» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022
Автор: Доброхотова Александра Андреевна, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Зависимость экологического права от социально-экономических условий
Дата публикации: 11.09.2022
УДК 349.6
ЗАВИСИМОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ПРАВА ОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Доброхотова Александра
Андреевна
магистрант
Ромашов Роман Анатольевич
доктор юридических наук, профессор
Ленинградского государственного
университета имени А. С. Пушкина
Российская Федерация, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В
статье рассматриваются проблемы экологического права, связанные со сложностью
принятия норм, зависимых от социально-экономических условий. Анализируется
влияние экологических норм на общее состояние окружающей среды, перспективы
зеленой политики, её влияние на развитие других стран. Изучаются перспективы
быстрого перехода к снижению вреда окружающей среде и делаются выводы о
невозможности природоохранной деятельности в отрыве от политических,
экономических и социальных условий на примере ряда стран Европейского союза и
Азиатского региона.
Ключевые
слова: экологическое право, международное экологическое право,
экологическое законодательство, охрана окружающей среды, международное
сотрудничество, экологическое проблемы, Европейский Союз, международный обычай,
источники энергии, зеленая политика.
Формирование экологического
права как самостоятельной отрасли права относится к второй половине XXвека, однако сам термин «экология»
первоначально относится к биологии, его автором выступил профессор Э. Геккель в
1866 году [1; С. 78].В настоящее время Конституция Российской Федерации
закрепляет основы экологической безопасности во множестве статей – ч. 2 ст. 7,
ч. 1 ст. 9, ст. 11, ст. 42, ст. 58, а также действует обширная
нормативно-правовая база в области экологической безопасности [2]. Несмотря на
это, вопрос соотношения научно-технического прогресса и охраны окружающей среды
актуален в XXIвеке
как никогда. Многие государства, стараясь действовать согласно «зеленой
политике», переносят свои производства в другие страны – например, в азиатские
регионы (Китай, Тайвань), где трудовые затраты значительно ниже, а требования к
промышленному производству с позиции экологического вреда отличаются[3; С. 25].
Предполагается, что подобным образом государства решают сразу несколько
проблем:
1)
снижаются затраты на производство;
2)
поддерживается экологическая повестка и
отчетность позволяет утверждать, что окружающая среда в государствах, из
которых производство было перенесено, значительно улучшается [4; С. 104].
Вместе с тем, подобные действия
слабо укладываются в реальное обеспечение экологической безопасности, развивая
как долгосрочные планы на производство, так и непосредственно экологическое
право в корне неправильном русле – перенос производства в технологически слабые
или менее требовательные к соблюдению экологического законодательства страны по
факту не решает того, ради чего призваны действовать экологические нормы. В
результате, как и было указано ранее, экология улучшается лишь в отчетных
документах.
Разумным можно считать
следующий вопрос: почему государства, отказывающиеся от тяжелой промышленности
и переносящие её в другие страны, должны волноваться относительно того, какой
вред окружающей среде может нанести производство в других странах? Ответ на
данный вопрос лежит на поверхности – развитие экологического законодательства
не стоит на месте во всём мире. Например, Великобритания, Франция и Соединенные
Штаты Америки смогли снизить долю обрабатывающей промышленности в экономике за
50 лет более чем в два раза, однако в странах Азии данные показатели
значительно выросли – вплоть до 25-30% [4; С. 103].
Так экономика Китая значительно
выросла за счет мирового спроса на китайскую продукцию, которая во многих случаях
базируется на зарубежных технологиях и производство которой связано с
деятельностью компаний, производственные мощности которых ранее располагались в
США или в государствах Европы, однако нагрузка на природные системы превысила
все возможные масштабы – например, порядка 80% тепловых электростанций Китая
работает на угле, а это один из самых «грязных», но, вместе с тем, дешевых
источников энергии, которая необходима для обеспечения огромного количества
производств, базирующихся в этой стране. Соответственно, плохая экология и
выбросы парникового газа негативно сказываются на жизни населения Китая, что в
определенный момент вызовет беспокойство со стороны властей, не способных более
в угоду экономическому развитию игнорировать вред, причиняемый окружающей среде
и здоровью своих граждан. Подобное приведет к ускоренному развитию
экологического законодательства, что, в свою очередь, вынудит страны, ранее
переводившие свое производство в Китай, искать новые пути размещения
промышленности, либо значительно увеличивать свои затраты. 1 июля 2015 года в
Китайской Народной Республике (далее – КНР) была принята новая редакция Закона
«О национальной безопасности», где в ст. 30 указаны задачи по совершенствованию
системы охраны биосферы и окружающей среды, а также различные другие цели,
связанные с охраной окружающей среды, а на базе Конституции КНР уже был
сформирован ранее Закон КНР «Об охране окружающей среды» и ряд актов, схожих с
нормативными правовыми актами Российской Федерации (Лесной кодекс, Закон КНР «О
воде» и другие) [5; С. 140]. Предполагается, что со временем экологическое
законодательство Китая будет развиваться, из-за чего начнутся новые проблемы в
производстве – оно либо снова будет перенесено в дешевые страны (которые
однажды придут к тому же пониманию вреда для экологии), либо будет значительно
дорожать (что приведет к экономическим проблемам).
Приведенный пример показателен
с позиции того, что страны, показывающие в настоящее время результаты своей
«зеленой политики», по факту не способны существовать в отрыве от иных
государств, делая себя «заложниками» других стран.С позиции экологического
права решение данного вопроса обязано быть комплексным и учитывающим
политико-экономические аспекты, а также социальную реальность (отказ от
определенного вида продукции в краткосрочном периоде может привести к всплеску
безработицы, либо утрате важных товаров, используемых населением). Невозможно
отказаться от сложных и вредных производств и быстро перейти на новые источники
энергии в короткий промежуток, что особенно показательно на примере событий,
пришедшихся на 2022 год в случае с ситуацией со странами Европейского Союза и
рядом других.
Европейский Союз импортирует
почти 60% энергетических ресурсов, потребляемых его государствами-членами, при
этом наибольшая доля подобных ресурсов приходится на Германию и её
промышленность. Вместе с тем, в отношении Германии следует сделать важное
отступление – в отличие от ряда других стран, Германия руководствуется
принципом «предосторожности или предвидения», где национальное экологическое
право уравновешивается экономической целесообразностью [6; С. 156]. Отказ от
собственных источников энергии не был внезапным – европейская «зеленая
политика» старалась постепенно внедрять возобновляемые источники энергии,
однако дешевизна импортируемых ресурсов привела к двум проблемам:
1)
слабая потребность в быстром развитии новых
источников энергии из-за стоимости разработки и наличия дешевых энергетических
ресурсов;
2)
усиление внешней зависимости от поставок
энергетических ресурсов, что сделало Европейский союз политически и
экономически более зависимыми от тех государств, которые ранее представлялись
как «фермы» или «продавцы» дешевой энергии.
В тот момент, когда спрос и
предложение стало невозможно соотнести с выгодой для Европы, она столкнулась с
серьезной проблемой собственной безопасности, из-за чего «зеленая политика» и
«зеленая энергетика» были вынуждены уступить место таких вопросам как
перезапуск атомных электростанций (около 70% электроэнергии во Франции),
энергии от угольной генерации (тепловые электростанции) и даже вырубке лесов в
интересах защиты населения от возможных проблем с энергетикой.Из-за подобной
зависимости отдельные нормативные правовые акты, позиционирующиеся как
достижения, например, Закон Франции от 17.08.2015 № 2015-992 [7; С. 197],
провозглашающий «зеленый рост» в выработке и потреблении энергетических
ресурсов, оказывается недееспособен в сложившихся условиях, связанных с
политическими нюансами, а неспособность граждан повлиять на решение властей и
вовсе нарушил принцип участия общественности, закрепленный Законом Франции от
27.12.2012 № 2012-1460 [8; С. 135], поскольку какого-либо опроса населения
относительно одобрения санкционной политики Европейского Союза в отношении
российских энергоносителей не обнаружено. Таким образом, ранее интегрированные
в законодательство экологические соображения не работают.В краткосрочной
перспективе найти полноценную замену поставкам энергетических ресурсов из
Российской Федерации у Европы практически нет никаких возможностей, из-за чего
«зеленая политика» и экологическое законодательство вынуждены столкнуться с
социально-экономическими реалиями и потребностями[9; С. 97].
Резюмируя, подобный пример
является показательным для стран, желающих продвигать «зеленую политику» и
развивать экологическое право в отрыве от действительности. Представленный опыт
должен постоянно использоваться в процессе принятия тех или иных нормативных
правовых актов в области экологического законодательства.
Список литературы:
- Колотилова Н. Н., Максимов Ю. И, Мамбетова А. Б., Снакин В. В. Основоположник экологии: к 185-летию со дня рождения Эрнста Геккеля // Жизнь Земли. – № 41 (1). – 2019. – С. 76-81.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.09.2022).
- Миняева Д. Д. Экологизация экономики в Китае // Конфликтология. – № 1. – 2019. – С. 24-38.
- Кондратьев В. Б. Возвращение производства, или новая индустриализация // Перспективы. – № 4 (8). – 2016. – С. 99-116.
- Манцуров А. Ю. Правовые основы экологической безопасности Китайской Народной Республики как составляющая национальной безопасности // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция. – № 7 (2). – 2016. – С. 136-141.
- Копылов С. М. Нужна ли «Предосторожность» международному экологическому праву: если да, то в каком качестве? // LegalConcept. – № 4. – 2015. – С. 155-159.
- Муратова С. А. Правовая природа договора каршеринга и перспективы его развития // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. – № 11. – 2021. – С. 194-205.
- Мухаметгареева Н. М., Юуспова З. А. Развитие экологического законодательства Франции: достижения и новые вызовы второго десятилетия 21 века // Правовое государство: теория и практика. – № 3 (57). – 2019. – С. 129-137.
- Узнародов И. М. Энергетический кризис в Европе и перспективы низкоуглеродной экономики // Известия высших учебных заведений. – № 2 (214). – 2022. – С. 95-101.
Комментарии: