комментарии: