» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022
Автор: Доброхотова Александра Андреевна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Система экологической безопасности в Российской Федерации
Дата публикации: 11.09.2022
УДК 349.6
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доброхотова Александра
Андреевна
магистрант
Ромашов Роман Анатольевич
доктор юридических наук, профессор
Ленинградского государственного
университета имени А. С. Пушкина
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В
статье в качестве основного вопроса выделяется как жизненно важная в силу своих
особенностей проблема обеспечения экологической безопасности. Рассматриваются
основы экологической безопасности в Российской Федерации, законодательные
источники их закрепления, некоторые специфические нормативные правовые акты.
Помимо непосредственно системных правовых средств обеспечения экологической
безопасности приводятся и другие, тесно связанные с законодательством
Российской Федерации.
Ключевыеслова: экологическое
право, экологическое законодательство, экологическая безопасность,
экологизация, экологические правоотношения, охрана окружающей среды, окружающая
среда, право на благоприятную окружающую среду.
Вопрос экологической безопасности
остро стоит в современном мире в связи с происходящими процессами как
техногенного характера (процессы, вызванные деятельностью человека напрямую –
авария на АЭС Фукусима I и
Чернобыльская катастрофа, выбросы нефти, выбросы и аварии на химических производствах
– Бхопал, Индия), так и природного характера (сильные колебания температуры,
природные пожары, землетрясения, наводнения). Технический прогресс и научные
исследования со временем позволили снизить зависимость человека от стихийных
катастроф – началось строительство плотин, сейсмостойких домов, волнорезов и
других инженерных объектов, позволяющих уменьшить негативное влияние
естественных природных процессов. Вместе с тем, развитие промышленности и
урбанизация привели к обратным процессам, связанным с нанесением вреда природе,
из-за чего появилась объективная необходимость защиты окружающей среды уже от
человеческой деятельности, при этом в интересах самого же человека, поскольку
при текущем уровне развития цивилизация неспособна существовать отдельно от
природы или полностью от неё абстрагироваться, несмотря на определенные успехи
в разработке автономных систем жизнеобеспечения даже для возможности жить,
например, в космосе или на отличных от Земли планетах.
Экологическое законодательство
и экологическая безопасность – относительно новые явления не только для
Российской Федерации, но и в мировой юридической практике в целом. Активное
развитие оно получило после середины XXвека,
когда негативное воздействие на окружающую среду и его связь со здоровьем человека
стало настолько очевидным, что его игнорирование стало невозможным в силу ряда
причин – экологические проблемы (глобальные климатические изменения, проблемы в
биологическом разнообразии, загрязнение атмосферного воздуха) начали
представлять реальную опасность для существования человечества [5; С. 168].
Система экологической
безопасности в Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных
правовых актов, регулирующих определенную область специфических общественных
отношений, однако основные положения по данному вопросу закреплены в
Конституции Российской Федерации [1].Роль земли в первую очередь раскрывается
через преамбулу во фразе «мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле», поскольку земля – основа практически
любой жизнедеятельности человека и гражданина. Следующие нормы, затрагивающие
экологическую безопасность, содержатся в ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 9, указывая на
охрану здоровья человека и на землю как основу жизни и деятельность народов
России. Ст. 11 закрепляет права и обязанности граждан в области охраны
окружающей среды, а ст. 42 содержит главное право – право каждого на
благоприятную окружающую среду и посыл противодействия экологическим
правонарушениям. Ст. 58 прямо обязует предпринимать усилия для сохранения
окружающей среды и природы, бережно относиться к богатствам природы. Указанные
позиции свидетельствуют о значительной экологизации законодательства, начиная с
1993 года, поскольку ни одна предыдущая Конституция не содержала настолько
определенного закрепления принципов, прав и обязанностей в сфере охраны
окружающей среды и природопользования[6; С. 90].
На основе Конституции
Российской Федерации вырабатываются иные нормативные правовые акты, в числе
основных из которых является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране
окружающей среды», принятый в соответствии с Основным законом Российской Федерации
[2]. Именно в нём определены правовые основы и направленность государственной
политики в области охраны окружающей среды, напрямую связанные с обеспечением
экологической безопасности в Российской Федерации. В той или иной мере
раскрывают или дополняют отдельные положения ФЗ № 7-ФЗ следующие нормативные
правовые акты – Закон Российской Федерации «О недрах», Водный кодекс и Лесной
кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О животном мире», «Об
экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха» и другие акты,
однако значительный объем отведен именно природоресурсному законодательству.
В Российской Федерации также
определены Основы государственной политики в области экологического развития
Российской Федерации на период до 2030 года[7]. В данном документе
рассматриваются вопросы, связанные с глобальными экологическими проблемами (в
общих положениях), а также указаны проблемы, существующие непосредственно в
Российской Федерации (с отдельными данными об экологическом состоянии некоторых
субъектов), выработаны цели и принципы государственной политики. Данный
документ по своей сути входит в систему экологической безопасности Российской
Федерации, представляя собой организационно-правовое обеспечение для
определения деятельности государства по решению выделенных проблем.
Отличительной особенностью
экологических отношений является суть взаимодействия сторон – если, например,
гражданско-правовому методу присуще равенство сторон, то в контексте
экологической безопасности преобладает отношение власти и подчинения, где
природоохранные органы представляют интересы человека и гражданина Российской
Федерации. В связи с этим в систему экологической безопасности входят нормы,
предусматривающие санкции за негативное воздействие на окружающую среду:
- Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации включает в себя главу 8, предусматривающую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользование [3].
- Уголовный кодекс Российской Федерации включает в себя главу 26, предусматривающую ответственность за экологические преступления [4].
Систему обеспечения экологической безопасности в Российской
Федерации представляют не только средства правового характера. Глобально можно
выделить следующие меры обеспечения экологической безопасности:
- Непосредственно правовое регулирование экологической сферы, связанное с нормативными правовыми актами и правотворческой деятельностью субъектов Российской Федерации.
- Техническое регулирование (тесно взаимосвязанное с правовым регулированием), содержащее в себе различные экологические нормативы и технологические нормативы – выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС), шума и вибрации, биологических и радиоактивных загрязнений, использование химических веществ, строительные и градостроительные правила, требования к продукции, а также предельно-допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН).
- Медицинское регулирование – контроль и надзор причинно-следственной связи изменений в окружающей среде и их воздействия на состояние здоровья человека и гражданина в Российской Федерации.
- Экономические меры, включающие обширный инструментарий – начиная от санкций в виде штрафов за экологические правонарушения и заканчивая такими мерами как экологическое страхование предприятий.
- Образовательно-воспитательная деятельность, направленная передачу экологических установок, укрепление экологической информированности населения различных возрастов на различных уровнях общего и профессионального образования, а также путем просветительской деятельности государственных и негосударственных учреждений, предупреждение экологических правонарушений и преступлений.
Предполагается, что со временем
Российская Федерация постепенно будет идти к совершенствованию экологического
законодательства и экологизации производства, однако ни один процесс подобного
рода не может быть проведен в отрыве от социально-экономической реальности,
поскольку в современном мире практически не существует экологически идеальных
технологий, способных заменить промышленные мощности без ущерба для населения.
Список литературы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.09.2022).
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета, № 6, 12.01.2002.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
- Грачкова Ю. Л. Экологическая безопасность и роль права в решении экологических проблем в Российской Федерации // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – № 5 (93). – 2022. – С. 166-178.
- Светиков Д. Ю. О некоторых вопросах экологизации российского права // Молодой исследователь Дона. – № 1 (34). – 2022. – С. 89-93.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) // СПС КонсультантПлюс (документ опубликован не был) (дата обращения: 03.09.2022).
Комментарии: