» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022
Автор: Майорова Карина Александровна, Студентка 1-го курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Cоциально-культурная адаптация и интеграция в общество людей с нарушением слуха
Дата публикации: 25.01.2022
УДК 005, 304, 331.5
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
В ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Майорова Карина Александровна
Студентка 1-го курса
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский)
федеральный университет"
Институт управления,
экономики и финансов, г. Казань
Аннотация. В статье раскрываются основные принципы социально-культурной
интеграции в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, роль
коммуникативной толерантности в социальной адаптации и интеграции инвалидов по
слуху.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация,
социальная интеграция, социально-культурная адаптация, инвестиции в
социально-культурные проекты.
Сегодня социально-экономическая ситуация в стране диктует такие
условия, которые выявляют все большую остроту проблемы социализации людей с
ограниченными возможностями здоровья, а также проблему неравенства таких людей
по отношению здоровым. В связи с этим происходит переосмысление целей, задач,
содержания и технологий социализации таких людей. На данном этапе идёт поиск
эффективных средств, обеспечивающих усвоения социально значимого опыта норм
общения с окружающими людьми, нравственной и культурной сфер жизни. Особую
группу людей с ограниченными возможностями здоровья составляют люди с
нарушениями слуха.
Исторический анализ развития проблемы инвалидности показывает о
том, что она прошла сложный путь от непризнания изоляции «неполноценных членов»
до осознания необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами.
Эти лица требовали и требуют к себе особого внимания. Если общество не оказывало
им адекватной помощи, оставаясь равнодушным, то они становились тяжким бременем
и источником социальных проблем.
Отечественная и зарубежная статистика показывают, что число людей
с нарушениями слуха увеличивается. Если проведенные в различных странах
исследования показали, что на 2002 год 4 — 6% от всего населения планеты имеют
нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение [1], то, из
публикуемого сегодня Всемирной организацией здравоохранения первого Всемирного
доклада по проблемам слуха, к 2050 году почти 2,5 миллиарда человек во всем
мире – т.е. каждый четвертый – будут страдать той или иной степенью потери
слуха [2].
На современном этапе развития общества основной заботой
государства по отношению к инвалидам является их материальная поддержка – это пенсии,
пособия, льготы и т. д.
Однако данная категория нуждаются не только в материальной
поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,
психологической помощи, реабилитационных мероприятий, а также социальную и
социально-культурную адаптацию в обществе. Иными словами, инвалидность
становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего
общества.
Таким образом, проблема социальной и социально-культурной адаптации
людей с ограниченными возможностями как проблема приспособленности инвалидов к
полноценной жизни в обществе здоровых людей приобретает особую важность.
В современном обществе существенно изменились подходы к людям с
ограниченными возможностями здоровья. Реализация инвалидами прав как граждан
полностью зависит от степени участия государства в решении их проблем.
Государство через социальную политику пытается решить данные проблемы. Так согласно Концепции развития системы
комплексной реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года [4] по состоянию на 1 декабря 2021 года в России
насчитывается 11,3 миллиона граждан с инвалидностью. Это около 7,9% общей
численности населения страны. В рамках данной концепции планируется
сформировать общероссийский перечень услуг по основным направлениям комплексной
реабилитации и абилитации инвалидов, расширить сеть организаций, оказывающих
такие услуги, активно привлекать к этой работе не только медиков, но и
педагогов, психологов и социальных работников, развивать институт мобильных
реабилитационных служб.
Однако люди с
ограниченными возможностями все еще чувствуют некую отстраненность от социума. Несмотря
на то, что существует определенное количество общественных объединений,
занимающихся работой с такими людьми, они не имеют возможность посещать
различные мероприятия, например, городского масштаба, поскольку для них нет
специальных приспособлений. В результате такие люди замыкаются в довольно
ограниченной среде, что порождает дополнительные проблемы и трудности в
социализации.
С точки зрения современной педагогики и психологии под термином
социализация понимается процесс усвоения индивидом социального опыта, при этом
в процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые
нормы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе [3, с. 168].
А.В. Мудрик под термином социализация понимает развитие и самореализацию
человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества [6, с. 27].
Социально-культурная адаптация, являясь одной из разновидностей социальной
адаптации, может быть рассмотрена как сфера межгруппового и межиндивидуального
взаимодействия и заключается в синтезе социальных отношений и культуры [5].
В рамках моего исследования я выделила основные цели социально-культурной
адаптации:
- помощь в адаптации
к условиям существования и жизнедеятельности;
- формирование
новой, адекватной среды жизнедеятельности;
- восстановление и
компенсация утраченных возможностей и функций.
Важным условием достижения целей социальной адаптации является
внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для людей с
ограниченными возможностями здоровья.
Целью моего исследования заключается в поиске инвесторов для
привлечения средств на покупку техники: проекторов, на которых будут
транслировать этих людей, чтобы глухонемые и слабослышащие люди могли понимать,
что говорят на мероприятии. Также важно привлечение к работе людей, которые имеющих
навыки и знания основ сурдокоммуникации, жестового языка и калькирующей
жестовой речи, присутствие которых на мероприятиях различных масштабов, поможет
глухонемым или слабослышащим людям социально адаптироваться в многолюдной
обстановке.
Задача исследования включает в себя как поиск инвесторов, которые
вложатся в реализацию социального проекта (приобретение техники – проекторов,
которые будут установлены на различных мероприятиях), так и найм людей со
знанием основ сурдокоммуникации и жестового языка и речи. Это позволит людям с
ограниченными возможностями чувствовать себя наравне с другими, что приведет к
решению социальной проблемы неравенства между здоровыми и людьми с ограниченными
возможностями по здоровью. Это в свою очередь поможет в формировании
толерантного отношения жителей города к глухонемым и слабослышащим людям.
Реализация проекта может послужить мотивацией для организации не
только государственных мероприятий, где будут иметь возможность присутствовать
глухонемые и слабослышащие люди, но и коммерческих. Что впоследствии найдет все
большее распространение в обществе.
По моему мнению, для начала необходимы поиск и привлечение
инвесторов, которые выделят средства на реализацию проекта. Далее необходимо
привлечение людей со знанием основ суркоммуникаций и жестовой речи, которые
будут присутствовать на различных мероприятиях. Работа сурдопереводчиков будет
заключаться в переводе обычной речи на язык жестов массовых мероприятий,
которые будут транслироваться через многочисленные проекторы, установленные на
мероприятиях. Привлекаемыми специалистами будут выступать не только люди со
знанием основ языка жестов и калькирующей жестовой речи, но и технические
специалисты.
Возможными барьерами могут выступать недостаточная мотивация на
выполнение той или иной задачи проекта, недостаток финансирования, недоверие
инвесторов к социальным проектам. Однако мотивацией для инвесторов будет
выступать тот факт, что фирмы, которые вкладываются в социальные проекты,
получают определенное внимание со стороны государства, а также общества. От
государства такие фирмы могут получить различные льготы в виде сниженных
налогов или определенных субсидий. От общества такая фирма получит уважение,
признание, некую известность, что впоследствии привлечет внимание потенциальных
клиентов. Такая компания, инвестирующая в социальный проект, будет
восприниматься доверительно потребителями и партнерами.
Таким образом, предполагаемый социальный эффект данного
исследовательского проекта – это социализация людей с ограниченными
возможностями здоровья, появление возможности посещения ими различных
мероприятий. При этом экономическим эффектом может выступать повышение
заинтересованности и впоследствии прибыльности компаний, инвестирующих в проект,
а также возможное увеличение спроса на технику и на специалистов, организующих
мероприятия не только для здоровых, но и для людей с ограниченными
возможностями.
В качестве методов публичного продвижения проекта могут выступать
конференции, на которых обсуждаются социальные проекты. Также привлечение
внимание общественных организаций, например, Общероссийской
общественной организации людей-инвалидов с полной или значительной потерей
слуха.
Список литературы:
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.
- Глобальный веб-сайт Всемирной организации здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news/item/02-03-2021-who-1-in-4-people-projected-to-have-hearing-problems-by-2050 (дата обращения: 23.01.2022).
- Зинченко В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. с. 168
- Концепция развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов до 2025 года. Правительство Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/44239/ (дата обращения: 23.01.2022).
- Лондаджим Т. Специфика социологического изучения социальной адаптации // Личность Культура Общество: Международный журнал социальных и гуманитарных наук. М., 2010. Т. 12. Вып. № 53-54. С. 261-265.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 2007. с. 27.
Комментарии: