» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Бутова Нина Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Квест - игра как эффективная форма развития познавательной активности
Дата публикации: 11.05.2022
УДК
159.9
КВЕСТ-ИГРА
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Бутова Нина Ивановна
Ястремская Татьяна Васильевна
воспитатели
МБДОУ детский сад № 129,
г. Иркутск
Аннотация. В статье представлено применение технологии квест-игра
в образовательном процессе дошкольной организации. Представлена классификация и
опыт работы в применении квест-игр. Дано понятие «образовательная квест-игра».
Ключевые
слова: игра, квест-игра, образовательный квест, познавательное развитие
Все мы
знаем, что большинство современных дошкольников растет в мире компьютерной
техники, электронных игрушек, гаджетов. Это накладывает определенный отпечаток
на развитие личности ребенка, на формирование его психических особенностей.
При
выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, необходимо отталкиваться в
первую очередь от интересов, и предпочтений воспитанников.
В дошкольном
возрасте дети предпочитают игру. Игра для
них является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания
окружающего мира, своих возможностей.
Познавательное
развитие немыслимо без активности детей, поддерживать которую одна из задач
современного педагога. Важно использовать такие средства, приемы и формы
работы, которые позволят дошкольникам быть лично вовлеченными в деятельность,
помогут в становлении таких черт, как любознательность,
воображение, формирование памяти и мышления.
В настоящее
время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами.
Квест-игры одно из
интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как
личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией,
что и является основным требованием ФГОС ДО.
Это
инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном
образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции
детей в процессе решения игровых поисковых задач.
В
переводе с английского, - Квест,-
это, - поиск, предмет поисков, поиск приключений.
Квест-технология – это
игровая технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу,
игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и
реализуется с целью повышения у обучающихся знаний и
умений по заданной теме.
В
образовательном процессе квест – это проблемное
задание с элементами ролевой игры, решающее образовательные и развивающие
задачи, поставленные педагогом. Это приключенческая игра, требующая от игрока
решения умственных задач для продвижения по сюжету, предполагающая активность
каждого участника.
Можно считать, что
первые квесты появились еще в эпоху древних
цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось
разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый
пиратами и оставившими зашифрованную карту или, верили, что можно найти
сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье.
Если говорить о квесте, как о форме организации образовательного процесса в
детском саду то квест - это приключенческая игра, в
которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая
загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А
задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Особенно значимо, что квесты
могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада),
так и на улице, на природе (это участок детского сада, город, парк), охватывая
всё окружающее пространство.
Для
того, чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться
определенных принципов и условий:
- все игры и задания должны быть безопасными;
- задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям;
- задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- дети должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся;
- роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Для
составления маршрута можно использовать разные варианты:
- Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);
- Карта (схематическое изображение маршрута);
- «Волшебный экран» (планшет, экран или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники);
Участники
могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на
станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции;
нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории)
Преимущества
квеста:
- такие игры очень нравятся детям, что позволяет непринужденно развивать познавательный интерес воспитанников.
- игровой процесс позволяет преподнести рутинные знания в такой форме, что дети с удовольствием запоминают новый материал.
- дети учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива.
В своей работе для наиболее
полного самовыражения, раскрепощения ребенка, для полного его развития, квесты применяем один раз в пол года. Такие как квест «Дорогою добра», проводился в групповом помещении,
дети передвигались по группе с помощью карты (схематическое изображение
маршрута). Благодаря этому квесту были созданы условия для развития у детей
познавательной активности (логического мышления, воображения и внимания). Раскрыты сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»,
«вежливость», «культура поведения». Участие в квесте
помогло понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении,
вызывать чувство эмпатии и желание прийти на помощь;
Выпускной квест «В поисках пиратских сокровищ».
Квест «Заветный
клад» мы проводили на территории для прогулок, участниками квеста
были не только дети, но и родители. За каждое выполненное задание дети получали
кусочек карты, которую впоследствии надо было собрать и узнать точное место,
где спрятаны сокровища. Ребята почувствовали себя настоящими героями
приключенческой истории. На память о нашей
игре мы создали красочный фотоальбом.
Уникальность
квестов в том, что они могут проводиться практически
в любой обстановке.
Таким образом, детские квесты помогают
реализовать следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Образовательная деятельность в формате квест-игры замечательно вписывается в концепцию, заданную
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и
оригинально организовать жизнь в детском саду, и являются современной
эффективной формой образовательной деятельности дошкольного возраста,
так как они обеспечивают создание условий, при которых дети сталкиваются с
различными проблемами, учатся их решать и получать определенный результат.
Таким образом мы сделали для себя вывод, что квесты
помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в
которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические
способности, воображение и творчество.
Список литературы:
- Калугина Ю.В., Мустафина А.Р. Анализ образовательного квеста как педагогической технологии // Преподаватель ХХI век. 2016. №4. С.253-259
- Каравка А.А. Урок – квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра на овладение определёнными компетенциями// Мир науки. – 2015. - №3.-с. 20.
- Левочкина Наталья Алексеевна Молодежный квест как средство воспитания и культурного общения // СИСП. 2016. №9 (65). С.19-32
- Лосева Л. Ю., Колесникова И. В. Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. С.723-725
- Лечкина Т.О. Технология «Квест – проект» как инновационная форма воспитания. Наука и образование – 2014. -№ 4.-с.45-47.
- Образовательный квест как интерактивная образовательная среда и деятельностная форма организации процесса обучения в рамках реализации ФГОС// [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/obrazovatiel_nyi_kviest_kak_intieraktivnaia_obrazovatiel_naia_srieda_i_dieiatiel.
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование. 2005.– 816 с.
- Серых Л. В. Квест-творческая интеллектуально-логическая игра // Universum: психология и образование. 2016. №5 (23). С.3
Комментарии: