» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (59) 2022
Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста
Дата публикации: 12.02.2022
УДК
159.9
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бутова Нина Ивановна
Ястремская Татьяна Васильевна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 129,
г. Иркутск
Аннотация. В
статье описывается, как влияет
художественная литература на развитие детей дошкольного возраста. Представлен
опыт работы в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных
моментов, в процессе совместной деятельности с детьми.
Ключевые
слова: художественная литература, сказка, развитие, ребенок,
общение, речь.
С приходом детей в дошкольное образовательное
учреждение, ребенок подвергается всестороннему и гармоничному развитию.
Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал
прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям
художественной литературы, к искусству чтения.
Книга на
протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения,
эмоционального и умственного развития.
Художественная литература обладает огромным
развивающим и воспитательным потенциалом: она знакомит ребенка с духовным
опытом человека, развивает его ум, возвышает чувства.
Книга всегда была и остается основным источником
формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект,
словарный состав, но и заставляет
думать, осмыслять, формировать образы, позволяет фантазировать, развивает
личность многосторонне и гармонично.
Ценность художественной литературы заключается в ее
влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и
эстетическое.
Читая книги, у ребенка
обогащается словарный запас, развивается речь, память и воображение. Книга выступает как мощный источник развития
интеллекта.
Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки.
Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному,
необычному, чудесному.
Одним из любимых занятий дошкольников является слушание сказок: авторских или народных, волшебных, бытовых или о животных. Воспринимая по-своему сказочных героев, сюжеты и выразительные средства произведений, дети выносят особый смысл из каждого литературного текста. Большая часть сказок, конечно же, несет в себе глубокий воспитательный посыл, влияет на мировоззрение дошкольников, формирует систему их ценностей.
Сказка словно специально создана для ребенка. Его
сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает
эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и –
удивительно: не уча напрямую, учит и воспитывает ребенка.
Со сказки начинается его знакомство с миром
литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении
всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием
сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор
для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит
коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке
совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых
образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное. Сказка помогает понять на доступном для
них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом
формирования нравственно здоровой личности ребёнка.
Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к
Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность,
упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Персонажи сказок
для ребёнка могут стать идеалом, к которому он будет стремиться, сверяя свои
дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во
многом может определить личность.
Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние
на развитие дошкольников в целом. Добрые и поучительные сказки обязательно
оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными
чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением
говорить чище, лучше, грамотнее.
Сегодня потребность детей в сказке особенно велика.
Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И
хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы.
Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка
освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя
внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так,
а не иначе.
Ознакомление с художественной литературой нами
осуществляется в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных
моментов, в процессе совместной деятельности с детьми, при организации
самостоятельной детской деятельности.
Для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного
знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное
мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении,
нужна опора на визуальные впечатления. Для сопровождения чтения вслух сказок,
рассказов, мы используем наглядные пособия, репродукции картин,
иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки по теме.
Разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры,
драматизации, творческие игры, всё это способствует не только развитию
симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, дети учатся умению
оценивать поступки не только героев сказки, но и свои, и окружающих людей.
В процессе совместной деятельности знакомим детей с
особым жанром устного народного творчества былины. После прочтения былин, дети
проявляют большой интерес к русским богатырям: они рассматривают иллюстрации,
репродукции картин, рисуют богатырей, лепят их из пластилина, подражают и
обыгрывают в игре.
После чтения сказок мы переходим к собственному
сочинению, с целью развития воображения, творческого мышления, формирования
толерантности и умения работать в команде.
Для закрепления знаний используем дидактические игры
на материале знакомых литературных произведений.
Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с
помощью настольного и пальчикового театра. По знакомым сказкам и рассказам
организовываем драматизации, инсценировки известных или только что прочитанных
произведений.
Изображая
героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно
воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера.
В группе, в уголке художественной
литературы, включающего в себя несколько выставочных экспозиций, оформляются тематические выставки, в их организации принимают и дети:
- выставка книг со сказками;
- разные предметы,
относящиеся к сказкам;
- герои сказок (игрушки);
- выставка поделок по сюжетам
любимых сказок (сотворчество родителей и детей).
Дети имеют возможность каждый день общаться с книгой,
развивая свои интересы. Ребенок видит книгу не в руках педагога, а остаётся с
ней один на один. Внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации,
вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам,
тем самым прививаются навыки культуры общения и обращения с книгой.
Чтение
художественной литературы стимулирует творческое воображение детей. Сюжеты
прочитанных книг дети отражают в лепке, рисовании, аппликации. Эмоции вызывают
у ребенка стремление передать свое отношение к изображаемому.
Детское воображение создает определенные образы, опираясь на опыт, который
ребенок получает через восприятие.
Подводя итог, можно отметить, что художественная литература
является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка
за пределы непосредственно-воспринимаемого, погружая его в возможные миры с
широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую
языковую среду.
Прививая любовь к
художественной литературе у детей улучшаются художественно-эстетические знания и представления,
ответы на вопросы становятся более
полными и точными. Дети проявляют больше эмоций при восприятии картин, могут
описать свои переживания.
Список литературы:
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Академия, 2012. – 214 с.
- Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. / А.В. Запорожец. – М.: Владос, 2006. – 166 с.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников /И. Зимина // Дошкольное воспитание. 2005, №5.
- Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2014. – 143 с.
- Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста /Дошкольная педагогика, 2007. - № 8. - с. 39-41.
- Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497
- Пахомова О. Н. Добрые сказки. Этика для малышей /О. Н. Пахомова – М.: Прометей, 2003.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.
Комментарии: