» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (60) 2022
Автор: Булавкина Елена Леонидовна, заведующий
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Взаимодействие с родителями. Сотрудничество ради детей
Дата публикации: 27.02.2022
УДК 373:24
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. СОТРУДНИЧЕСТВО РАДИ ДЕТЕЙ
Булавкина Елена Леонидовна
заведующий
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г.
Иркутск
Аннотация. В данной статье представлен практический
опыт взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями
воспитанников. Изложены разные варианты сотрудничества как традиционные, так и
инновационные формы и методы, которые помогут добиться полного понимания и
общего подхода в воспитательной и образовательной деятельности с детьми.
Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, семья,
традиционные и нетрадиционные методы взаимодействия.
Семья и дошкольная образовательная организация – два
воспитательных института, каждый из которых по-своему влияет на приобретение
социального опыта, формирование личностных качеств ребенка. Каждый из этих
институтов, обладает своими специфическими возможностями в формировании картины
мира и становлении характера будущего взрослого человека. Их воспитательные
функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их
взаимодействие [3].
Что, же такое взаимодействие и что под этим, словом,
подразумевают педагоги и родители? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад
с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,
«сотрудничество», «содружество»? Я считаю, что в основе взаимодействия
дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и
родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное
отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и
потребностей каждой семьи. Работая в педагогической сфере много лет, я пришла к
выводу, что сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и
взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная
совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений, что в конечном результате приводит к
созданию благоприятной атмосферы в ДОУ.
В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1определяется, что
родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует
иных взаимоотношений и с образовательным учреждением, а именно
сотрудничества, взаимодействия и доверительности [5].
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие —
предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к
созданию единого пространства развития ребёнка. Современные тенденции в
развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием
— его качеством,
которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей [1].
Достичь высокого качества образования наших воспитанников,
полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка
единое образовательное пространство возможно только при условии разработки
системы взаимодействия ДОУ и семьи [2].
С каждым годом актуальность проблемы взаимодействия ДОУ и
семьи возрастает. В связи с карантинными мерами в период пандемии возникли
сложности во взаимодействии, которые нам пришлось решать по-новому.
Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие
новейших информационных технологий, более широкие возможности получения
образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам
необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и
потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и
устраняться от образовательного процесса. Вовлечение родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ решаем через проект «Я с семьей, она со
мной, а вместе мы с детским садом».
Характерной тенденцией современного периода в развитии
отечественного образования является стремление образовательных организаций к
открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. Немаловажную
роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются
основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто
невозможно без учета интересов и запросов семьи. В этой связи, необходима
разработка и внедрение новой системы работы для активного включения родителей в
жизнь ДОУ. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия
дошкольной образовательной организации с семьей на сегодняшний день является
одним из самых актуальных [4].
Таким образом,
следуя из вышеизложенного, мы определили цель взаимодействия ДОУ и семьи в
условиях реализации ФГОС ДО: формирование
педагогического партнерства между субъектами образовательного процесса,
обеспечение открытости дошкольной образовательной организации. Для достижения
поставленной цели, определены следующие задачи:
- Установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
- Выявлять и изучать интересы и потребности семей воспитанников;
- Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- Обеспечить поддержку родительской инициативы, уверенности в собственных педагогических возможностях;
- Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, способствующей сплочению родительского коллектив;
- Расширять сферу участия родителей в жизнедеятельности образовательной организации через организацию эффективных форм взаимодействия;
- Создать условия для творческой самореализации родителей и детей;
- Способствовать формированию педагогической компетентности родителей.
Для решения поставленных задач, мы стараемся наиболее полно
использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с
семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями в
соответствии с изменением социально-политических и экономических условий
развития нашей страны, потребностей, интересов и запросов самих родителей.
Планируя ту или иную форму взаимодействия, мы всегда исходим из представлений о
современных родителях, как о людях, готовых к обучению, саморазвитию и
сотрудничеству.
В этой связи основными требованиями к формам взаимодействия
являются: оригинальность, востребованность, интерактивность. В качестве
обязательного направления взаимодействия можно выделить педагогическое
партнерство. Реализация педагогического партнерства осуществляется с помощью:
-
разработки и проведение социально
- значимых акций;
-
привлечения родителей к
планированию и организации совместных проектов;
-
организации дней самоуправления;
-
проведения родительских
конференций;
-
организации «Творческих
мастерских» совместно с родителями.
В условиях современной реальности нам приходится активно
использовать цифровые технологии для организации совместно деятельности с
семьями воспитанников, так например активно стали
использовать онлайн-детский сайт на официальной странице детского сада, где для
родителей представлены различные виды занятий с детьми в домашних условиях, так
же в помощь родителям педагоги и специалисты готовят различные консультации.
Создана группа для обмена полезной информацией в Viber, здесь родители могут задать вопросы, поделится друг с другом
интересными идеями или успехами. Для проведения встреч с родителями в режиме online мы стали использовать интернет платформу Zoom, это стало хорошей возможностью контактировать с
родителями. Цифровизация образовательного процесса дает большие возможности для
взаимодействия с семьями воспитанников и ДОУ, необходимо лишь принять
современные условия и действовать в этих рамках.
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования предполагает, что одним из условий, для
создания социальной ситуации развития, является: взаимодействие с родителями по
вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи. Сегодня наш детский сад ориентирован на поиск таких форм и
методов взаимодействия и сотрудничества, которые позволят учесть актуальные потребности
родителей и будут способствовать активизации
родительской позиции [6].
Таким образом, нетрадиционные, креативные формы работы с
родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и
педагогов, раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы
в триаде «семья – ребенок – детский сад», являясь эффективным механизмом
реализации ФГОС дошкольного образования. Представленные формы взаимодействия с
родителями, наработанные эффективной практикой, представляют
возможность любому детскому саду составить свой вариант сотрудничества с
семьей
Работа ведется в трех направлениях: 1) Работа с коллективом ДОУ по
организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых
форм работы с родителями. 2) Повышением педагогической
культуры родителей. 3) Вовлечение родителей в
деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Решаются основные задачи:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника; 2) Объединить усилия для развития и
воспитания детей; 3) Создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; 4) Активизировать
и обогащать воспитательные умения родителей; 5) Поддерживать
их уверенность в собственных педагогических возможностях.
В рамках реализации данного проекта в ДОУ организована
работа родительских клубов:
Родительский клуб «Первые
шаги». Цель
— содействовать укреплению связей ДОУ и семьи в вопросах воспитания и
развития детей раннего возраста, в том числе и в вопросах здоровья и ЗОЖ
Родительский клуб «Скоро в
школу». Цель
— повышение педагогической культуры родителей в вопросах подготовки детей
к школьному обучению.
Родительский клуб «Умники и
умницы». Цель
— повышение педагогической культуры родителей в вопросах интеллектуального,
физического и психического развития детей на этапе дошкольного детства.
Данная работа в ДОУ ведется второй год, клубы успешно
функционируют и вызывают интерес у родителей. Они активно принимают участие в
проведении мероприятий в рамках клуба. Одной из полюбившихся форм работы с
родителями стали «День самоуправления». В эти дни родители смогли погрузиться в
атмосферу дошкольного учреждения и попробовать свои силы в проведении занятий,
прогулок, режимных моментов. Также в рамках проекта мы используем
и другие формы работ: участие в конкурсах
образовательного учреждения, муниципальных, областных, всероссийских,
международных; проведение родительских собраний в разных формах и по запросу
родителей; тематические акции; организация сообществ родителей ДОУ в социальной
сети «Вконтакте»; организация работы сайта; организация Дней открытых дверей; организация
работы родителей со спонсорами; совместные праздники и развлечения с детьми и родителями; организация
рейдов безопасности; организация ремонта помещений учреждения и благоустройство
территории; встречи с интересными людьми.
Мы находимся постоянно в поиск эффективных формы вовлечения
родителей в деятельность дошкольного учреждения. Продуктом
реализации проекта станет программа по взаимодействию с родителями «Сотрудничество
ради детей» Цель программы: создание единого образовательного пространства
«Детский сад-семья». Семья и д/сад – два
воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный
опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.
Список литературы:
- Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е. Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 6. - С. 66 - 70.
- Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н.Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. – 100 с.
- Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения: 25.02.2022)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ciur.ru) (дата обращения: 25.02.2022)
Комментарии: