» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Дата публикации: 07.11.2021
УДК 373.24
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Половиткина Елена Витальевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Залуцкая Светлана Геннадьевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме
патриотического воспитания дошкольников. Раскрывает сущность деятельности воспитателя
подготовительной группы и инструктора физической культуры в спортивно-патриотическом
направлении, расширяет представления о роли физического воспитания и нормах здорового
образа жизни.
Ключевые слов: любовь, патриотизм,
мероприятия, физическое развитие, формирование, двигательная активность, соревнование.
Считается, что будущее есть только
у того государства, которое выбирает патриотизм. В наше неспокойное, сложное время
государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну
из нравственного кризиса, защитить от любого нашествия извне и любых проявлений
терроризма.
Понятия «патриотизм», «патриот»
раскрыты в трудах знаменитых русских ученых, писателей, педагогов. С.И. Ожегов определял
патриотизм, как «…преданность и любовь к своему отечеству и своему народу». «Патриотизм
– это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание
своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых
и ее несчастных дней» [2]. А.Н. Толстой утверждал, что «патриот - это человек, служащий
Родине, а Родина - это, прежде всего народ».
Важность патриотического воспитания
отмечена в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, которая
является методологической основой разработки и реализации Государственного Образовательного
Стандарта дошкольного образования. В Законе «О физической культуре и спорте в ДНР»
отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным
воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих
оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
В последние годы проблема нравственно-патриотического
воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением
содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней
ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое
воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня
всеми, кто имеет отношение к детям [4].
Одним из эффективных средств решения
задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд,
являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет
хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо
с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему
живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина
своей страны.
Целесообразным в патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста является использование двигательной среды
ребенка. Мы предположили, что средством воспитания патриотизма может является физкультурно – спортивна
деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются
только в процессе собственной активности [3].
Для достижения положительных результатов
в формировании патриотических чувств через двигательную сферу ребенка, перед педагогами
нашего дошкольного учреждения были поставлены следующие задачи:
- Создать условия для организации практической деятельности воспитанников по формированию патриотического поведения и проявлению положительных эмоций в спортивно-массовых мероприятиях.
- Воспитать у детей нравственно-волевые черты личности через стимуляцию детской активности, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений.
- Создать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
- Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
- Воспитать гражданина через уважение к историческому и культурному прошлому, гордости за достижения Родины; интерес к традициям своего народа, формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям; бережное отношение к родной природе.
Сегодня проблема в реализации задач
патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в незначительном
количестве методического обеспечения и недостаточностью регионального содержания.
Кроме того, последние десятилетия характеризуются поиском оптимальных путей, форм,
средств организации патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации.
По нашему мнению, одним из эффективных
средств решения данных задач является проектная деятельность, как способ совместной
деятельности детей и взрослых. Формирование патриотических чувств детей дошкольного
возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы:
в повседневной деятельности детей, на занятиях по физической культуре и музыкальных
занятиях, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, музыкально – спортивных
праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают музыкально – спортивные
праздники и развлечения как конечный результат любого проекта. Праздник – это всплеск
положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное
средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство» [1].
Для более доступного восприятия
и осмысления нашей деятельности, все проводимые спортивно-массовые мероприятия мы
разделили на несколько групп по своей направленности:
- Физкультурно-развлекательные.
- Физкультурно-спортивные.
- Военно-патриотические.
Каждая группа решает свои задачи
в нравственно-патриотическом воспитании.
1. Физкультурно-развлекательные
мероприятия.
Духовному единению детей и взрослых
способствует проведение в дошкольном учреждении «Дней Здоровья», спортивных развлечений
и досугов «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья». В процессе их организации
и проведения совершенствуются физические, нравственные качества личности ребёнка,
укрепляются дружеские взаимоотношения со сверстниками, родителями, повышается командный дух.
2. Физкультурно-спортивные мероприятия
Одной из задач патриотического воспитания
детей подготовительной группы является формирование у воспитанников активного положительного
отношения к славным защитникам нашей Родины. Поддержание такого мотива происходит
через организацию специально разработанных физкультурных занятий с использованием
технологии Квест - игры. Игры «Зарница»,
«Разведчики», «Морской бой», в которых на пути участников игры встречаются непростые
испытания – «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет», «Разминируй поле»,
«Пройди через болото», «Попади в цель», «Проведи корабль между рифами», «Снайперы»
и другие, помогают создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных
на преодоление трудностей физического характера и развитие у детей терпения, и выносливости.
Еще одним методом патриотического
воспитания является знакомство детей с различными видами спорта, историей олимпийских
игр и выдающимися спортсменами. Знакомя детей
с главными идеями Олимпийских игр, гуманистическими идеалами и ценностями мы развиваем
детские представления о том, что Олимпийские игры объединяют спортсменов различных
стран мира в честных и равноправных соревнованиях.
3. Военно-патриотические
мероприятия
В преддверии праздников: День защитника
Отечества, День космонавтики, День Победы, День народного единства - проводятся
интегрированные музыкально – спортивные праздники: «Кросс наций», «Школа молодого
бойца», «А ну – ка, папы», «Будем
в армии служить», «День Победы», «Космическое путешествие» и другие.
Большинство перечисленных праздников
и развлечений, являются продуктом проведения проектной деятельности. Проектная деятельность-
это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению
наивысшей цели- воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
В результате работы над проектами повысился уровень осведомлённости старших дошкольников
и их родителей об истории человечества.
Проводимая работа вызвала живой
отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность
способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно
сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.
Благодаря
систематической, целенаправленной работе дошкольники нашего дошкольного учреждения
постепенно приобщались к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной
жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям,
уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к
выполнению своих гражданских обязанностей.
Список литературы:
- Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2017. – 203 с.
- Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ// Управление ДОУ. – 2005. №1;
- Леонтьева, Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2014. № 1. С. 36-39.
- Шаламова, Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И. Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
Комментарии: