» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы в раннем возрасте у детей с детским церебральным параличом посредством игровой деятельности
Дата публикации: 3.05.2022
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глазунова Елена Николаевна
педагог-психолог
Долинная Анастасия Ивановна
педагог-психолог
ОГБУ
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени
В.З. Гетманского» Белгородская область, посёлок городского типа Октябрьский
Аннотация. В
статье представлены особенности развития сенсорно-перцептивной
сферы в раннем возрасте у детей с ДЦП посредством игровой деятельности и
конспект коррекционно-развивающегося занятия.
Ключевые слова: игровая деятельность,
развитие, ранний возраст, сенсорно-перцептивная
сфера, детский церебральный паралич, нарушение двигательной сферы,
психолого-педагогическое сопровождение, микрореабилитационный
центр.
Игра как вид деятельности
человека издавна привлекает внимание психологов, педагогов, философов,
биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека.
Ранний возраст – это период с
года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом
развитии детей – начинает формироватьсяигра,
предметное и наглядно-действенное мышление, активно развивается двигательная
сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Проблема организации
психолого-педагогических условий развития игровой деятельности в раннем
возрасте у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), является актуальной,
поскольку она, на наш взгляд, менее изучена. Ее изучение помогло бы решению
задач развития игровой деятельности в раннем возрасте, дало бы возможность
использовать новые методы и приемы развития и обучения детей в процессе
игровой деятельности.
У детей с ДЦП с самого раннего
возраста изменен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное
влияние на формирование нервно-психических функций. Разнообразие мышечных
нарушений у этих детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно
связанных со спецификой заболевания.
Поражения двигательной сферы
при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети,
у которых двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают их
возможности свободного передвижения и действий с предметами. При одних формах
заболеваний больше страдают движения рук, при других - ног. Могут отмечаться
нарушения движений во всех четырех конечностях, чаще больше на одной стороне
тела.
У некоторых детей при
достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются
нарушения. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, одевания,
раздевания, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д.
Независимо от степени
двигательных дефектов у детей с ДЦП могут быть нарушения интеллектуальной и эмоционально–волевой
сфер. Например, могут быть нарушены полностью движения рук и ног, а интеллект
сохранен.
Интеллектуальное развитие часто
неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно
возрасту, другие – значительно отстают.
Особенно характерны для этих
детей нарушения зрительно – моторной координации, когда ребенок не может
фиксировать взор и плавно прослеживать движения предметов.
У детей с нарушенной фиксацией
взора, с недостаточным прослеживанием предметов и ограничением поля зрения,
наблюдаются нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. Из–за
этого же может задерживаться развитие начальных элементов ориентировки ребенка
в окружающем пространстве, соответственно будут иметься и пространственные нарушения.Для всех детей с ДЦП
характерна повышенная утомляемость.
На территории Белгородской
области функционирует ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с
ограниченными возможностями». На базе которого реализуется проект«Микрореабилитационный центр «Галактика».
На протяжении года успешно
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП в рамках этого проекта.
Педагогами-психологами центра была разработана комплексная программа, направленная на
развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Одним из разделов которой
является развитие сенсорно-перцептивной сферы в
раннем возрасте посредством игровой деятельности.
Предлагаем Вашему вниманию для
ознакомления и возможно дальнейшего использования развивающее занятие, которое
рассчитано на 15-20 минут.
Конспект
коррекционно-развивающего занятия «Озорная Киска»
Задачи:
·
Развитие общей и мелкой моторики, координации
движений;
·
Формирование сенсорных эталонов: форма,
величина, цвет;
·
Развитие пространственных представлений.
Материалы:
картонный круг с разноцветными секторами (красный, желтый, зеленый, синий) и
прищепки таких же цветов, плоские коробочки разной формы (круг, квадрат,
треугольник) и основные геометрические фигуры с изображением на них солнышка,
солнышко (игрушка), маска котенка, коврик, аудиозапись веселой музыки.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная часть.
1.1. Игра «Хлопаем в ладоши!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход
игры: Педагог - психолог хлопает в
ладоши со словами:
–
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем
мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем
предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
–
Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если
малыш не повторяет действия педагога-психолога, а только смотрит, можно
попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок
сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит
больше инициативы.
2. Основная часть
2.1. Упражнение «Котенок»
Цель: коррекция
психоэмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц,
освоение позы покоя.
Ребенок лежит на ковре,
свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Педагог-психолог говорит слова:
На ковре котенок спит. Мур - мур.
Просыпаться он не хочет. Мур – мур.
Тихо спит он на спине
И мурлыкает
во сне.
Вот на спинку он ложиться. Мур – мур. (Ребенок выполняет)
Лапки вытянул. Мур – мур.
Потянулся и проснулся.
2.2. Пальчиковая гимнастика.
Цель:
учить ребенка настраиваться на радостное
эмоциональное состояние с помощью музыки.
Звучит музыка, ребенок
сидит на стульчике.
Педагог-психолог: Ты
сидишь, твоя голова опущена, ты дремлешь, спишь; вдруг ощущаешь, как солнечный
луч скользнул по твоему лицу, медленно открываешь глаза, потягиваешься (музыка
прекращается).
С
добрым утром, глазки! Вы проснулись? |
Указательными пальцами поглаживать глаза |
С добрым утром, ушки! |
Ладонями поглаживать уши |
С добрым утром, ручки! |
Поглаживать то одну, то другую ручки |
С добрым утром, ножки! |
Поглаживание коленок Потопать ногами |
С добрым утром, солнце! |
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце |
2.3. Игра «Прищепки»
Цель: развитие
мелкой моторики рук, формирование сенсорных навыков и пространственных
представлений, мышления.
Оборудование: картонный
круг с разноцветными секторами (красный, желтый, зеленый, синий) и прищепки
таких же цветов.
Ход игры: Попросим
ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета
прикрепить к краю сектора такого же цвета круга.
2.4. Физминутка «Киска»
Киска встала, потянулась,
Лапки вытянула вверх и
прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
2.5. Игра «Домики для солнышка»
Цель: развитие мелкой моторики рук,
формирование сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления.
Оборудование: плоские коробочки
разной формы (круг, квадрат, треугольник) и основные геометрические фигуры с
изображением на них солнышка.
Ход игры: Попросим ребенка
рассортировать фигурки по форме.
2.6.
Этюд «Солнышко»
Цель: вызвать у ребенка
положительные эмоции.
- Посмотри, как наше солнышко изменилось. Было
какое? (грустное), а теперь какое? (веселое)
Представь, что сейчас ты – грустное солнышко, и
оно вот-вот заплачешь.
А теперь представьте, что ты – веселое солнышко,
оно широко улыбается и всему радуется.
Снова грустное…
веселое… Молодец. У тебя очень хорошо
получилось.
А какое еще наше солнышко? Какое оно по цвету? А
по форме?
- Посмотрите на картинку, назовите
предметы такого же цвета, что и солнышко.
А на этой картинке назовите предметы такой же
формы, что и солнышко.
Солнышко приглашает с ним погулять и немножко
поиграть.
3. Подведение
итогов
3.1. Рефлексия
- К кому мы сегодня ходили в гости?
- Какое настроение было у солнышка?
- Какое настроение сейчас у тебя?
3.2.
Этюд «Веселый танец Киски»
Раз-два-три.
На ножки встали дружно мы.
Лапками потопаем,
Лапками похлопаем,
Покиваем головой,
Отправляемся домой.
(Упражнение выполняется педагогом –
психологом совместно с ребенком).
Такие развивающие занятия, возможно,
проводить как педагогами-психологами так и самими
родителями в домашних условиях, тема и наполняемость занятия играми и
упражнениями может видоизменяться.
Список литературы:
- Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения / И. Е. Валитова // Минск: Университет, 1997.-180 с.
- Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко // М.: Педагогика, 1984.- 260 с.
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук // СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
- Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми: метод.рекомендации / под ред. Печоры К. Д. // М., 1995.- 234 с.
- Скворцова, И. В. Логопедические игры / И.В. Скворцова // М.: Олма Медиа Групп, 2013. - 126 c.
- Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология // Вестник практической психологии образования. – 2014. - №4. – С. 41 – 44
- Печора, К. А. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. – 2014. - №11. – С. 79 – 83
Комментарии: