» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022
Автор: Васильев Владимир Вадимович, Магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Специфические черты мусульманского права
Дата публикации: 09.09.2022
УДК
340.5
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
Васильев
Владимир Вадимович
магистрант
Ромашов
Роман Анатольевич
доктор юридических наук,
профессор
Ленинградского
государственного университета имени А. С. Пушкина
Российская Федерация, г.
Санкт-Петербург
Аннотация. В
данной статье рассматриваются специфические черты мусульманского права –
основные понятия, источники права, основные отрасли права. Особая роль
отводится вопросу соотношения права и религии. Основной акцент в статье сделан
на устройство мусульманского права. Освещаются некоторые вопросы взаимодействия
религиозного и светского права.
Ключевые
слова: мусульманское право, мусульманский закон, шариат, фикх,
источники мусульманского права, мусульманская правовая семья, шариатский суд,
ислам.
Мусульманское
право и мусульманский закон – уникальное явление в мировой истории и культуре.
Несмотря на то, что правоведы привыкли обращаться к римскому праву как к
основному памятнику юриспруденции, Коран, являющийся священной книгой
мусульман, по сути и есть закон. Исламское вероучение гласит, что в основу
Корана легли откровения пророка Мухаммеда в периоде между 610 и 632 годами [2;
С. 12]. Из этого утверждения можно сделать выводы, что «право» и «закон»
по Корану уступают временем возникновения римской юридической практике, однако
их ценность от этого не уменьшается.
Центром
мусульманского права является Коран, однако существуют две составляющие ислама:
Коран – божественное откровение, ниспосланное Мухаммеду, и Сунна – обычай или
пример из жизни Мухаммеда, образец и руководство для поведения в мусульманской
общине [3; С. 11]. Вместе с тем, неосведомленные о мусульманском праве
исследователи в ряде случаев могут упустить третью составляющую – это
мусульманский закон (шариат) и мусульманское право (фикх). Поскольку мусульманская
правовая никогда не разграничивала эти два понятия, принято говорить о них
совместно, как о дополняющих друг друга (а в некоторых случаях и
взаимозаменяемых) [4; С. 15].
Шариат,
по своей сути, является комплексом предписаний, ранее закрепленных Кораном и
Сунной. Шариат является аналогом иудейского понятия «галаха» – регулятором или
правовым обычаем, прежде всего, в отношении человеческого поведения,
позволяющим сохранять идентичность на протяжении всей истории (в контексте
применимо как к иудейским общинам, так и к мусульманским) [5; С. 100].
Роль фикха в данном случае заключается в выработке процедур и методов,
благодаря которым могут быть правильно применены и отражены предписания Корана
и Сунны, факих – это, по сути, правовед (как производное слово от «фикх»).
Последовательно слово факих означало «образованный человек»,
«богослов-законовед», «законовед». Таким образом, одной из значительных
специфических черт мусульманского права является неотделимость права и религии,
поскольку закон исходит именно от священных Корана и Сунны, ставя перед собой
задачу правильно их отразить и применить.
Иерархия
источников мусульманского права не ограничивается Кораном и Сунной. Существует
также иджма (мнение авторитетных правоведов ислама) и кияс (суждение по аналогии:
асль – то, с чем проводится аналогия, фар – то, на что проводится аналогия,
хукм – правовая норма первого, распространяемая на второе, илля – общая
«связывающая» основа сравниваемых положений) [3; С. 15]. Особенностью
иджмы является отсутствие указаний на подобное мнение в Коране или Сунне. То
есть иджма не заменяет собой основные источники права, но дает им однозначное
правовое толкование (углубляет и развивает божественные источники
мусульманского права). Кияс же позволяет применять правила, установленные в
Коране, Сунне или иджме, даже если это прямо в них не предусмотрено, на деле.
Из этих источников мусульманского права следует, что, несмотря на существование
в юридической практике доктринального толкования и аналогии права (закона), они
все равно основываются на Коране и Сунне, дополняя и раскрывая их, а не заменяя
или добавляя нечто, на что нельзя сделать отсылку к священным источникам права.
Следующей
специфической чертой мусульманского права является его существование «в себе».
Если иные правовые системы в определенный момент времени испытывали разрыв с
религией в вопросах государственно-правового устройства, то мусульманское право
испытало подобное только в конце XIX века,
и то, не в полной мере.
По
сути, шариат для мусульман всегда оставался единственным законом в то время,
как, например, в Европе церковь и государство составляли определенную
конкуренцию в вопросах «божественного суда» или «божественного закона»,
постепенно переходя к четкому разделению, где существует светское
«материальное» право (регулирующее вопросы соответственно отраслям права –
гражданское, уголовное и другим), а также есть церковь, занимающаяся
«духовными» вопросами (посещение для исповеди, «покупки» индульгенции, а также
в качестве регулятора морально-нравственного развития населения).
Если во
многих государствах религия уступала свои позиции и со временем позволяла
светской власти взять под контроль основную часть «материальной» жизни
человека, то в мусульманском праве шариат – единственный закон, религиозный и
светский одновременно, претендующий на регулирование абсолютно каждой стороны
жизни мусульманина, без каких-либо исключений.
Любой
поступок мусульманина – юридический акт по шариату, а любой грех (даже
предполагающий только моральное нарушение мусульманского закона) может быть
наказан мусульманским судом. Несомненно, данная позиция не может быть названа
абсолютно корректной в отношении всех мусульман, поскольку согласно ст. 14
Конституции Российской Федерации принято, что Россия – светское государство
[1]. Из этого следует, что мусульманский суд не имеет какой-либо власти,
достаточной для вынесения наказания, противоречащего законодательству
Российской Федерации. Вместе с тем, в государстве не отказывается верующим в
том, чтобы разрешать свои дела наиболее приемлемым для ним образом, если это не
нарушает российское право. Например, нельзя бить человека плетьми или палкой
(хадд) в наказание за преступление или правонарушение по мусульманскому праву,
даже если подобное преступление или правонарушение закреплено и в отечественном
праве, поскольку, во-первых, подобная санкция не предусматривается российским
правом, а, во-вторых, шариатский суд не обладает теми же полномочиями, что
законные судьи Российской Федерации, являющиеся частью судебной системы.
Следующая
специфическая черта связана с его структурой. Основные отрасли мусульманского
права – уголовное и семейное право (что отличает мусульманское право, например,
от римского, в основе которого лежало гражданское право). В исламе признается
пять основных ценностей: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность
(все преступления, посягающие на них – тяжкие, подлежащие суровой каре). Виды
преступления выделяются следующие: хадд (нарушение основных ценностей
мусульманского права – возможны смертная казнь, телесные наказания, удары
палкой или плетьми, отсечение руки или ноги), кисас (самая большая категория
преступлений против личности – например, убийство или телесные повреждения в
отношении другого человека) и тазир (деяния, наказания за которые назначаются
по усмотрению судьи). Несмотря на суровость наказаний, в основном исламу
присущи следующие черты: 1) основное регулирование через предписания,
дополнение запрещающим методом; 2) уголовно-правовые запреты как
продолжение нравственных запретов; 3) освящение закона религией. Подобные
черты позволяют объяснить, почему в XXI веке
позиции мусульманского права по-прежнему сильны – верующие люди считают, что
право носит божественный характер, а потому для них пойти против права
равноценно «противостоянию Богу», что недопустимо по своей сути. Однако
существование преступлений объясняется именно сущностью человека, чем и
объясняется необходимость соответствующего наказания, но, вместе с тем,
мусульманское право направлено на благоприятное развитие человека, а не его
ограничения (как, например, в случае с запретом на употребление алкоголя или
прелюбодеяния – первое влечет к физическому вреду, а второе – к нравственному).
Семейное
право составляет не менее значимую часть мусульманского права, чем уголовное право.
Семья – это религиозно санкционированная социальная система, форма служения
Аллаху (продолжение рода; умножение уммы – общины, нации; воспитание
правоверных мусульман). Именно определение семьи как одной из лучших форм
служения Аллаху делает вступление в брак одним из главных религиозно-значимых
поступков человека. Вместе с тем, мусульманский брак имеет значительные отличия
от ряда других. Например, православный брак имеет статус нерасторжимого и
освященного Богом союза (при наличии ряда очень серьезных исключений), однако у
мусульманского брака подобного статуса нет. Мусульманский брак – это, по сути,
гражданский договор, заключаемый в определенных и регламентированных правом
формах (при проведении обряда бракосочетания – никяха). Важной частью мусульманского
брака является брачный договор, что отличает его от ряда других – в России,
например, большинство женщин и мужчин считают брачный договор «оскорбительным»
для супругов или не рассматривают его в принципе (по статистике за 2020 год на
770 000 браков было заключено 142 500 брачных договоров – всего 18%)
[7; С. 56]. Предполагается, что мусульманское право предлагает людям более
правильное и корректное понимание о сути семьи – это ответственность, взаимные
права и обязанности, определенные роли и условия. При нарушении условий
договора или при невыполнении в семье религиозных обязанностей, закрепленных
источниками исламского права, брак может быть расторгнут, при этом, как
правило, с выгодой и определенной защитой для пострадавшей стороны, что
повышает его ценность. Брак в мусульманском понимании, несмотря на сложность
его восприятия далеким от ислама людям, является наиболее разумной формой
человеческого взаимодействия, поскольку его цель – служение Аллаху, из-за чего
регулирование мусульманским правом данного вопроса поставлено на особенно
высокие позиции, позволяя считать мусульманскую семью сильной и крепкой с
позиции подхода к её формированию.
Подводя
итоги, выделим ряд специфических черт мусульманского права:
- Неотделимость права и религии.
- Юридическая практика дополняет божественное право, а не заменяет.
- Мусульманское право претендует на регулирование абсолютно всех сторон жизни мусульманина.
- В светских государствах мусульманское право вынуждено мириться со светской судебной системе и уступать ей в ряде вопросов (определенные дозволения, наказания), однако по-прежнему берет на себя те аспекты жизни человека, которые не противоречат законодательству.
- Структура мусульманского права целенаправленно уделяет основное внимание двум важным отраслям – уголовному и семейному праву.
- Уголовное право по мусульманскому праву подразделяется в зависимости от того, насколько недопустимы деяния в соответствии с божественными источниками права.
- Семейное право по мусульманскому праву в значительной степени защищает права супругов, представляя собой договор, цель которого – служение Аллаху.
Указанными
чертами мусульманское право не ограничивается, однако они достаточно ярко
демонстрируют его специфику, при этом опираясь как на положительные моменты
(роль семьи, её защищенность), так и на «отрицательные» в силу субъективности
восприятия (суровость наказаний, неприемлемые для людей других религий
запреты).
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14.08.2022).
- Зокиров З. Х. Коран как правовой источник // Вестник науки и творчества. – № 8 (32). – 2018. – С. 12-13.
- Зуйкова А. А. К вопросу об источниках мусульманского права // Вестник науки. – № 7 (7). – 2018. – С. 11-16.
- Кулиев Д. Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение // Исламоведение. – № 1 (43). – 2020. – С. 13-25.
- Примаков Д. Я. Особенности еврейской правовой системы: на примере сравнения еврейского и мусульманского права // Вестник Санкт-Петербургского университета. – № 1. – 2010. – С. 98-108.
- Кулиев Д. Т. Преступление согласно исламскому праву: понятие, соотношение с грехом и классификация // Исламоведение. – № 3 (49). – 2021. – С. 89-101.
- Поломошнов А. Ф., Поломошнов П. А. Мусульманская семья в свете кризиса семейно-брачных отношений // Исламоведение. – № 1 (51). – 2022. – С. 50-62.
Комментарии: