» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022

Автор: Афонина Юлия Александровна, студентка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Проблемные вопросы формирования местных бюджетов

Статья просмотрена: 177 раз
Дата публикации: 24.06.2022

УДК 336

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Афонина Юлия Александровна

студентка кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Кремповая Наталия Леонидовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

Институт экономики и управления ФГАОУ ВО

«КФУ им. В.И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассматривается сущность местных бюджетов и источники их формирования. Цель исследования состоит в выявлении проблемных вопросов формирования муниципальных финансов и направлений их разрешения. По результатам исследования предложены мероприятия, способствующие наполнению местных бюджетов.

Ключевые слова: местный бюджет, муниципальные финансы, налог, доходы, муниципальная собственность.

 

Экономическая самостоятельность муниципальных образований обусловлена муниципальными или местными финансами. Местные финансы определяются различными авторами как «система социально-экономических отношений, связанная с формированием финансовых ресурсов, их распределением и использованием, с целью решения местных задач» [9, с. 93]; «форма организации денежных фондов, которые формируются и используются на местном уровне» [7, с. 64].

В состав муниципальных финансов входят:

  • местный бюджет;
  • муниципальные внебюджетные фонды;
  • государственные и муниципальные ценные бумаги, которыми владеют муниципальные органы;
  • прочие денежные средства, входящие в состав муниципальной собственности.

Основными источниками формирования местных финансов являются:

  • государственные средства, передаваемыми распорядителями местных бюджетов;
  • собственные средства муниципальных образований, формируемые в результате деятельности муниципальных органов, например, за счет доходов, которые приносит собственность муниципального образования и проч.;
  • муниципальный кредит.

В каждом муниципальном образовании имеется местный бюджет, который представляет «централизованный фонд финансовых ресурсов муниципального образования, в отношении которого уполномоченным органом местного самоуправления осуществляется деятельность по формированию, утверждению, исполнению и контролю за его исполнением» [8, с. 21].

Главная проблема финансов муниципальных образований, не только российских, но и всех государств, состоит в острой нехватке средств, даже на текущие потребности. Наполнение бюджета муниципальных образований связано с возможностью получать доходы.

Ведущими источниками доходов муниципальных образований являются налоговые и неналоговые поступления, доходы от хозяйственной деятельности муниципального образования и муниципальный кредит.

Ст. 132 Конституции РФ [1] закрепляет права муниципальных образований в области финансов, в том числе, на установление налогов. В результате конституционной реформы в 2020 г., муниципальным образованиям были оставлены только полномочия вводить местные налоги, а право устанавливать налоги – исключено.  

По состоянию на 2022 г. действуют следующие местные налоги – земельный и налог на имущество физических лиц, которые относятся к имущественным.

Нормы ст. 12 НК РФ [3] ограничивают муниципальные образования в возможности вводить отдельные элементы местных налогов. Муниципальные образования вправе вводить дифференцированные ставки местных налогов, которые могут зависеть от таких критериев, как объекты земли и недвижимости, субъекты, целевое назначение земельных участков и проч.

Также муниципальными образованиями могут устанавливаться налоговые льготы в отношении местных налогов.

Многие авторы задаются вопросом, есть ли необходимость введения налоговых льгот, в результате которых местные бюджеты не дополучают доходы в условиях тотального дефицита собственных средств, что негативно влияет на устойчивость местного бюджета [6, с. 55].

Основная часть налоговых доходов местных бюджетов поступает за счет налога на доходы физических лиц. БК РФ при этом, устанавливает минимальную долю зачисления НДФЛ в местные бюджеты.

Налог на доходы физических лиц зачисляется: в бюджеты городских поселений – по нормативу 10%; в бюджеты муниципальных районов - в зависимости от типа муниципального образования (на территориях городских поселений – по нормативу 5%; сельских поселений – 13%; на межселенных территориях – по 15%); в бюджеты городских округов – по нормативу 15%; в бюджеты сельских поселений – по нормативу 2% [2].

Ясно, что 2%, отчисляемые в бюджеты сельских поселений, не соответствует потребностям образования доходов бюджетов этих муниципалитетов.

Исследователи не раз обосновывали необходимость увеличения удельного веса отчисления данного налога в местные бюджеты [5, с. 113].

Муниципальные образования не могут стать самостоятельными при такой низкой собираемости доходов. Другими проблемами формирования и использования местных бюджетов является низкая эффективность бюджетных расходов, нецелевое использование финансовых средств, отсутствие полноценного сбора и анализа статистики местных финансов, а также системы мониторинга за состоянием и качеством управления муниципальными финансами, несовершенство методик регулирования финансовых потоков между бюджетами разных уровней.

Существенный удельный вес в доходах местных бюджетов принадлежит межбюджетным трансфертам, что связано с особенностями государственных финансов нашего государства, включая, распределение доходов между различными уровнями бюджетной системы России. Согласно ст. 135 БК РФ, местные бюджеты получают межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Исходя из высокого уровня межбюджетных трансфертов, представляется необходимым установление гарантий муниципальным образованиям своевременного и в достаточном объеме предоставления средств из вышестоящих бюджетов, с последующим законодательным закреплением увеличения уровня собственных доходов местных бюджетов.

До тех пор, пока регионы и муниципальные образования не будут иметь собственных надежных источников доходов, будет оставаться проблематичной возможность решения ими вопросов, входящих в их компетенцию. Превышение доли налоговых доходов над неналоговыми при формировании местных бюджетов в значительной степени делают их зависимыми от межбюджетной политики, проводимой регионами [4, с. 616].

Таким образом, в настоящее время муниципальные образования максимально ограничены в собственных полномочиях в сфере налогообложения. Одним из немногих полномочий, используемых органами местного самоуправления, является установление дифференцированных ставок налогов. Основная часть налоговых доходов местных бюджетов поступает за счет налога на доходы физических лиц. БК РФ при этом, устанавливает минимальную долю зачисления НДФЛ в местные бюджеты. Существенный удельный вес в доходах местных бюджетов принадлежит межбюджетным трансфертам.

Выявленные проблемы позволяют предложить следующие пути совершенствования механизма формирования местного бюджета: привлечение дополнительных поступлений от НДФЛ путем повышения дисциплины недобросовестных налоговых агентов и привлечение их к ответственности за выявленные нарушения; повышение эффективности использования муниципальной собственности путем создания единой базы данных об объектах муниципальной собственности на территории муниципального образования с помощью проведения автоматизированной инвентаризации и эффективного регулирования ставок арендной платы путем использования повышающего коэффициента, учитывающего территориальное  расположение арендуемого здания, сооружения, помещения в соответствии с делением территории муниципалитета на зоны; реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности отраслей экономики муниципальных образований в целях сокращения растущих расходов на ЖКХ, путем разработки и внедрения программы по повышению энергетической эффективности отраслей экономики муниципалитета.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1998, N 31, ст. 3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 1998, ст. 3824.
  4. Бабашева О.С., Сильченко В.В. Проблемы формирования и исполнения местного бюджета // Молодые ученые - развитию национальной технологической инициативы (поиск). – 2021. – № 1. – С. 615-617.
  5. Капленок Е.А. Формирование муниципальных финансов // Молодой ученый. – 2020. –№ 49 (339). – С. 111-114.
  6. Климентьева Н.М., Анохина А.А., Донская Е.Н. Сущность финансов муниципальных образований: современный подход // Наука и бизнес: пути развития. – 2019. – № 1 (55). – С. 53-56.
  7. Николаева Е.Ф., Авдюков Ф.В. Финансы муниципального образования // Системные технологии. – 2020. – № 24. – С. 64-68.
  8. Федорова К.С., Иванов Н.И. Совершенствование управления финансовыми ресурсами муниципального образования // Integral. – 2018. – № 2. – С. 21-27.
  9. Финансы: учебник / Под ред. Н.Ю. Исаковой. – Екатеринбург: Изд во Урал. ун та, 2019. – 336 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: