» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (56) 2021
Автор: Долгих Александра Евгеньевна, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Состав и структура доходов бюджета субъекта РФ (на примере Свердловской области)
Дата публикации: 12.11.2021
УДК 332.14:
338.2
СОСТАВ
И СТРУКТУРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ
(НА
ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Долгих
Александра Евгеньевна
магистрант, кафедра
региональной, муниципальной экономики и управления
научный руководитель: Антипин Иван Александрович
заведующий кафедрой
региональной, муниципальной экономики и управления, к.э.н., доцент Уральский
государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация. В статье проведена
оценка состава и структуры доходов бюджета Свердловской области на основании анализа
его доходной части, в том числе динамики доходов областного бюджета в разрезе
поступлений. Выявлено, что региональному бюджету, как центральному инструменту
аккумуляции средств и их расходования на нужды субъекта РФ, отводится системообразующая
роль в достижении ориентиров высокого уровня социально-экономического развития
Свердловской области.
Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, Свердловская область, доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы.
Бюджет
Свердловской области – форма образования и расходования денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Свердловской
области.
Целью
социально-экономического развития Свердловской области является обеспечение
благополучия населения, основанное на сбалансированном росте экономики,
эффективном государственном управлении и местном самоуправлении.
На
основании данных Свердловскстата о показателях социально-экономического
развития региона за 2015-2019 гг. стоит отметить, что экономика Свердловской
области имеет положительную динамику. Соответственно, можно говорить об
укреплении экономического потенциала территории.
Далее в
таблице 1 представлен анализ динамики изменения доходной части бюджета Свердловской
области за 2015-2019 гг.
В 2019
г. сумма средств, поступившая в областной бюджет по налоговым и неналоговым
доходам, составила 225,7 млрд. руб. или 147,4% к годовым значениям 2015 г. За
анализируемый период наблюдается ежегодный рост налоговых и неналоговых
доходов: в 2016 г. +18,6 млрд. руб. (+12,1%), в 2017 г. +22,8 млрд. руб.
(+13,2%), в 2018 г. + 28,9 млрд. руб. (+14,8%), в 2019 г. +2,3 млрд. руб.
(+1%). Свердловской область по объему налоговых и неналоговых доходов бюджета
стабильно входит в
первую десятку субъектов РФ. По итогам
Таблица 1 – Анализ доходной части областного бюджета Свердловской области
за 2015-2019 гг., млрд. руб.[1]
Вид доходов |
2015 (отчет) |
2016 (отчет) |
2017 (отчет) |
2018 (отчет) |
2019 (оценка) |
Изменение показателей в 2019 г. по сравнению с 2015г. |
|
Абсолютное изменение, млрд. руб. |
Темп роста, % |
||||||
Налоговые
и неналоговые доходы |
153,1 |
171,7 |
194,5 |
223,4 |
225,7 |
72,6 |
147,4 |
Налог на
прибыль организаций |
45,6 |
56,5 |
68,6 |
85,6 |
95,1 |
49,5 |
208,6 |
НДФЛ |
57 |
58,6 |
63,1 |
70,3 |
73,1 |
16,1 |
128,2 |
Акцизы |
13,3 |
17 |
15,6 |
17 |
16,8 |
3,5 |
126,3 |
Налог на
имущество организаций |
21,7 |
24,4 |
27,7 |
30,4 |
21,7 |
0 |
100,0 |
Налог,
взымаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
7,6 |
7,2 |
9 |
11 |
10 |
2,4 |
131,6 |
Транспортный
налог |
2,2 |
2,1 |
2,4 |
2,5 |
2,4 |
0,2 |
109,1 |
Налог на
добычу полезных ископаемых |
0,1 |
0,1 |
1,2 |
1,6 |
1,7 |
1,6 |
1700,0 |
Прочие
налоговые доходы |
0,7 |
0,7 |
0,9 |
0,7 |
0,7 |
0 |
100,0 |
Неналоговые
доходы |
3,9 |
3,8 |
6 |
4,3 |
4,2 |
0,3 |
107,7 |
Доходы от
использования имущества, находящегося в государственной собственности |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0 |
100,0 |
Платежи
при пользовании природными ресурсами |
0,6 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0 |
100,0 |
Штрафы,
санкции, возмещение ущерба |
2,3 |
1,9 |
2,3 |
2,7 |
2,8 |
0,5 |
121,7 |
Остальные
неналоговые доходы |
0,7 |
0,8 |
2,6 |
0,6 |
0,5 |
-0,2 |
71,4 |
Безвозмездные
поступления |
23 |
22,9 |
18,5 |
26,1 |
23,9 |
0,9 |
103,9 |
дотации |
3,1 |
2 |
1,7 |
6,8 |
0,4 |
-2,7 |
12,9 |
субсидии |
4,6 |
4,2 |
4,9 |
5,7 |
10 |
5,4 |
217,4 |
субвенции |
7,9 |
8,3 |
8,2 |
8,3 |
9,5 |
1,6 |
120,3 |
Итого
доходов |
176,1 |
194,6 |
213 |
229,4 |
249,6 |
73,5 |
141,7 |
2019 г. Свердловская область занимает 6 место, опередив по темпам роста
доходов сопоставимые с областью регионы. В результате за 2015-2019 гг. средний
темп роста доходов бюджета Свердловской области обгонял средний темп роста
доходов регионов РФ (46%) на 1,4%. Увеличение размера налоговых поступлений в
бюджете Свердловской обуславливает увеличение зависимости бюджета региона от
налоговых поступлений.
Сумма по неналоговым доходам в 2019 г. составила 4,2 млрд. руб. что выше
значения 2015 г. на 0,3 млрд. руб. или на 7,7%.
Безвозмездные поступления в 2019 г. по сравнению с 2015 г. увеличились на
0,9 млрд. руб. или на 3,9%.
Динамику доходов областного бюджета в разрезе поступлений представим на
рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика доходов
бюджета Свердловской области
в 2015-2019 гг., млрд. руб.[2]
Доходы областного бюджета в 2015 г. составили 176,1 млрд. руб., процент их
исполнения – 101,2 %. Налоговые и неналоговые доходы составили 153,1 млрд.
руб., процент их исполнения – 101,4%. Безвозмездные поступления составили 23,0
млрд. руб., процент их исполнения – 100,3%.
В 2019 г. доходы составили 249,6 млрд. руб., процент их исполнения – 101,9%,
процент роста к предыдущему году – 8,8%. Налоговые и неналоговые доходы
составили 225,7 млрд. руб., процент их исполнения – 102,2%, процент роста к
предыдущему году – 1 %. Безвозмездные поступления составили 23,9 млрд. руб.,
процент их исполнения – 99,7%, процент роста к предыдущему году – 99,5%.
На рисунке 3 изображена структура доходов бюджета Свердловской области в период с 2015 по 2019 гг.
Рисунок 3 – Структура
доходов бюджета Свердловской области
в 2015 г. и 2019 г., % [3]
Основная часть доходов бюджета – налоги, удельный вес которых вырос с 85%
до 89%, безвозмездные поступления сократились с 13% до 9% и лишь 2% всех
бюджетных поступлений – неналоговые доходы.
Рассматривая динамику налоговых и неналоговых доходов бюджета Свердловской
области за 2015-2019 гг., можно сделать вывод, что поступления в областной
бюджет налоговых и неналоговых доходов с каждым годом увеличиваются.
Основными доходными источниками налоговых поступлений от общей суммы всех
налоговых доходов областного бюджета являются:
-
налог на прибыль организаций
(42,9%);
-
налог на доходы физических лиц
(33%);
-
налог на имущество организаций
(9,8%);
-
акцизы (7,6%);
-
налог, взымаемый в связи с
применением упрощенной системы налогообложения (4,5%) и т.д.
Безвозмездные поступления в общей сумме доходов в 2015 г. составляют 13%, в
2019 г. – 9%. Из них: 8,3 млрд. руб. – субвенции (34%), 5,7 млрд. руб. –
субсидии (23%), 3,7 млрд. руб. – иные межбюджетные поступления (15%), 6,8 млрд.
руб. – дотации (28%).
Незначительную долю в общей сумме составляют: доходы от использования
имущества, находящегося в государственной собственности (0,15%), платежи при
использовании природными ресурсами (0,32%), штрафы, санкции, возмещение ущерба
(1,34%), прочие неналоговые доходы (0,004%).
На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
-
Свердловская область занимает
лидирующие позиции по объему промышленного производства не только в пределах
федерального округа, но и на уровне РФ, что отражается в достаточно высоких
экономических показателях;
-
сумма доходов бюджета
Свердловской области в 2019 году по сравнению с 2015 годом
возросла на 73,5 млрд. руб., т.е. на 41,7%;
-
основной частью доходов бюджета региона
являются налоги, удельный вес которых увеличился с 85% до 89%, безвозмездные
поступления сократились с 13% до 9% и лишь 2% всех бюджетных поступлений
составляют неналоговые доходы.
Таким
образом, системообразующая роль в достижении ориентиров высокого уровня
социально-экономического развития Свердловской области отводится региональному
бюджету, как центральному инструменту аккумуляции средств и их расходования на
нужды субъекта РФ.
Список литературы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 03.12.2014 г. N 111-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2016 год [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 03.12.2015 г. N 138-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 19.12.2016 г. N 131-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов [Электронный ресурс]: закон Свердловской области от 07.12.2017 г. N 121-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 06.12.2018 г. N 144-ОЗ. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sverdl.gks.ru.
[1] Составлено автором по: [3,4,5,6].
[2] Составлено автором по: [1, ст. 10]
[3] Составлено автором по: [1, ст. 10]
Комментарии: