» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022

Автор: Доброхотова Александра Андреевна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Система экологической безопасности в Российской Федерации

Статья просмотрена: 207 раз
Дата публикации: 11.09.2022

УДК 349.6

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Доброхотова Александра Андреевна

магистрант

Ромашов Роман Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье в качестве основного вопроса выделяется как жизненно важная в силу своих особенностей проблема обеспечения экологической безопасности. Рассматриваются основы экологической безопасности в Российской Федерации, законодательные источники их закрепления, некоторые специфические нормативные правовые акты. Помимо непосредственно системных правовых средств обеспечения экологической безопасности приводятся и другие, тесно связанные с законодательством Российской Федерации.

Ключевыеслова: экологическое право, экологическое законодательство, экологическая безопасность, экологизация, экологические правоотношения, охрана окружающей среды, окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду.

 

Вопрос экологической безопасности остро стоит в современном мире в связи с происходящими процессами как техногенного характера (процессы, вызванные деятельностью человека напрямую – авария на АЭС Фукусима I и Чернобыльская катастрофа, выбросы нефти, выбросы и аварии на химических производствах – Бхопал, Индия), так и природного характера (сильные колебания температуры, природные пожары, землетрясения, наводнения). Технический прогресс и научные исследования со временем позволили снизить зависимость человека от стихийных катастроф – началось строительство плотин, сейсмостойких домов, волнорезов и других инженерных объектов, позволяющих уменьшить негативное влияние естественных природных процессов. Вместе с тем, развитие промышленности и урбанизация привели к обратным процессам, связанным с нанесением вреда природе, из-за чего появилась объективная необходимость защиты окружающей среды уже от человеческой деятельности, при этом в интересах самого же человека, поскольку при текущем уровне развития цивилизация неспособна существовать отдельно от природы или полностью от неё абстрагироваться, несмотря на определенные успехи в разработке автономных систем жизнеобеспечения даже для возможности жить, например, в космосе или на отличных от Земли планетах.

Экологическое законодательство и экологическая безопасность – относительно новые явления не только для Российской Федерации, но и в мировой юридической практике в целом. Активное развитие оно получило после середины XXвека, когда негативное воздействие на окружающую среду и его связь со здоровьем человека стало настолько очевидным, что его игнорирование стало невозможным в силу ряда причин – экологические проблемы (глобальные климатические изменения, проблемы в биологическом разнообразии, загрязнение атмосферного воздуха) начали представлять реальную опасность для существования человечества [5; С. 168].

Система экологической безопасности в Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих определенную область специфических общественных отношений, однако основные положения по данному вопросу закреплены в Конституции Российской Федерации [1].Роль земли в первую очередь раскрывается через преамбулу во фразе «мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле», поскольку земля – основа практически любой жизнедеятельности человека и гражданина. Следующие нормы, затрагивающие экологическую безопасность, содержатся в ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 9, указывая на охрану здоровья человека и на землю как основу жизни и деятельность народов России. Ст. 11 закрепляет права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, а ст. 42 содержит главное право – право каждого на благоприятную окружающую среду и посыл противодействия экологическим правонарушениям. Ст. 58 прямо обязует предпринимать усилия для сохранения окружающей среды и природы, бережно относиться к богатствам природы. Указанные позиции свидетельствуют о значительной экологизации законодательства, начиная с 1993 года, поскольку ни одна предыдущая Конституция не содержала настолько определенного закрепления принципов, прав и обязанностей в сфере охраны окружающей среды и природопользования[6; С. 90].

На основе Конституции Российской Федерации вырабатываются иные нормативные правовые акты, в числе основных из которых является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», принятый в соответствии с Основным законом Российской Федерации [2]. Именно в нём определены правовые основы и направленность государственной политики в области охраны окружающей среды, напрямую связанные с обеспечением экологической безопасности в Российской Федерации. В той или иной мере раскрывают или дополняют отдельные положения ФЗ № 7-ФЗ следующие нормативные правовые акты – Закон Российской Федерации «О недрах», Водный кодекс и Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О животном мире», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха» и другие акты, однако значительный объем отведен именно природоресурсному законодательству.

В Российской Федерации также определены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года[7]. В данном документе рассматриваются вопросы, связанные с глобальными экологическими проблемами (в общих положениях), а также указаны проблемы, существующие непосредственно в Российской Федерации (с отдельными данными об экологическом состоянии некоторых субъектов), выработаны цели и принципы государственной политики. Данный документ по своей сути входит в систему экологической безопасности Российской Федерации, представляя собой организационно-правовое обеспечение для определения деятельности государства по решению выделенных проблем.

Отличительной особенностью экологических отношений является суть взаимодействия сторон – если, например, гражданско-правовому методу присуще равенство сторон, то в контексте экологической безопасности преобладает отношение власти и подчинения, где природоохранные органы представляют интересы человека и гражданина Российской Федерации. В связи с этим в систему экологической безопасности входят нормы, предусматривающие санкции за негативное воздействие на окружающую среду:

  1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации включает в себя главу 8, предусматривающую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользование [3].
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя главу 26, предусматривающую ответственность за экологические преступления [4].

Систему обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации представляют не только средства правового характера. Глобально можно выделить следующие меры обеспечения экологической безопасности:

  1. Непосредственно правовое регулирование экологической сферы, связанное с нормативными правовыми актами и правотворческой деятельностью субъектов Российской Федерации.
  2. Техническое регулирование (тесно взаимосвязанное с правовым регулированием), содержащее в себе различные экологические нормативы и технологические нормативы – выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС), шума и вибрации, биологических и радиоактивных загрязнений, использование химических веществ, строительные и градостроительные правила, требования к продукции, а также предельно-допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН).
  3. Медицинское регулирование – контроль и надзор причинно-следственной связи изменений в окружающей среде и их воздействия на состояние здоровья человека и гражданина в Российской Федерации.
  4. Экономические меры, включающие обширный инструментарий – начиная от санкций в виде штрафов за экологические правонарушения и заканчивая такими мерами как экологическое страхование предприятий.
  5. Образовательно-воспитательная деятельность, направленная передачу экологических установок, укрепление экологической информированности населения различных возрастов на различных уровнях общего и профессионального образования, а также путем просветительской деятельности государственных и негосударственных учреждений, предупреждение экологических правонарушений и преступлений.

Предполагается, что со временем Российская Федерация постепенно будет идти к совершенствованию экологического законодательства и экологизации производства, однако ни один процесс подобного рода не может быть проведен в отрыве от социально-экономической реальности, поскольку в современном мире практически не существует экологически идеальных технологий, способных заменить промышленные мощности без ущерба для населения.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.09.2022).
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета, № 6, 12.01.2002.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  5. Грачкова Ю. Л. Экологическая безопасность и роль права в решении экологических проблем в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – № 5 (93). – 2022. – С. 166-178.
  6. Светиков Д. Ю. О некоторых вопросах экологизации российского права // Молодой исследователь Дона. – № 1 (34). – 2022. – С. 89-93.
  7. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был) (дата обращения: 03.09.2022).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: