» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Середкина, Сокольникова, Муз, руководитель,воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Применение методов музыкальной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 08.11.2021
УДК 373.24
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ С ОВЗ
Середкина Елена Леонидовна
музыкальный руководитель
Сокольникова
Татьяна Валериевна
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 72, г. Иркутск
Аннотация. В данной статье представлен практический опыт психокоррекционной
работы средствами искусства, показывает ее большой терапевтический и
коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Раскрывается
опыт совместной работы воспитателя и музыкального руководителя, применение
метода музыкотерапии в работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые
слова: музыкотерапия, коррекционные
методы, эмоциональный комфорт, психокоррекция.
Уровень цивилизации общества во многом
оценивается его отношением к детям с отклонениями в
развитии.
Значительная часть таких детей, несмотря на
усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми,
оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что
любой человек, имеющий отклонение в развитии, может при соответствующих
условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в
материальном отношении и быть полезным обществу [2].
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья
нуждается в особом подходе. Существуют различные технологии работы с детьми с
ОВЗ.
В последние годы заметно вырос интерес
специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ОВЗ. Современная
специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на
использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства
воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в
качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и
речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях,
реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от
соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают [4].
Практический опыт работы средствами искусства
показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми
с разными проблемами в развитии. Особое место среди арттерапевтических
методик, используемых в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в
специальном образовательном учреждении, занимает музыкотерапия, проводимая
психологом. Музыкотерапия является одним из видов арттерапии.
Как психокоррекционная методика музыкотерапия
отличается от музыкального воспитания целями, способами, технологией.
Музыкальное воспитание — одно из направлений
художественного развития, формирования художественной культуры детей,
обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение
общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством,
развитие музыкально-практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на
музыкальных инструментах. Музыкотерапия — один из видов арттерапии
(терапии искусством), направленный на профилактику, психокоррекцию
личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется
как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие
которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно
коммуникативной сферы ребенка [1].
Сущность музыкотерапии заключается в способности
вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное
воздействие на психосоматические и психоэмоциональные
процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во
всех областях искусства и в жизни в целом. Музыка может умиротворять,
расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может
усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение.
Музыкальную терапию широко применяют во многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений: отклонений
в развитии, эмоциональной нестабильности, поведенческих нарушений, сенсорного
дефицита, травм, психосоматических заболеваний, внутренних болезней,
психических отклонений, афазии и аутизма.
Опираясь на вышесказанное, можно говорить об
эффективном использовании музыкотерапии в работе с «особыми» детьми. Так как
данная категория лиц помимо соматических заболеваний подвержена эмоциональным
расстройствам, то, воздействуя на их эмоциональную сферу, можно в короткие
сроки добиться улучшения как психологического, так и физического самочувствия.
Музыкальная терапия — это контролируемое
использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и
взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод
психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от
мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые
разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и
духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших
человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека [4].
Мы выделяем в своей работе четыре основных
направления коррекционного действия музыкотерапии:
- Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии.
- Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
- Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
- Повышение эстетических потребностей [5].
В процессе совместной работы педагога и
музыкального руководителя с помощью специально организованных по законам
композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам
психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать:
- самые различные настроения - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;
- интеллектуальные и волевые процессы — решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;
- обобщенные свойства явлений действительности — силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;
- самые разнообразные характеристики движений - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые.
С детьми с ОВЗ может быть организована работа с
использованием музыкальных произведений и музыкальных инструментов.
Музыкотерапия включает в себя музыкальную тему,
вызывающую у слушателей переживания, связанные с прошлым. Отмечено, что этот
метод наиболее эффективен, если музыкальное оформление исполняет сам
специалист, так как это способствует возникновению обстановки спонтанного
взаимодействия, большей аутентичности, доверительности [3].
Часто в режимных моментах и на занятиях, мы
используем такие музыкальные произведения классической музыки. Можно подобрать
ряд произведений для слушания: Бах, Лист, Шопен, Рахманинов,
Бетховен, Моцарт, Чайковский, Шуберт и другие виды музыки.
Для себя, мы подобрали наиболее комфортную
технологию проведения музыкальной терапии с использованием инструментов:
В первую очередь, специалисту, как воспитателю,
так и музыкальному руководителю, необходимо провести диагностику состояния
ребенка, определить его эмоциональное состояние в соответствии, с которым будет
подобрана музыкальная композиция.
После проведенной диагностики и установления
проблем необходимо выбрать группу инструментов, соответствующих проблеме
ребенка, уточнить далее, какому из нескольких инструментов отдать предпочтение.
Сделать это можно следующими способами:
а) выбрать тот инструмент из данной группы,
который предпочитает сам ребенок или подросток;
б) дать прослушать музыкальные фрагменты в
исполнении каждого их этих инструментов и предложить сделать выбор;
в) дать прослушать музыкальные фрагменты в
исполнении отдельных инструментов. Выбирается тот инструмент, который дает
максимальную нормализацию.
Музыкотерапия, используется в
первая очередь, чтобы пробудить эмоции ребенка. Применение
музыкальной терапии способствует самовыражению, умению реагировать на
собственные эмоциональные состояния. Данный музыкальный цикл может найти свое
продолжение в изобразительной деятельности, когда детям предлагается нарисовать
музыку, которую они слышали, нарисовать свои переживания, чувства и т.д [2].
По опыту нашей работы, мы можем отметить, что наиболее
сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с
дошкольниками с проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случаях
5—6 лет. Это определяется также и тем, что в это время у ребенка уже
сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с
художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в
сеансах рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии.
Работая с детьми с ограниченными возможностями,
нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу
психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики
реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых - умение установить контакт с
ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой
выразительной речи, а главное - положительным эмоциональным настроем.
Искусство развивает и воспитывает, позволяет
разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как,
вне зависимости от болезни, это понятно всем. Присутствие живой музыки на
занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе
реабилитации.
Исследования современных исследователей доказывают
целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную
деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и
речевые функции, формируются навыки общения.
Таким образом, музыкальная терапия в процессе развития
детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ
эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и
умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один
из возможных способов познания мира. Музыкальная терапия может быть включена в
индивидуальную программу развития детей с ОВЗ с другими видами коррекционной
работы.
Список литературы:
- Арсеневская, О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010
- Боромыкова, О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 2009.
- Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей – Аверсэв, 2015
- Шушарджан, С.В. Руководство по музыкотерапии / С.В. Шушарджан. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.
- Щербакова, Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2010.
Комментарии: