» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Дюкина Людмила Геннадьевна Машевская Наталья Петровна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Экспериментирование как метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Дата публикации: 07.11.2021
УДК 373.24
ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ
КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Машевская Наталья Петровна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129
Дюкина Людмила Геннадьевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье раскрывается важность применения метода
экспериментирования в процессе работы с детьми дошкольного возраста, для
развития их познавательной активности и становления процесса саморазвития.
Ключевые слова: познавательная деятельность, экспериментирование,
познавательная активность, развитие.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и
экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты
детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное
состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское
поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие
ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать
исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее
развитию.
Это требует пересмотра технологий образования
дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности
более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на
основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах
детской деятельности [2].
Использование
современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и
обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на наш взгляд, является
- технология детского
экспериментирования [3].
С утверждением федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной
общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность
дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе
завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития
познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование
познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей.
Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности
образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три
традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую,
развивающую, воспитательную [1].
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на
то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не
только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на
творческий подход к любому делу.
Существует противоречие между огромным исследовательским
потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников,
поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного
подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного
направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское
экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать
условия для исследовательской активности ребенка, мы пришли-
к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной
системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через
организацию познавательно - исследовательской деятельности [4].
За основу своей работы мы взяли методы и приемы
исследовательского обучения А.И. Савенкова «Методика исследовательского
обучения».
Цель данной методики заключается в развитие
познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности
ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Для организации развития исследовательской
деятельности с детьми дошкольного возраста мы поставили перед собой цель и
задачи:
Цель: создание условий для формирования основ
целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами
детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: |
Развивающие |
Воспитательные |
-
Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т.е. -
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей. -
Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира. -
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов, умение работать в коллективе. |
- Развивать собственный
познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных
знаков. - Развивать речь детей в процессе
развития умений анализировать сравнивать, обобщать, ставить цель,
планировать свои действия, делать выводы. |
- Приобщать детей к многообразию и
красоте |
Для организация экспериментальной деятельности нами
были созданы следующие условия:
- Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Организовала предметно - развивающую среду.
- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
- Разработала проект: «Волшебница водица»
- Разработала методические пособия.
- Подобрала дидактический материал.
Ребенок стремится к
самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом
возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты
превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и
не имеющее познавательной ценности.
Очень важно, какую позицию в
работе с детьми выбрал педагог. Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но
партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать [5].
Организуя экспериментальную
деятельность детей, мы разработали определенные правила:
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Формы работы, которые мы
используем в процессе экспериментальной деятельности:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Мы считаем, что систематические
занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и
формах - являются необходимым условием успешного становления личности
дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к
целостному восприятию окружающего мира.
«Чем больше ребенок видел, слышал
и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Список литературы:
- Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.
- Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2014, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников, 2015.
Комментарии: