» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Русинович Виктория Дмитриевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Сравнение психологической предрасположенности к суицидальному поведению студентов-медиков 1 и 5 курсов
Дата публикации: 3.05.2022
УДК 616.89-008.441.44-037-057.875
СРАВНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 И 5 КУРСОВ
Савонова
Марина Васильевна
студентка
Семенович
Марина Анатольевна
студентка
Русинович
Виктория Дмитриевна
студентка
Гомельский
государственный медицинский университет, Беларусь, г. Гомель
Аннотация. В данной статье проводится сравнение показателей суицидального
риска и склонностик суициду у студентов 1 и 5 курсов Гомельского
государственного медицинского университета. Оценка проводилась методом
анкетирования при помощи опросника А. Г. Шмелева (в модификации Т. Н.
Разуваевой). Оценка результатов по отдельным субшкалам показала, что у
студентов первого курса более выражены такие качества, как демонстративность,
аффективность и максимализм. У студентов пятого курса более выражено такое
качество, как аффективность. У студентов обоих курсов выявлен высокий уровень
антисуицидального фактора, что в целом снижает риск суицида.
Ключевые слова: суицидальный риск, антисуицидальный фактор, здоровье, студенты
медицинского университета.
Введение
Вопрос изучения
риска суицидального поведения студентов медицинских университетов является
злободневным, поскольку на данном возрастном этапе повышается склонность к
самоанализу и негативной оценке окружающего мира[1].Подверженность
психологическим стрессам, в том числе связанным с необходимостью адаптации к
новым условиям, изменение социального статуса ипоявление трудностей, связанных
с образовательным процессом являются весомыми факторами риска суицидального
поведения[2,3].
Цель
Сравнить показатели
суицидального риска и склонность к суициду среди студентов ГГМУ 1 и 5 курса.
Материалы и методы
исследования
Для исследования
был использован опросник А.Г.Шмелева (в модификации Т. Н.
Разуваевой),определяемый методом анкетирования у студентов 1 и 5 курсов
Гомельского государственного медицинского университета лечебного факультета.
Анкетирование проводили среди 106 студентов: 53 студента 1 курса и 53 студента
5 курса. Средний возраст всех респондентов составил 20 ± 2,2 лет(ME±SD). Анализ, полученных в ходе анкетирования цифр,
производился с помощью специальной компьютерной программы
«MicrosoftExcel 2020». Статистическая обработка
результатов осуществлялась с помощью специальной компьютерной программы «Statistica» 13.3 (Trialversia).
При исследовании на достоверность применяли t-критерий Стьюдента. Достоверными
считали различия при p<0,05.
Результаты
исследования и их обсуждение
Количество баллов
тестовых субшкалбыли переведены в проценты от максимального значения и выделены
пять уровней риска: 0–20% – низкий; 21–40% –ниже среднего; 41–60% – средний;
61–80% –выше среднего; 81–100% – высокий.
Оценка результатов
по отдельным субшкалам показала, что наиболее выраженными диагностическими
признаками у студентов 1 курса являются следующие факторы: демонстративность,
аффективность, максимализм. Наиболее выраженным диагностическим признаком у
студентов 5 курса является аффективность. Следует
отметить высокий уровень антисуицидального фактора у обследуемых студентов, что
в целом снижает риск суицида.
Так, показатель,
характеризующий аффективность, у студентов 1 курса был достоверно выше, чем у
студентов 5 курса (54,7 ± 1,6по сравнению с 41,1 ± 1,6; р<0,05). Показатель,
характеризующий максимализм, у студентов 1 курса был достоверно выше, чем у
студентов 5 курса (41,1 ± 2,3 по сравнению с 28,8± 2,4; р<0,05).
Следовательно, можно думать, что данные результаты связаны с приобретённым
опытом по мере взросления.Результатыисследования представлены в таблице 1.
Таблица 1. Значение фактора риска
суицидального поведения от максимально возможной его величины, %
Показатели |
1 курс |
5 курс |
P |
Демонстративность |
51 ± 2,9 |
37,7 ± 2,7 |
р> 0,05 |
Аффективность |
54,7 ± 1,6 |
41,1 ± 1,6 |
р< 0,05* |
Уникальность |
25 ± 2,7 |
22,2 ± 2,6 |
р> 0,05 |
Несостоятельность |
17,5 ± 2,5 |
25,3 ± 2,3 |
р> 0,05 |
Социальный пессимизм |
22,6 ± 2,3 |
27,7 ± 2,2 |
р> 0,05 |
Слом культурных барьеров |
11,4 ± 2,9 |
12,2 ± 2,7 |
р> 0,05 |
Максимализм |
41,1 ± 2,3 |
28,8± 2,4 |
р< 0,05* |
Временная перспектива |
20,7 ± 1,9 |
23,2 ± 1,6 |
р> 0,05 |
Антисуицидальный фактор |
88,3 ± 2,2 |
93,8 ± 2,1 |
р> 0,05 |
Суицидальный риск |
39,2 ± 1,8 |
36,3 ± 2,3 |
р< 0,05* |
Уровень
суицидального риска, определенный по методике А. Г. Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой),
ниже среднего у студентов обоих курсов. При этом у студентов 5 курса склонность
к суицидальному риску была достоверно меньше, чем у студентов 1 курса (36,3 ±
2,3 по сравнению с 39,2 ± 1,8; р<0,05).Результаты
исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 —Уровень суицидального риска
Выводы
Сравнение
показателей суицидального риска у студентов 1-го и 5-го курсов показало что:
1)
у студентов первого
курса более выражены такие качества, как демонстративность (51 ± 2,9),
аффективность (54,7 ± 1,6) и максимализм (41,1 ± 2,3);
2)
у студентов пятого
курса более выражено такое качество, как аффективность(41,1 ± 1,6).
Данные результатов
исследованияпо склонности к суицидальному поведениюу студентов 1-го и 5-го
курсов свидетельствуют о достоверном невысоком уровне вероятности совершения
суицида (у 1 курса 39,2 ± 1,8 и у 5 курса 36,3 ± 2,3; р<0,05), что также
подтверждаетсявысоким диагностическим значением субшкалы «антисуицидальный
фактор»(у 1 курса 88,3 ± 2,2 и у 5 курса 93,8 ± 2,1).
Список литературы:
- Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.
- Васильева Л. Н., Щепеткова С. С. О суицидальном риске у студентов-медиков // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 179–183. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.179-183
- Ласый Е. В. Оценка суицидального риска и профиля суицидального поведения (для врачей общей практики, терапевтов, педиатров, неврологов и других врачей лечебного профиля): утв. М-вом Здравоохранения Респ. Беларусь 16.07.2009. – Минск, 2009. – 24 с.
Комментарии: