» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Ермакова Ирина Андреевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Сравнитьельный анализ политики управления качеством жизни населения в муниципальных образованиях
Дата публикации: 08.11.2021
УДК 330.59
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ
Ермакова
Ирина Андреевна
магистрант
Квон
Гульнара Магсумовна
кандидат экономических
наук, доцент,
кафедра региональной,
муниципальной экономики и управления,
Уральский
государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В
данной статье проведен сравнительный анализ качества жизни на примере ГО
Первоуральск и МО Алапаевское, выделены единые проблемы обеспечения качества
жизни на уровне муниципального образования.
Ключевые слова:
качество жизни, уровень качества жизни, факторы влияющие на качество жизни,
методика оценки качества и уровня жизни, показатели оценки качества жизни.
Введение.
На
протяжении последних десятилетий понятие «качество жизни» и «уровень жизни»
были постоянным предметом дискуссий среди ученых [1, c.50]. Разрабатываются определенные
социальные показатели образа жизни, принимая во внимание различные аспекты,
определяющие образ жизни и уровень жизни, в том числе их пропорции. В
реальности оценка и управление качеством жизни в конкретном муниципальном образовании
это сложный процесс, от которого зависит не только уровень жизни местного
населения, но иногда данный вопрос является центральным в инвестиционной
привлекательности муниципального образования.
Будущий инвестор должен быть уверен в том, что, развивая свой бизнес он
сможет удовлетворить свою потребность в достойном уровне благосостояния,
отсутствии экологических проблем, развитой транспортной инфраструктурой,
комплексом таких показателей, как высокий уровень образования и медицинского
обслуживания.
Данные
обстоятельства характеризуют цель исследования – сравнительный анализ управления качеством жизни населения в муниципальных
образованиях, выделение проблем и определение перспективных направлений
улучшения качества жизни.
Для
проведения сравнительного анализа управления качеством жизни населения в
муниципальных образованиях необходимо учитывать следующие аспекты:
- «качество жизни» — как определённый набор методик, в которые включены объективные и субъективные виды оценок» [2, c. 206].
- для оценки качества жизни также может применяться и система рейтингов. Под рейтингом по мнению данных авторов понимается «обобщенная количественная характеристика муниципального образования, которая определяет его место среди других муниципалитетов» [3, c.84].
Данное
исследование направлено на проведение сравнительного анализа управления
качеством жизни населения в ГО Первоуральск и МО Алапаевское.
Основная
часть. Система управления качеством жизни в ГО Первоуральск и в МО
Алапаевское кардинальных различий не имеет и построена по принципу
территориальной особенности муниципального образования с учетом их численности,
природных и географической особенностей.
Анализ
системы нормативных актов в сфере управления качеством жизни показал, что
правовое обеспечение реализации управления качеством жизни в ГО Первоуральск
реализует более продуктивно, практически регламентируется каждое направление
обеспечения качества жизни населения муниципального образования.
В ГО
Первоуральск были приняты следующие виды документов – это стратегия
социально-экономического развития городского округа Первоуральск до 2035 года
была утверждена решением Первоуральской городской Думы от 28 февраля 2019 года
№ 170 [4] характеризует социально-экономического развитие городского округа
Первоуральск. В целях выполнения обязательств по развитию качества жизни
населения как фактор социально-экономического развития в ГО Первоуральск были
утверждены:
- план мероприятий по разработке Стратегии (Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 24 июля 2018 года № 1282) [5];
- матрица стратегического управления – система ответственных лиц за разработку стратегии социально-экономического развития городского округа Первоуральск (Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 26 июля 2018 года № 1299) [6].
В целях улучшения качества жизни было принято ещё две
программы:
- программа комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа Первоуральск на 2019 – 2030 годы, которая была утверждена постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 02.08.2019 №1236 [6];
- программа комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа Первоуральск на 2019 – 2030 годы, утверждена постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 15 января 2020 №40 [6].
В 2020
году приняты новые Положение и Регламент, которые теперь дополняют друг
друга. Так в 2020 году были утверждены
новые НПА:
- Постановление Администрации городского округа Первоуральск № 1344 от 13.07.2020 года «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Первоуральск» [6];
- Постановление Администрации городского округа Первоуральск № 1356 от 14.07.2020 года «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа Первоуральск» [6];
- Постановление Администрации городского округа Первоуральск № № 2296 от 26.11.2020 года «Об утверждении Положения о порядке подготовки, организации и проведении аукционов по продаже земельных участков, аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков на территории городского округа Первоуральск [6].
В свою
очередь в МО Алапаевское решением Думы муниципального образования Алапаевское
от 27 декабря 2018 г. N 420 была утверждена «Стратегия социально-экономического
развития МО Алапаевское на период 2019-2035 годов»[7].
В целях
улучшения качества жизни были приняты следующие программы:
- программа муниципального образования Алапаевское «Совершенствование социально – экономической политики на территории муниципального образования Алапаевское до 2024 года», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 02 сентября 2014 года № 805"[8], в которую каждый год вносятся изменения.
- муниципальная программа «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года», принятая постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 20.08.2014г. № 758 (в редакции от 24.09.2020 №763)[9];
- муниципальная программа «Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года», утвержденная постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018г. № 1103 (в редакции от 05.08.2020 №600/3)[10];
- муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года», принятая постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 01.10.2014г. № 899 (в редакции от 25.08.2020 №657)[11]. Стоит отметить, тот факт, что все программы были приняты в 2014 году, с последующим изменением их в части объема финансирования.
Сравнивая
правовую деятельность МО Алапаевское и ГО Первоуральск,
мы видим, что в ГО Первоуральск были приняты новые нормативные акты, ранее
действующие не отвечали целям развития муниципального образования по улучшению
качества жизни.
В
таблице 1 представлена часть социально-экономических показателей МО Алапаевское
и ГО Первоуральск.
Таблица
1 – Основные показатели развития качества жизни МО Алапаевское и ГО
Первоуральск за 2018-2020 гг.[1]
Показатель |
Годы |
Относительные
изменения в % |
|||
2018 |
2019 |
2020 |
2019/ 2018 |
2020 /2019 |
|
1.
Среднемесячная начисленная
заработная плата одного работника номинальная, рублей |
|
|
|
|
|
- ГО
Первоуральск |
43286,1 |
44008 |
46451 |
101,67 |
105,55 |
- МО
Алапаевское |
30480 |
32345 |
34496,1 |
106,12 |
106,65 |
2.
Численность граждан, признанных
безработными (на конец периода), % от экономически активного населения |
|
|
|
|
|
-
ГО Первоуральск |
0,74 |
0,95 |
5,14 |
128,38 |
541,05 |
-
МО Алапаевское |
1,52 |
1,65 |
3,53 |
108,55 |
213,94 |
3.
Объем инвестиций в основной
капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека тыс.
рублей. |
|
|
|
|
|
-
ГО Первоуральск |
15,47 |
19,34 |
19,47 |
125,02 |
100,67 |
-
МО Алапаевское |
50,59 |
53,12 |
35,97 |
105,00 |
-32,28 |
Произведенный
расчет в таблице 1 показал, что часть показателей, характеризующие
социально-экономическое положение жителей муниципальных образований выше в ГО
Первоуральское, а именно:
- по данным Свердловскстата среднемесячная заработная плата в 2020 году по кругу крупных и средних организаций городского округа Первоуральск сложилась на уровне 41810,7 рублей (104,9% к уровню аналогичного периода 2019 года). Надо отметить, что данные Росстата – это информация о зарплатах крупных и средних предприятий, а также работников бюджетной сферы. Они не включают информацию о зарплатах тех, кто работает у индивидуальных предпринимателей и в сером секторе [12];
- 2020 год перестроил почти все сферы жизни, в том числе и рынок труда. Наибольшие темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы работников в отличие от данных последних лет наблюдались в области информации и связи – 40 787,5 (рост на 14,4 %); и в области здравоохранения и социальных услуг – 42 323,7 рублей (рост на 15,0%).
Среднемесячная
заработная плата одного работника в 2020 году по муниципальному образованию
Алапаевское по видам деятельности составила:
- уровень оплаты в сельском, лесном хозяйстве, в сфере охоты, рыболовства и рыбоводства составил 33886,8 руб., и показал увеличение на17,9%;
- уровень оплаты в сфере обрабатывающих производств – 38226,1 руб., и фактическое увеличение в этом секторе составило 3,5 % к 2019 году;
- уровень оплаты труда в сфере торговли оптовая и розничная, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов составил 40836,4 руб. Рост в этом секторе составил 10,2% к 2019 году;
- уровень оплаты в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром; в сфере кондиционирования воздуха составил 27757,7 руб., увеличение на 3,0 % к 2019 году;
- уровень оплаты в сфере образования составило 31828,2 руб., увеличение на 8,9 % к 2019 году;
- уровень оплаты в сфере деятельности в области здравоохранения и социальных услуг составил 32471,1 руб., рост к 2019 году составил 6,4%;
- уровень оплаты в сфере деятельности в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составил 37572,5 руб.[13] изменений в этой сфере не было. Можно отметить, что уровень оплаты труда в ГО Первоуральск выше, чем в МО Алапаевское, так как сам по себе город Первоуральск – это промышленный город, и многие горожане работают в крупных компаниях от чего и оплата труда выше. При этом сохраняют лидирующие позиции и показывают уровень заработной платы выше, чем в среднем по городскому округу Первоуральск [14] организации, осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающих производств – 44 540,0 рублей; а также транспортировка и хранение – 46 073,1 рублей. В МО Алапаевское наоборот самая высокая оплата это в сфере торговли и услуг по авторемонту [15].
На
рисунке 1 отражена сравнительная динамика численности граждан, признанных
безработными в % МО Алапаевское и ГО Первоуральск.
Рисунок 1 – темпы роста
численности безработных в МО Алапаевское и ГО
Первоуральск в 2019 и 2020 гг.[2]
Сравнивая
показатели безработицы в ГО Первоуральск её уровень выше, и в 2020 году из-за
пандемии COVID-19 происходит резкий рост численности безработных. В МО
Алапаевское тоже произошел рост, но незначительный.
За
период с 2018 года по 2020 год в МО Алапаевское произошло увеличение
численности безработных в % соотношении в 2018 году доля безработных 1,52%, в
2019 году 1,65, а в 2020 году уровень зарегистрированной безработицы составил
3,53% к численности экономически активного населения[16].
Немаловажным
является показатель по привлечению инвестиций в МО Алапаевское и ГО
Первоуральск на 1 человека в тыс. рублей.
За
2019 год объем инвестиций в основной капитал в ГО
Первоуральск достиг уровня 19,35 тыс. рублей в расчете на одного жителя.
Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на
территории городского округа (без субъектов малого предпринимательства) за 2019
год, составили 3 430,7 млн. рублей. Из общего объема инвестиций 647,6 млн.
рублей составляют бюджетные инвестиции или 18,9 процентов от общего объема
инвестиций, в том числе:
- средства федерального бюджета – 36,6 млн. рублей;
- средства областного бюджета – 233,5 млн. рублей;
- средства местного бюджета – 377,5 млн. рублей.
В
2020 году объем инвестиций в основной капитал составили 3 201 млн. рублей. Из
общего объема инвестиций бюджетные инвестиции составляют 431 млн. рублей или
13,5 процентов от общего объема инвестиций, в том числе:
- средства федерального бюджета – 108 млн. рублей;
- средства областного бюджета – 104 млн. рублей;
- средства местного бюджета – 219 млн. рублей [16].
На
рисунке 2 отражена динамика объема инвестиций в основной
капитал с 2018 по 2020 год.
Рисунок 2 – Объем
инвестиций в основной капитал ГО Первоуральск с 2018 по 2020 гг.[3]
За 2019
год объем инвестиций в основной капитал показатель достиг уровня 53,12 тыс.
рублей в расчете на одного жителя. По итогам 2019 года инвестиции в основной
капитал за счет всех источников финансирования составили 1289 млн. руб.,
увеличение составило 3,5% по отношению у 2018 году.
Динамика
структуры инвестиций по привлеченным и собственным средствам за 3 года отражена
на рисунке 3.
Рисунок 3 – Объем
инвестиций в основной капитал по видам средств МО Алапаевское млн. руб. с 2018
по 2020 гг.[4]
По
структуре инвестиций: 65,8% - собственные средства организаций (848 млн. руб.);
34,2% - привлеченные средства (440,8 млн. руб.). В общем объеме инвестиции доля
бюджетных средств составляет 24,8% (320,1 млн. руб.), в том числе: из
федерального бюджета – 3,9 млн. руб., из областного бюджета – 248,6 млн. руб.,
из местного бюджета – 67,7 млн. руб.
По
итогам 2020 года объем вложенных инвестиций в основной капитал в МО Алапаевское
с учетом все источников финансирования составил 864,9 млн. руб., В общем за
2020 год снижение объема инвестиций составило -32,90%. Если в учет брать
структуру инвестиций, то 65,2% от суммы инвестиций – собственные средства
организаций (563,5 млн. руб.) и всего лишь 34,8% - привлеченные средства (301,4
млн. руб.)[17].
Вывод:
Сравнительный анализ управления политикой качества жизни
в ГО Первоуральск и МО Алапаевское показал:
во-первых,
уровень качества жизни в ГО Первоуральск выше по следующим позициям – уровень
оплаты труда больше, там проще найти подходящую вакансию, чем в МО Алапаевское;
во-вторых,
близкое расположение ГО Первоуральск с ГО Екатеринбург (34км) непосредственно
влияет на поиск работы, и многие работают в г. Екатеринбург. В МО Алапаевское
удаленность составляет 130 км., что достаточно проблематично искать работу в г.
Екатеринбург без выезда на постоянно место жительства;
в-третьих,
правовая работа по обеспечению управления качеством жизни в ГО Первоуральск
ведётся гораздо лучше, и отвечает современным реалиям жизни;
в-четвертых,
в МО Алапаевское есть отток населения в другие
районы с целью поиска работы. Этот факт подтверждается и динамикой
среднедушевых денежных доходов населения, и их сумма не превышает 15230 рублей
в 2020 году.
в-пятых, на доходы местного населения МО
Алапаевское влияет и объём сельскохозяйственного производства, так как
большинство жителей живут в сельской местности. В отрасли сельского хозяйства
МО Алапаевское необходимы профессионалы специалисты высокой квалификации,
которые просто не едут работать сельскую местность из-за низкой оплаты труда.
Также очевиден факт старения кадров, особенно среди руководителей и
специалистов, где средний возраст составляет 48 лет, а средний возраст
работающих – 49 года.
Таким
образом, можно сделать вывод, что уровень качества жизни в ГО Первоуральск
выше, чем и МО Алапаевское, за исключением минусов управления качеством жизни,
которые есть в обоих муниципальных образованиях.
Список литературы:
- Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Зленко Е. Г., Одинцова Е. В. Сравнительные характеристики индикаторов качества и уровня жизни в российских регионах [Текст]: субъекты, федеральные округа, Арктика // Уровень жизни населения регионов России. 2017. № 1. С. 50-64.
- Дмитриев М.Н., Захарова С.Г., Масленников Н.А. [Текст]: Модель управления человеческими ресурсами муниципальных районов в концепции факторного подхода// Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 206-213
- Мазепина О.Ю., [Текст]: Проблемы определения и измерения уровня качества жизни населения // Проблемы развития территории – 2014 - №6 (74) – С. 83 – 90
- Стратегия социально-экономического развития городского округа Первоуральск до 2035 года [Электронный ресурс]: Решение Первоуральской городской Думы от 28 февраля 2019 года № 170 – Режим доступа: https://prvadm.ru
- Стратегия социально-экономического развития городского округа Первоуральск на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Решение Первоуральской городской Думы от 26 сентября 2013 г. N 72 – Режим доступа: https://prvadm.ru
- Приказы и Постановления [Электронный ресурс] / Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: Режим доступа: https://prvadm.ru
- Стратегия социально-экономического развития МО Алапаевское на период 2019-2035 годов [Электронный ресурс]: Решение Думы муниципального образования Алапаевское от 27 декабря 2018 г. N 420 – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Совершенствование социально – экономической политики на территории муниципального образования Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 02 сентября 2014 года № 805" – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Развитие системы образования и реализация молодежной политики в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 20.08.2014г. № 758 (в редакции от 24.09.2020 №763) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018г. № 1103 (в редакции от 05.08.2020 №600/3) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Алапаевское до 2024 года» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 01.10.2014г. № 899 (в редакции от 25.08.2020 №657) – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Статистические данные [Электронный ресурс]: по экономике и социальной политике // ГО Первоуральск – Режим доступа: https://prvadm.ru
- Статистические данные [Электронный ресурс]: по экономике и социальной политике // МО Алапаевское – Режим доступа: https://prvadm.ru
- Отчеты [Электронный ресурс] / О деятельности Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: Режим доступа: https://prvadm.ru
- Отчеты [Электронный ресурс] / О деятельности Администрации МО Алапаевское – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: http://alapaevskoe.ru
- Отчеты по бюджету (доход и расход), о выполнении планов [Электронный ресурс] / Администрации городского округа Первоуральск – Доступ с официального сайта МО г. Первоуральск – Режим доступа: https://prvadm.ru
- Отчеты по бюджету (доход и расход), о выполнении планов [Электронный ресурс] / Администрации МО Алапаевское – Доступ с официального сайта МО Алапаевское – Режим доступа: Режим доступа: http://alapaevskoe.ru