» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Селезнева Альбина Рустамовна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогическая поддержка обучающихся как главный фактор качества профессиональной деятельности
Дата публикации: 5.05.2022
УДК 37
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК ГЛАВНЫЙФАКТОР КАЧЕСТВА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Селезнёва
Альбина Рустамовна – воспитатель учебного курса,
Филиал Федерального Государственного Казенного
Общеобразовательного Учреждения«Нахимовское
военно-морское училище» в г. Калининграде,
Россия, г. Калининград
Аннотация.
В
статье рассматривается педагогическая поддержка как современная образовательная технология, помогающая
самореализации обучающихся, а также выступающая в качестве
важнейшего условия становления индивидуальности личности. В статье
рассматриваются теоретические аспекты педагогической поддержки О.С. Газмана в современном прочтении, которые воплощаются в
образовательной практике. В качестве основного предмета педагогической
поддержки воспитанника определяется
самостоятельность и индивидуальность как уникальное сочетание в обучающимся общих и единичных черт. Основная задача педагога
при осуществлении педагогической поддержки предоставить воспитаннику
возможность получить опыт проектирования собственной позиции по отношению к
определенной ситуации.
Ключевые
слова. Воспитательный процесс, педагогическая поддержка, духовно-нравственные ценности, воспитатель, развитие коллектива, самостоятельность.
«Детей необходимо «не только
учить,
развивать и контролировать,
но и быть на стороне их интересов.
Рядом с ребенком должен быть еще кто-то более
опытный,
кто
защищал бы его, помогал отстаивать свои права».
Педагогическая поддержка - одна из тех категорий, о которых в
последнее время довольно много написано. В статье «Педагогическая поддержка
детей в образовании как инновационная проблема», О.С. Газман
определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления
социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов
поведения. В деятельности классного воспитателя такое приобщение осуществляется
через требование, эмоциональное сопереживание растущей личности, взаимодействие
воспитателя и воспитанника. Личностный подход в воспитании предполагает
осознание растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и силы
физической, интеллектуальной, нравственной, творческой.
Суть педагогической поддержки- помощь
ребенку в понимании себя, становлении самостоятельной личности, достигающей
успешного продвижения в дифференцированном образовании, в выборе собственного
смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи подростку в
личностном самоопределении, самодвижении,
самореализации. Как известно, предметом педагогической поддержки
является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов,
целей, возможностей и путем преодоления препятствий(проблем),мешающих
ему сохранить свое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов
в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
В своей педагогической деятельности классный воспитатель решает
комплекс задач:
- Создание детского коллектива как открытой воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию и индивидуализацию каждого воспитанника;
- Организация всех видов групповой, индивидуальной, коллективной деятельности совместно с воспитанниками;
- Создание условий для индивидуального развития и свободного, полного раскрытия всех способностей воспитанника;
- Педагогическая поддержка саморазвития личности.
Моя деятельность как классного воспитателя направлена, прежде
всего, на педагогическую поддержку воспитанников в решении их индивидуальных
проблем, связанных с:
- физическим и психическим здоровьем;
- успешным продвижением в обучении;
- эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
- жизненным самоопределением (нравственным, профессиональным, индивидуально-творческим).
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю
духовно-нравственное и правовое воспитание воспитанников. Нравственность должна
стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с
определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства.
Для формирования у воспитанников духовно
– нравственных ценностей организую
познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями
города Калининграда и области, посещаем выставки, музеи, а также встречаемся с
интересными людьми. Помогаю детям понять и принять величайшие духовные
ценности, развить основы нравственности.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с
детьми:
- не запрещать, а направлять;
- не управлять, а соуправлять;
- не принуждать, а убеждать;
- не командовать, а организовывать;
- не ограничивать, а предоставлять свободу выбора
На начальном этапе работы с классом я изучила документацию (личные
дела),результаты психологических исследований, что
помогло определить основные направления дальнейшей деятельности. Выявились
учебные проблемы через наблюдение за динамикой отношения к учебным предметам.
При необходимости собираются
мини-консилиумы с учителями предметниками для успешного взаимодействия
«учитель-ученик-воспитатель» и создания ситуации успеха для каждого
воспитанника. Понимая проблемы детей, облегчаю им освоение
жизненных навыков в сложном и меняющемся в мире, поддерживаю их стремление к
самостоятельности, побуждаю их добиваться высоких целей, оставаться при этом
самим собой. Развиваю у обучающихся интерес к
различным видам внеклассной деятельности, стараюсь привлечь к активному участию
в различных училищных и классных мероприятиях всех воспитанников класса.
Проводимые мной классные часы, беседы, диспуты, ситуативные практикумы
способствуют развитию самооценки воспитанников, видеть слабые и сильные стороны
своей личности, характера.
Появились традиции класса, которые начинались с традиции училища. Например,
мы отмечаем день рождение нашего класса. Появилась традиция снимать на
фотоаппарат все классные мероприятия. Так появилась летопись класса, куда
входят записи о ярких событиях в жизни класса, фото, грамоты и дипломы,
полученные за участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Это дает
воспитанникам возможность увидеть перспективы роста, взросления, удивиться дню
вчерашнему. Я думаю, что память о школьных годах в училище останется в сердце
каждого воспитанника. Хотелось бы, чтобы эта память была доброй, светлой. Но
летопись класса – это еще и материальная память, это творчество, где
воспитанники оттачивают свой писательский талант, умение владеть словом,
отметить самое запоминающееся. Это еще одно коллективное творчество, которое
сплачивает детей. Стало традицией проводить в классе День именинника. Все хором
поздравляем именинника, желаем здоровья, вручаем от класса подарок. А именинник,
счастливый от всеобщего внимания, благодарит и угощает сладостями.
В работе с воспитанниками в профильном
обучения первостепенной ступенью является поддержка их в профессиональной
ориентации. Эта деятельность имеет
системный характер и основана на знании индивидуальных способностей и
способностей каждого воспитанника, искренней заинтересованности классного
воспитателя в социализации и максимальном учете интересов ребенка. С
момента начала обучения в училище, перед
моими воспитанниками стоит серьезная задача-это выбор будущей профессии. И чтобы было легче определиться с выбором,
мною проводятся классные часы, беседы, презентации, встречи. («Профессия,
которой я буду служить»; «Профессиональные биографии интересных людей»;
«Профессия с большой перспективой»),
просмотр фильмов и передач, посвященных будущей военной профессии.
В
процессе работы с детьми выяснилось, что в педагогической поддержке нуждаются
не только дети, но и родители. Родителей приходится учить общаться с детьми, у
многих надо пробудить потребность в общении, желание жить интересами своих
детей. Как это организовать и обеспечить? В ходе индивидуальной работы с каждой
семьей, на родительских собраниях, на совместных мероприятиях. Главное, чем раньше начинается совместная
работа, тем выше и результат. Не менее важно формирование социальных навыков
межличностного общения в процессе организации ученического самоуправления.
Кроме того, здесь формируется и нравственные качества, толерантность и
готовность оказать помощь и поддержку нуждающимся в ней одноклассникам.
Работа
классного воспитателя непроста: все педагоги знают, что классный воспитатель
ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел
одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая
курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку
методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами с методическими разработками различных
мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных
воспитателей курса, где выступаю с сообщениями, делюсь с коллегами своим накопленным опытом,
оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и
творческой работы другим классным руководителям.
Какой
же педагог может быть классным воспитателем? По моему мнению, кроме формальных
критериев существует и критерий неформальный. Это педагог, который помнит своё
детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытал, когда ему
поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или, наоборот, объявили
благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании. Безусловно,
классный воспитатель должен много знать, но и должен много чувствовать.
Следовательно,
педагогическую поддержку как основание деятельности воспитателя, работающего с
детским коллективом, следует рассматривать как систему, основными
характеристиками которой являются:
- Разработка и использование комплексного методов педагогической поддержки в условиях меняющегося внешнего мира.
- Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики индивидуального развития воспитанников, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам деятельности.
- Стимулирование осознания воспитанником перспектив своего развития.
- Взаимодействие педагога, психолога и других значимых взрослых с целью достижения оптимального результата.
- Рост профессионального мастерства педагогов, усиление научно-методической работы в образовательном учреждении и осуществление взаимодействия с учеными и внешней средой.
Таким образом,
рассматривая педагогическую поддержку как фактор развития личности воспитанника,
мы можем утверждать, что результатами педагогической поддержки становятся:
проявление самостоятельности воспитанников, выражающейся в
самокритичности и критичности оценки своего поведения, взглядов, целей
саморазвития; повышение познавательной активности, проявляющейся в качественно
новых интересах, стремлениях и потребностях; демонстрация готовности
воспитанников к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей;
осознание необходимости помощи со
стороны компетентных взрослых и готовность принять помощь; оперативность,
которая предполагает правильное
понимание стоящих перед воспитанниками задач, выбор нужного действия и темпа их
решения.
Список литературы:
- Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологичекого анализа: учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл: Академия, 2002. – 416 с.
- Панфилова А.Я. Содержание и формы классного руководителя: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ,2006.
- Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ,2007.
- Таран Ю.Н., Солодкова М.В. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников. – Волгоград: Учитель,2010.
- Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. – Волгоград: Учитель,2004.
- Сергеева В.П. классный руководитель в современной школе. – М.: Московское городское педагогическое общество,2000.
- Интернет-сайт:http://festival.1september.ru.
- Акутина С.П. О направлениях работы классного руководителя с семьей // Классный руководитель.2007.№1.С.13
- Куприянов Б.И. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников.2002.№4.С.19
Комментарии: