» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Малышева Светлана Николаевна, инструктор по труду
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интеграция в мини-музее «Народные промыслы» как фактор всестороннего воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 24.10.2021
УДК 376
ИНТЕГРАЦИЯ В МИНИ-МУЗЕЕ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Малышева Светлана Николаевна
инструктор по труду
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей
и подростков
с ограниченными возможностями имени
В.З.Гетманского»
с. Веселая Лопань.
Белгородский район, Белгородская область
Аннотация.
В статье говорится об актуальности интеграции личности
детей с ОВЗ на занятиях декоративно-прикладного творчества в реабилитационном
Центре, через приобщение детей к русской национальной культуре.
Ключевые
слова: Интеграция, мини-музей, реабилитация,
дети с ограниченными возможностями.
Наш мини-музей «Народные промыслы» был создан в ОГБУ
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
имени В.З.Гетманского» в 2016 году. Была поставлена цель – создание условий для
развития детей с ограниченными возможностями путем включения в творческую
деятельность и успешной социализации в обществе.
Задачи:
- Расширять познавательный интерес детей с помощью информационной, практической, экскурсионной деятельности;
- Знакомить детей с историей и традициями края, воспитание у детей интереса к культурному наследию своего народа;
- Приобщать воспитанников к художественным ценностям, учить детей видеть красоту предметов народного искусства;
- Духовно-нравственное воспитание детей, формирование патриотических чувств;
- Приобщать родителей к сотворчеству, пополнение экспонатами музея, обогащение предметно-развивающей среды;
- Участие детей в выставочной и конкурсной деятельности декоративно-прикладного творчества.
Мини-музей создает необходимые условия для свободного
самовыражения детей с ограниченными возможностями здоровья, активного
вовлечения родителей в процесс сотворчества. Музей
сегодня является эффективным средством воспитания подрастающего поколения. Дети
знакомятся с традициями родного края, с народной культурой, самобытностью
декоративно-прикладного творчества. Благодаря эталонам художественной
направленности у ребенка развивается чувство прекрасного, умение понимать и
ценить произведения искусства.
В
настоящее время приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо для
детей с ограниченными возможностями. Очень важно создать все условия для
раскрытия их задатков, способностей и творческих возможностей.
Успех, приобщение детей к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания. В музее открыты постоянные экспозиции: «Женский народный костюм», «Народная игрушка», «Красота вышивки», «Золотая хохлома», «Мезенская роспись». Интеграция мини-музея позволяет сделать занятия более интересными, это выставки творчества детей, викторины, мастер-классы, настольный театр, музейные тематические занятия, консультации родителей, занятия в клубе «Гармония», участие в творческих конкурсах. Интегрированный подход к процессу воспитания способствует установлению связи знаний, получаемых детьми вместе с практической деятельностью.
На занятиях дети знакомятся с разнообразием
промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении
изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие
шедевры, чтобы пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность,
неповторимость, уверенность в том, что он пришел в этот мир творить добро и красоту,
приносить людям радость. Соприкасаясь
с народным промыслом, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи,
особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают
эталоны красоты.
Во все времена все народы в воспитании определяли основную
цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций,
передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного опыта,
накопленного предками.
Музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний по истории родного края, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению истории родного края, формировать умения исследовательской работы с краеведческой литературой. Экспозиция музея оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить учащихся к материальным, культурным, духовным ценностям родного края.
При реализации задач
воспитания личности школьника средствами музея нами используются разные формы
работы: создание экспозиций и выставок на основе фондов музея; встречи с
интересными людьми, мастерами художественного
промысла.
Ребенок
с ограниченными возможностями в музее не должен быть пассивным слушателем.
Формы активности детей могут быть различны: от простой возможности потрогать
старинный предмет до ролевой игры, с применением пальчиковых кукол, в ходе
которой ребенок на практике осваивает определенные социальные функции и роли. Для
успешного прохождения реабилитации детей
активно проводим игровую терапию.
Современный процесс воспитания детей с ограниченными возможностями
это важная составляющая дополнительного образования. Победы детей в конкурсах,
участие в открытых мероприятиях, проведение старшими детьми мастер-классов говорит об их успехах, получении
навыков художественной деятельности.
Духовно-нравственное
воспитание детей и развитие как гражданина своего государства, направлено на
формирование национальных и общечеловеческих ценностей. Воспитывая детей на национальных традициях, можно развить у них
национальное самосознание, дать ребенку почувствовать себя частью великого
целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и
настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов
своей Родины.
Список литературы:
- Захарова М.А., Костина Е.В., Проектная деятельность в детском саду: родители и дети» изд. Москва, 2010г.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б., Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, изд. Мозаика Синтез, Москва, 2014г.
- Рыжова Н.А., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду», Москва, 2010г.
Комментарии: