» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022

Автор: Половиткина Елена Витальевна,Рокош Любовь Илларионовна , воспитатель, музыкальный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Музыка как средство эстетического воспитания детей дошкльного возраста

Статья просмотрена: 616 раз
Дата публикации: 22.02.2022

УДК 373:24

МУЗАКА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЕЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Половиткина Елена Витальевна

воспитатель

Рокош Любовь Илларионовна

музыкальный руководитель

МБДОУ г. Иркутска детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В статье раскрывается воспитательная функция музыки на эстетическое воспитание дошкольников.

Ключевые слова: воспитание, эстетическое воспитание, развитие, музыкальное развитие.

 

Проблемы эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития и социализации.

Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками. Специально подобранный, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.

Старший дошкольный возраст является наиболее сенситивным для развития эстетических представлений благодаря особенностям психофизиологического развития, обуславливающих высокую пластичность нервной системы, образную особенность восприятия и мышления, способности к обобщению и систематизации полученных представлений.

 В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности. В этот период происходит становление самостоятельности суждений, попытки интериоризации социального опыта и формирование личного отношения к прекрасному и безобразному.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно[1]нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание в широком смысле, по мнению Ю.К. Бабанского- есть процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание в специальном педагогическом смысле – есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности [1].

Воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений. Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения.

Одним из видов воспитания является эстетическое воспитание. Н. В. Мосина считает, что эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольной образовательной организации. В своей статье автор определяет эстетическое воспитание как организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Б. Т. Лихачев в своих трудах определил эстетическое воспитание как — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам 9 красоты» [3].

Цель эстетического воспитания, как определяет ее Н. И. Киященко, заключается в становлении эстетической культуры индивида, включающей в себя эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы и идеалы [2].

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и ценностного отношения к миру

Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования и развития творческой личности, способной к творческой активности. Определяющей целью эстетического воспитания является формирование гармоничной индивидуальности, способной к сопереживанию, умеющею видеть красоту искусства и жизни.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда в общественной жизни) и искусстве (музыки, литературы, театра, произведений художественно – бытового творчества). Формы организации художественной деятельности разнообразны.

Известный педагог дошкольного образования Н.А. Ветлугина подчеркивает, что формирование эстетического отношения к музыке очень важно для развития личности ребенка: «Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно - эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки». [4]

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Больше всего в ней нуждаются дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь[2].

В эстетическом воспитании дошкольников музыка имеет очень важную роль. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом [1].

Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения [3].

В непосредственной образовательной деятельности в детском образовательном учреждении закладываются основы музыкальной и общей культуры. Музыкально-эстетическое воспитание осуществляется и вне занятий, в повседневной жизни детского сада: использование музыки на прогулке, гимнастике, занятиях на изобразительной деятельности, на развлечениях, на индивидуальной работе.

Одной из важных задач эстетического воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а через него — ко всему окружающему.

Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей природы, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются художественные интересы, склонности, способности, развивается эстетический вкус [2].

В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы [3].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Список литературы:

  1. Богуславская, Э. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 2010. – 284 с.
  2. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М., 2016. - 269 с.
  3. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М., 2009. – 79 с.
  4. Волынкин, В.И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д., 2017. – 441 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: