» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023
Автор: Фомичёв Олег Александрович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Роль и значение кодексов корпоративного управления (поведения) для модернизации права корпораций
Дата публикации: 30.01.2023
РОЛЬ
И ЗНАЧЕНИЕ КОДЕКСОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ПОВЕДЕНИЯ) ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРАВА КОРПОРАЦИЙ
Фомичёв
Олег Александрович
Студент
магистратуры 2 курса ВОЛГУ, г.
Волгоград
Аннотация.
В
нынешних реалиях, когда российские компании уходят с мирового рынка, так как котировка
их акций быстро подходит к нулю, стоит обратить внимание на роль и значение
кодексов корпоративного управления и какого их влияние в сложный экономический
период на корпорации. В связи с указанным, автор хочет отразить в данной
работе, ссылаясь на теорию, положение корпораций, а также роль и значение
принятых ранее кодексов корпоративного управления.
Ключевые
слова: кодекс корпоративного управления, корпорация, компания,
закон, анализ.
В
современных реалиях, при общемировых процессах, когда российским компаниям не
остается иного выбора, как уходить с общемировых рынков из-за действующих, как
на государство, так и на сами корпорации санкций, появляется необходимость
более глубоко рассмотрения существующих правил и нормативно-правовых актов
(далее - НПА), а также посмотреть значение введений кодексов корпоративного управления
за последние несколько лет.
Необходимо
понимать, что на сегодняшний день, главным направлением на внешней арене для
российских корпораций как было, так и остается Содружество Независимых
Государств (Далее СНГ), образованное после распада СССР. Учитывая, что Корпоративное право в Российской Федерации
как таковое не выделено в особую отрасль права. Отношения, связанные с
регулированием деятельности юридических лиц рассматриваются в российском
законодательстве Гражданским кодексом (ГК РФ) и специальными законами, которые
посвящены отдельным видам юридических лиц (ФЗ «Об акционерных обществах», «Об
обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.). При этом какие-либо
конкретные нормы, регламентирующие деятельность международных компаний в
российской системе права, на сегодняшний день выделить трудно.[1]
Рассматриваемое направление гражданского права –
подотрасль, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с
деятельностью корпоративных форм юридических лиц. В соответствии со ст. 65.1 ГК
РФ - юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия
(членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п.1
ст.65.3 настоящего Кодекса (высшим
органом корпорации является общее собрание ее участников), являются
корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся
хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства,
хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы,
общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы),
нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества,
внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а
также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.[2]
Помимо законодателя, формируется и другое понятие
- Корпорация
– широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма
организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую
собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках
верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.[3]
Данное
определение может помочь разобрать и понять, какова ситуации с развитием в
данном направлении в нашем государстве. России в конце 20 века не сильно
подходила для развитой рыночной экономики, так как почти столетие государство
двигалось в другом направлении экономики. Для создания действенного и
эффективного регулирования деятельности вновь возникших компаний, необходимо
четкая нормативно-правовая база и стабильное развитие экономики. Начавшаяся
приватизация, которая повлекла распределение оставшихся от централизованной
экономики благ, с учетом отсутствия нормативной базы, неумение управления,
отсутствие профессиональных сотрудников, привела к тому, что большая часть
успешных по меркам страны предприятий под «видом» корпорации обанкротились.
Государственный законодатель при просмотре
деятельности корпораций за рубежом, на основании имеющейся нормативно-правовой
базы, с учетом экономической и геополитической ситуации Российской Федерации,
применяет разные формы и методы контроля, поддержки, регулирования всех сфер
отношений для отечественных и зарубежных корпораций, которые осуществляют свою
деятельность на территории нашей страны. Ни для кого ни секрет, что
деятельность корпораций в любой стране приносит доход, а также иные блага
(представление рабочих мест, открытие новых профессий с учетом потребности
общества в каком-либо направлении и дальнейшее развитие различных сфер
общества), поэтому первоочередной задачей стоит нормативное регулирование,
установление ответственности, а также иных мер, способствующих
привлекательности осуществления деятельности указанных юридических лиц. Поэтому
правительства стран устанавливают свод норм, необходимый для исполнения
компаниями и облегчение их взаимодействия на рынке.
Одним из указанных сводов норм, являются кодексы
корпоративного управления или поведения. Указанные акты могут приниматься на
разных уровнях: кодекс, касающийся всех компаний; кодекс, действующий в
отношении отдельной компании; кодекс, действующий на территории одной страны;
кодекс, действующий на территории континента. Рассматривая Россию, то можно
установить, что с начала 21 века до 2014 года, для регламентации деятельности
компаний в нашей стране существовал кодекс корпоративного поведения[4].
Указанный документ не является нормативным правовым актом, поэтому не является
обязательным для исполнения. Он лишь дает базу для составления корпорациям
своего кодекса. С учетом интересов и
стратегии в экономическом плане, для предоставления гарантии перед инвесторами,
акционерами и т.д. То есть корпорация данным документом берет на себя некоторые
обязательства по регулированию отдельных вопросов, что в перспективе должно
сказаться на привлекательности компании и ее продукции на рынке. Необходимо
понимать, что роль данных кодексов велика, ведь при анализе ведущих корпораций
в стране можно увидеть, что ведущие компании нашей страны, такие как
«Сбербанк», «Yandex», «Газпром»,
«РосНефть», которые формируют и постоянно совершенствуют свои кодексы
корпоративного управления. При анализе некоторых из них, можно увидеть о ссылки
на соблюдение международных нормативно-правовых актов и иных документов,
регламентирующих или рекомендующих установление некоторых правил документов, и
составление указанного документа на их основе. Например, Кодекс корпоративного
управления[5]
от Центрального Банка РФ, дает отсылку на участие в создание кодекса
Европейского банка реконструкции и развития, также и указывает на базировании
документа на международной практике в сфере корпоративного управления,
принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического
сотрудничества и развития; «Сбербанк» в кодексе указывает о следовании
рекомендации вышеуказанного Кодекса корпоративного управления Банка России.[6]
. Центральный Банк Российской Федерации на протяжении последних лет делает
обзор практики корпоративного управления в публичных обществах. Данный обзор
основывается на соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса. При обзоре
практики внедрения принципов и рекомендаций Кодекса
корпоративного управления и оценка качества объяснений причин несоблюдения
указанных принципов и рекомендаций обществами, акции которых включены
в третий уровень списка ценных бумаг, допущенных к торгам
ПАО Московская Биржа[7],
можно установить, что при анализе отчетов о соблюдении принципов Кодекса
по итогам 2020 года, 58 обществ (44%) заявили о полном
соблюдении от 50 до 75% принципов Кодекса, что
на 2 общества больше, чем в 2019 году (56 обществ, 41%).
Также отмечается уменьшение количества обществ, средний уровень соблюдения
принципов Кодекса которых составил менее 50%. На основании положений, которые
не регулируются в должной мере, законодатель по причине необходимости в
привлечении инвесторов в страну, должен анализировать данные цифры и
регулировать уже отношения в конкретном направлении уже на законодательном
уровне. При рассмотрении других стран, например Германии, Бельгия,
Великобритания, можно увидеть, что правительство указанных стран учитывает
аспекты рынка и производит законодательное регулирования некоторых вопросов.
Главный аспект, это соблюдение кодекса, составление отчета и объяснение. Этот
принцип помогает сосредоточить внимание всех на том, что действительно работает
в корпорации, а что требует более тщательной проработки.
Можно
сделать вывод о том, что кодексы корпоративного управления являются полезным
инструментом со стороны государства. Принцип «соблюдай или объясни»
представляет собой чувствительный подход к вопросам корпоративного управления:
термин «соблюдай» следует понимать как наложение обязательств на компании по
подробному объяснению своих моделей корпоративного управления и связанных с
ними механизмами. Термин «объясни» означает предоставление надлежащих
содержательных объяснений. [8]
Считаю,
что Российской Федерации также необходимо анализировать корпоративное право на
своей территории и регулировать главным рычагом и – законом данную деятельность,
что поможет как обществу, так и государству. Главная цель обеспечить
прозрачность и доверие для инвесторов и акционеров, в том числе и обычных
граждан с целью повышения популярности и привлечения капитала корпораций.
[1] Иншакова, А. О. О необходимости унификации норм корпоративного законодательства России и стран СНГ / А. О. Иншакова // Закон и право. – Москва - № 7. - 2007. - С. 34–38
[2] Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022
// Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301. Ст. 65.1
введена Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ
[3] Т.Ф. Рябова Большой коммерческий словарь – М.: 1996, 132 с.
[4] Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36269/ Дата входа – 27.01.2023
[5] Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 №06-52/2463 с приложением Кодекса корпоративного управления
[6] Кодекс корпоративного управления ПАО Сбербанк, утв. 08.12.2020 №42
[7] http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39590/Review_corp_3011021.pdf
[8] Европейские кодексы корпоративного управления и их эффективность. опубликован в: Belcredi and Ferrarini (Eds) in The European Corporate Governance Framework: Issues and Perspectives, Cambridge University Press (2013) Эдди Ваимерш
Комментарии: