» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022
Автор: Васильев Владимир Вадимович, Магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Некоторые особенности соотношения российского и мусульманского права
Дата публикации: 09.09.2022
УДК
340.5
НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Васильев
Владимир Вадимович
магистрант
Ромашов
Роман Анатольевич
доктор юридических наук,
профессор
Ленинградского
государственного университета имени А. С. Пушкина
Российская Федерация, г.
Санкт-Петербург
Аннотация. Статья
посвящена вопросам соотношения российского и мусульманского права на фоне
значительной конъюнктуры, представляющей мусульман. Особое внимание уделяется
таким аспектам как брак и семейное право, поскольку в этой части наиболее остро
стоят вопросы взаимодействия религиозного и светского начала. Представляются
некоторые точки соприкосновения и расхождения между принятыми в мусульманском и
российском праве нормами.
Ключевые
слова: мусульманское право, мусульманское семейное право,
российское законодательство, семейное право, семья, права человека, брачные
отношения.
Мусульманское
право – это одна из правовых семей, существующих в настоящее время в мире, при
этом занимающая важную часть в современных правовых исследованиях в Российской
Федерации. Мусульманское право или традиционно-исламское основывается на
священных истоках – это Коран (священная книга мусульман) и сунна (священное
предание). По сути, вторжение в мусульманское право означает посягательство на
сложившиеся многовековыми традициями устои (связанные в том числе с
особенностями судопроизводства, поддерживаемые религиозными мусульманскими
лицами).
В
ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации закреплено, что «никакая
религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»
[1]. В ч. 2 ст. 14 указывается на то, что религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом. Вместе с тем, согласно различным
исследованиям, в России от 15 до 25 миллионов человек считают себя мусульманами
на 2022 год [2]. На 1 января 2022 года население России составляло 145
миллионов человек, то есть около 10-17% мусульман проживает на территории
Российской Федерации [3]. Из этого обстоятельства следует, что мусульманское
право, несмотря на провозглашение светского государства, не может не занимать
важное место в исследованиях правоведов, поскольку конъюнктура имеет
значительное воздействие на то, каким образом могут быть решены те или иные
вопросы в правовом поле. Наиболее показательными являются такие вопросы как,
например, юридическая возможность многоженства или отрицательное отношение к
однополым бракам, а также другие нюансы, вытекающие из культурных особенностей
мусульманского права.
В
случае удовлетворительного или, наоборот, неприемлемого правового регулирования
каких-либо вопросов может возникнуть серьезное социальное напряжение (что,
например, в части однополых браков может относиться и к православным верующим),
из-за чего учет специфики разнообразия населения, проживающего в России,
необходим, равно как и исследования благоприятного сосуществования российского
и мусульманского права.
Тесное
взаимодействие религиозной идеологии и морали отражается в нормах, регулирующих
различные аспекты жизни мусульман: акцент на семейном праве, понятии равенства
мужчин и женщин (крайне выраженный дифференцированный подход), особенное
морально-нравственное понимание отдельных вопросов взаимоотношений между
людьми. Вместе с тем, многие вопросы, являющиеся спорными или непонятными для
людей, не имеющих представление о мусульманском праве, по большей части
сопоставимы с тем, что имеется в российском правовом регулировании.
Обращаясь
к вопросу принятия и понимания мусульманами иных религий на территории
Российской Федерации, важно учитывать содержание и особенности мусульманского
права – например, право на свободу совести и вероисповедания, закрепленное в
ст. 28 Конституции Российской Федерации, присутствует и в Коране, где
прямо прописано следующее: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не
верует (этим он навредит только себе)» (18:29) [4]. Присутствуют при этом
определенные ограничения, связанные с религией – мусульманки не могут выходить
замуж за тех, кто не исповедует ислам, а мусульмане не могут жениться (харам –
запрещено) на язычницах или неверующих женщинах (атеистках), однако при этом
могут жениться на христианках или иудейках (макрухтанзихан – разрешено, но
нежелательно), что также закреплено в Коране (2:221, 60:10). Указанная
религиозная специфика проявляется и в России, в целом, не вступая в
противоречия с российским законодательством, поскольку свобода вероисповедания
в контексте права не запрещает верующим людям накладывать на себя ограничения,
связанные с религией, самостоятельно – например, не есть определенную пищу или
руководствоваться в своей жизни какими-либо предписаниями (например, как пять
столпов ислама –шахада, намаз, саум, закят и хадж). Вместе с тем, применять
наказания за их неисполнение, нарушающие действующее законодательство,
категорически запрещено, равно как и нарушать права и свободы человека,
закрепленные на государственном уровне в Российской Федерации.
Наиболее
проблемным элементом в части любых религиозных сообществ является часть,
связанная с противоречиями между светским и теологическим. В мусульманском
праве существуют специфические виды наказания в области семейных отношений –
например, согласно Корану в случае прелюбодеяния «держать женщину в доме, пока
смерть не покончит с ней или Аллах не установит для неё иной путь» (4:15). В
России супружеская измена не является преступлением, что следует из ст. 1
Семейного кодекса Российской Федерации – «свобода и добровольность брачного союза»
[5]. Более того, незаконное лишение свободы является преступлением согласно
ст. 127 Уголовного кодекса Российской Федерации [6]. Соответственно,
подобная ситуация является неприемлемой, из чего следует, что законодательство
превыше религии, несмотря на то, какую ценность она представляет для верующих
людей. Вне зависимости от религиозной принадлежности, подобная мера недопустима
в Российской Федерации.
Следующий
вопрос, в отношении которого в отечественном праве сложилось множество
противоречивых позиций, связан с многоженством. Коран прямо указывает на право
жениться на других женщинах (на двух, трех, четырех) и даже поощряет это (4:3).
Вместе с тем, юридически заключить брак с несколькими женщинами в Российской
Федерации невозможно, из-за чего возникают определенные проблемы, которые, в
отличие от практики применения наказаний из «мусульманского права» ограничить
или предупредить сложнее:
1.
Во-первых, в нынешнем правом поле России
отсутствует какое-либо наказание за многоженство, несмотря на невозможность
таких браков.
2.
Во-вторых, мусульманский брак (никах) не
тождественен юридическому браку, каким он понимается в светском плане.
3.
В-третьих, в Органах записи гражданского
состояния (ЗАГС) нельзя заключить полигамный союз, но частный никах не запрещает
сделать это (ханафитская правовая школа ислама и вовсе позволяет сделать это в
присутствии двух свидетелей-мусульман и при согласии женщины).
Все
указанные обстоятельства приводят к проблеме защиты прав супругов, что является
проблемным как для мусульманских теологов, так и для российских правоведов.
Российская Федерация – светское государство, но права второй, третьей или
четвертой жены не будут защищены в равной степени с первой (если брак с ней был
заключен юридически), однако сами мусульмане понимают, что люди не идеальны и
могут руководствоваться страстями. Из-за значительного количества мусульман
среди населения России решение вопроса о защите прав женщин является достаточно
актуальным, поскольку многоженство лишает женщину ряда прав, имеющихся в гражданском
(светском) браке: обязанности по содержанию супруги в случае её
нетрудоспособности (ст. 80 СК РФ), имущественные права (глава 7 СК
РФ), долговые обязанности, совместно нажитое имущество. Предполагается, что
отсутствие в Российской Федерации многоженства связано со сложностью правового
регулирования: при каких обстоятельствах можно вступать в подобные браки, как
решать вопросы с алиментными обязательствами и другие. Если в случае с
мусульманским правом все условия прописаны достаточно жестко (равные условия по
отношению к каждой жене), то при отсутствии достаточной духовно-нравственной
подготовки отдельные люди могут использовать право на многоженство для
различных финансовых или мошеннических схем и махинаций (дополнительные пособия
и другие).
По отношению
к детям ситуация с взаимодействием мусульманского и российского права по своей
динамике развития положительна. Защите детей в Коране уделяется значительное
внимание – «и давайте сиротам их имущество» (4:2, 4:6, 4:10), «бойтесь
разрывать родственные связи (4:1, 4:9), что, в целом, соответствует политике
России в части поддержки семей и защиты детства по ч. 1 и ч. 2
ст. 38 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в Российской
Федерации вне зависимости от того, являются мужчина и женщина супругами или
нет, защита прав детей может считаться одной из самых эффективных с позиции
правового регулирования. По данному вопросу каких-либо серьезных расхождений не
наблюдается.
Выделим
следующие особенности мусульманских норм во взаимодействии с российским законодательством:
1.
Дополнительное правовое регулирование и развитие
отдельных вопросов при отсутствии указаний на то в действующем законодательстве
(регулирование интимной жизни супругов, выполнение ими домашних обязанностей,
стремление к сохранению семьи), при этом не противоречащие законодательству
Российской Федерации. Поскольку в данной ситуации верующие воспринимают свои
представления о должном или справедливом через призму мусульманского права
(исходящего от Бога), подчинение закону – прямое следствие религиозного
мировоззрения для мусульман, из чего следует важность правильного подхода к
роли отечественного права для его корректного восприятия данной группой
населения. Если какие-то отдельные вопросы религиозное сообщество принимает
(практика отказа от наказаний, нарушающих законодательство Российской
Федерации), то другие может категорически отвергать (однополые браки), что
подорвет доверие к закону.
2.
Сдерживание от использования дозволений или не
урегулированных нормами российского законодательства действий (например,
супружеская измена не является правонарушением или преступлением в российском
праве, однако практически каждый человек считает, что это плохое деяния, что
подкрепляется религиозным правом). Предполагается, что это позитивный фактор в
плане морального воздействия на человека (этой позиции придерживаются не только
мусульмане, но и православные верующие), поскольку, согласно судебной
статистике, одной из наиболее частных причин расторжения брака является
супружеская измена, при этом сразу после обнаружения измены разводится около
19% семей, а 75% супругов – в период от 18 до 24 месяцев после этого [7].
Предполагается,
что в долгосрочной перспективе мусульманское право и российское право могут
оказать взаимное позитивное воздействие, переняв наиболее положительные для
населения черты, благоприятно сказываясь на всем населении Российской
Федерации.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.08.2022).
- Ислам в России: поиск баланса между безопасностью и интеграцией // Frenchinstituteofinternationalrelations. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/laruelle_russie_islam_ru_2021.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
- Росстат представил предварительные цифры о численности населения в регионах страны по данным Всероссийской переписи населения // Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/166784(дата обращения: 16.08.2022).
- Священный Коран // Коран онлайн. – [Электронный ресурс]. – URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 16.08.2022).
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Бобровская М. А. Супружеские измены как фактор расторжения семейных отношений // Скиф. Вопросы студенческой науки. – № 1 (41). – 2020. – С. 282-288.
Комментарии: