» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023
Автор: Давыдик Лариса Ивановна,Широких Валентина Ивановна , Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Дата публикации: 11.02.2023
УДК 037.03
«ПРИОРИТЕТЫ
ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Давыдик Лариса Ивановна
Широких Валентина Ивановна
воспитатели
ОГАНОУ «Академия
спорта», г. Шебекино,
Белгородская область
Аннотация. В
данной статье авторы отражают описание задач и организации практической
деятельности в работе с воспитанниками, включая формы участия в оценке
результатов совместной деятельности.
Ключевые слова:
адаптация, личность, мораль, традиции ,воспитание
В настоящее время, несмотря на наличие позитивных тенденций в
социально-экономическом развитии страны и нашего региона, общество, и особенно молодое
поколение, переживает духовно-нравственный кризис. Масштабы
духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих
его проявления (наркомания, распространение
суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди
несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.),
общество вплотную приближается к грани
необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Высокий уровень детской преступности вызван общим
ростом агрессивности и жестокости в обществе.
Могут быть признаны
здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.
По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации
здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной
шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор
нации.
Поэтому, несомненно, вопросы духовно-нравственного
воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый
план.
Нравственное
воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества.
Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый
урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой
проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что
обучение основам наук в наше время
происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако
нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно
нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект..
«Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации».
Воспитательный компонент федерального
государственного образовательного стандарта общего образования
представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные
программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и
условиям воспитания и духовно-нравственного развития
обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы
начального и основного общего образования».
Рабочая
программа воспитания является обязательной частью основных образовательных
программ ОГАНОУ «Академия спорта» и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать академию воспитывающей средой. Рабочая
программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающихся личностных
результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской
идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в
социально-значимой деятельности академии. Рабочая программа воспитания
показывает систему работы с воспитанниками в академии.
Академия является уникальным
образовательным проектом для Белгородской области: она объединяет в себе
спортивную и общеобразовательную школы, с круглосуточным пребыванием детей. С
сентября 2020 года в учреждении открыты два отделения по видам спорта бокс и
самбо.
Методологической основой
воспитательной деятельности являются аксиологический,
антропологический, культурно-исторический и системнодеятельностный
подходы:
- аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему.
- гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в событийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания.
- культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
- системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.
Методологические
основы определяются рядом основных принципов воспитания:
- гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности;
- ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;
- культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения;
- следования нравственному примеру: мы, воспитатели должны в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения;
- безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;
- совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;
- инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;
- возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Данные принципы являются основой содержания программ воспитания, реализуются при проектировании воспитания в образовательных организациях, учитываются при формировании и поддержании их уклада.
Из
страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,
минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно
переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы
ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно
признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы,
бережно относиться к ней.
Существует
реальная история:
Многие годы по морскому
побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила
маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и
оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и
перекладывая их к себе в сумку.
Детям было любопытно
посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее
подальше. Когда она проходила мимо, то и дело
нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее
приветствие.
Только когда маленькая
старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы
подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги ...
Наша с вами задача научить наших детей ценить
жизнь, и строить её так, чтобы дарить окружающим людям тепло и заботу, не
требуя за это ничего взамен.
Список литературы:
- Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.
Комментарии: