» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Таскинбайкызы Жанаргул, старший преподаватель
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности формирования и развития транспортной инфраструктуры
Дата публикации: 5.05.2022
УДК 656.07
ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Таскинбайкызы Жанаргул
старший преподаватель
кафедры «Менеджмент»
Каспийский университет
технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова, Казахстан,
г. Актау
Аннотация.
Статья
посвященаисследованию
одной из важнейших экономических проблем отечественной экономики – развитию
современной транспортной
инфраструктуры регионов страны,
позволяющей обеспечить повышение доступности и безопасности услуг
транспортного комплекса.
Ключевые
слова: транспортная инфраструктура, регион, территория, транспортные
услуги
Транспортная инфраструктура, являясь составной
частью инфраструктурного комплекса региона, обеспечивает региональную
связанность, свободу передвижения граждан, способствует социально-экономическому
развитию конкретной территории, росту предпринимательской активности в регионе,
а также укреплению отношений. Отсутствие эффективной транспортной
инфраструктуры вызывает потери продукции в процессе ее движения
как по элементам инфраструктуры региона, так и за его пределы, сдерживает
развитие отраслей народного
хозяйства и общественных отношений, а также
социальное развитие региона, что и обуславливает «детерминирующую роль транспортной
инфраструктуры в реализации процессов воспроизводства региона»[1].
Исходя из проведенного анализа литературных
источников, становится очевидным тот факт, что
значительная часть экономистов сходятся во мнении, что транспортная
инфраструктура имеет важное значение в решении всех
социально-экономических задач региона и, соответственно, оказывает
непосредственное влияние на развитие конкретной территории. Так Савченко Е.Е. в работе [2] отмечает, что
«…при общем многообразии внешних и внутренних факторов, влияющих на экономическое развитие регионов,
определяющим значением является наличие или отсутствие транспортного
сообщения». Серебряков Л.Г. и Яновский В.В. в работе указывают на то, что «в современных условиях
для устойчивого развития территории наличия только путей сообщения недостаточно
- необходима соответствующая транспортным и грузовым потокам инфраструктура,
транспортная обеспеченность, характеризующая
уровень транспортного обслуживания населения и обеспечения хозяйственных
связей». Схожую точку зрения высказывает и Теребнев
Л., по мнению которого «совершенствование транспортной инфраструктуры и
рациональная организация грузовых и пассажирских потоков - необходимое условие полноценного,
многостороннего развития региона, его экономических, рекреационных и трудовых
ресурсов». Такой же точки зрения придерживаются и авторы работы, которые
подчеркивают, что «уровень развития транспортной инфраструктуры влияет на
эффективность территориальной организации общества, поскольку транспорт
образует своеобразный каркас территориальной структуры хозяйства и консолидирует
социально-географическое пространство, служит фактором устойчивости
социально-экономического развития региона». В свою очередь, Король Т.А. отмечает, что «в развитии каждого региона
транспортная инфраструктура должна формировать достаточные условия для
эффективного функционирования и развития отраслей базового производства и
обеспечить максимально эффективное использование экономического и
производственного потенциала данного региона».
Основной целью транспортной инфраструктуры
региона является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для
базовых отраслей производства и населения конкретной территории в соответствии
потребностям региона. Как подчеркивает Ефимова Е.Г. в работе [3]: «транспортная инфраструктура занимает важное
место в развитии региона, с одной стороны, обеспечивает мобильность
произведенных в нем товаров и ресурсов, с другой стороны - облегчает
доступность территорий, предоставляя возможность свободного передвижения
пассажиров и грузов». В случае
недостаточного уровня развития транспортная инфраструктура становится тормозом,
а в случае опережающего развития - акселератором экономического роста региона.
Обеспеченность территории эффективно
функционирующей транспортной инфраструктурой служит одним из важных факторов
привлечения населения и производства, является важным преимуществом для
размещения производительных сил и дает интеграционный эффект[4].
Транспортная составляющая, по мнению Московца А.В., не только связывает территории с разным
уровнем социально-экономического развития, но и
сглаживает некоторые недостатки
неудачного и отдаленного географического положения многих городов,
экономических центров и ареалов, стимулирует освоение новых ресурсов и
территорий, формирует новые и трансформирует старые полюса роста в
экономическом пространстве государства. При этом основными критериями
результативности транспортной инфраструктуры выступают динамичное и
качественное удовлетворение транспортных потребностей материального
производства региона, его непроизводственной сферы и населения, а также
ликвидация разрывов и «узких мест» в транспортной инфраструктуре как
регионов, так и страны.
Исходя из высказанных предположений, на наш
взгляд, под транспортной инфраструктурой региона следует понимать особый вид
инфраструктурного комплекса, имеющего
специфический регионообразующий характер,
выражающийся в способности транспортной инфраструктуры обеспечивать
территориальную целостность региона и создавать условия для его социально-экономического развития посредством
осуществления возложенных на нее функций по
обеспечению
транспортно-экономических связей.
Данная трактовка позволяет более
глубоко изучать эффективность
развития и соответствие
транспортной инфраструктуры потребностям региона в осуществлении
транспортно-экономических связей [5].
Необходимо отметить, что характер развития
транспортной инфраструктуры и ее
функциональные особенности
определяются исходя из специфических особенностей региона, общих региональных
социально-экономических интересов под влиянием множества различных
факторов.
Таким образом, эффективность развития
транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется влиянием
инфраструктурообразующих факторов и созданных в экономике условий ее формирования, и при
этом является одним из определяющих факторов
уровня социально-экономического
развития региона. Стоит отметить, что
влияние транспортной инфраструктуры на
региональное развитие может как усиливаться, так и ослабевать под воздействием
данных факторов, и поэтому их изучение позволяет не только определить их роль,
специфику и направленность воздействия, но и оценить экономические
следствия эффективности развития
региональной транспортной инфраструктуры. Опыт
ведущих стран мира
свидетельствует о том, что создание
развитой транспортной инфраструктуры способствует эффективному
использованию ресурсного, экономического и социального потенциала территорий за
счет эффективного осуществления
транспортно-экономических связей.
Следовательно, конечной
целью повышения эффективности развития транспортной инфраструктуры
является полное соответствие имеющимся потребностям региона в
осуществлении транспортно-экономических связей.
Одним из
элементов региональной транспортной
инфраструктуры является автотранспортная
инфраструктура, играющая важную роль в устойчивом поступательном экономическом
развитии региона, интеграции его
транспортной сети в систему страны и международную транспортную систему.
Развитая транспортная инфраструктура наряду с
другими инфраструктурными комплексами
региона является важным условием достижения социальных,
экономических, внешнеполитических и других целей, влияет на повышение качества
жизни людей.
На транспортную инфраструктуру возложена
важнейшая государственная задача -
наряду с другими видами транспортной инфраструктуры она призвана
сформировать единый транспортный комплекс страны,
обеспечить потребности страны в
осуществлении
транспортно-экономических
связей.
Список литературы:
- Задворный Ю.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона // Транспортное дело России. - 2015. - № 6 (79). - 18-20 с.
- Савченко Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть и влияние на регион. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2017. - № 5. - 56-61 с.
- Ефимова Е.Г. Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей. - СПб. - 2019.
- Семина И.А., Кустов М.В. Транспорт в территориальной социально-экологической системе. // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. - 2018. - № 2. - 13-20 с.
- Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона. // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 4). - 789-793 с.
Комментарии: