» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023

Автор: Иванов Данил Андреевич, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Право на информацию в США

Статья просмотрена: 212 раз
Дата публикации: 18.05.2023

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ В США

Иванов Данил Андреевич

магистрант

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

 

Аннотация. В настоящее время особое значение для общества приобретает право на получение информации. В каждой социальной и демократической стране имеется положение о праве человека и гражданина на доступ к информации, США не является исключением. В Америке имеется особенный подход к гарантиям неприкосновенности конфиденциальной информации.

Ключевые слова: информация, право на информацию, правительство США, права и свободы, право на доступ к информации, неприкосновенность конфиденциальной информации.

 

В США действует особый Закон о свободе информации. Данный Закон предоставляет любому лицу запрашивать доступ к записям Исполнительной ветви власти правительства Соединенных Штатов. Основной целью Закона о праве на информацию является расширение прав и возможностей граждан, содействие прозрачности и подотчетности в работе правительства, сдерживание коррупции и обеспечение того, чтобы наша демократия работала на благо людей в реальном смысле. Информированные граждане будут лучше подготовлены к тому, чтобы следить за необходимыми инструментами управления и сделать правительство более подотчетным перед управляемыми.

Парламент признал, что надлежащее и эффективное функционирование демократии требует информированности граждан и прозрачности информации и что такая прозрачность жизненно важна для пресечения коррупции и обеспечения подотчетности органов управления и их инструментов перед гражданами страны. Парламент также осознавал, что случайное и неконтролируемое раскрытие информации, вероятно, вступит в конфликт с другими общественными интересами, включая эффективное функционирование органов управления, оптимальное использование ограниченных финансовых ресурсов и сохранение конфиденциальности конфиденциальной информации.[1]

Запрашиваемые записи должны быть раскрыты, если только они не защищены одной или несколькими исключенными категориями информации, указанными в FOIA. Документами, которые, как правило, могут быть защищены от разглашения, являются:

Надлежащим образом засекреченные материалы;

  1. ограниченные виды сугубо внутренних вопросов;
  2. вопросы, не подлежащие разглашению в соответствии с другими законами;
  3. коммерческая тайна или коммерческая, или финансовая информация, полученная от лица и являющаяся привилегированной или конфиденциальной;
  4. внутренние сообщения агентства, которые представляют собой совещательный процесс, предшествующий принятию решения, продукт работы адвоката или записи отношений между адвокатом и клиентом;
  5. информация, которая была бы явно необоснованным вторжением в личную жизнь;
  6. записи правоохранительных органов в той степени, в какой разглашение может нанести один из шести конкретных вредов;
  7. записи банковских проверок;
  8. а также информация о нефтяных скважинах и подобная информация.

Несмотря на вышесказанное, Закон требует от федеральных агентств максимально полного раскрытия информации общественности. Лицам, которым отказано в доступе к документам, доступны административные и судебные средства правовой защиты.

Раздел 20 Закона уполномочивает Комиссию по информации налагать штраф на сотрудника по общественной информации, если Комиссия считает, что Сотрудник без какой-либо разумной причины отказался получить заявку на информацию или не предоставил запрашиваемую информацию в течение указанного срока в соответствии с разделом 7 (1), или злонамеренно отклонил запрос на информацию, или сознательно предоставил неверную, неполную или вводящую в заблуждение информацию, или уничтожил информацию, которая была предметом запроса, или каким-либо образом препятствовал предоставлению информации.[2]

Тем самым, Закон о свободе информации в США в целом предусматривает, что любое лицо имеет право запросить доступ к записям федерального агентства или информации, за исключением случаев, когда записи защищены от разглашения любым из девяти исключений, содержащихся в законе, или одним из трех специальных исключений для записей правоохранительных органов.

К девяти категориям исключений, которые разрешают правительственным учреждениям скрывать информацию, относятся:

  1. секретная информация для целей национальной обороны или внешней политики
  2. правила и практика внутреннего персонала
  3. информация, на которую распространяется действие других законов
  4. коммерческая тайна и конфиденциальная деловая информация
  5. межведомственные или внутриведомственные меморандумы или письма, которые защищены юридическими привилегиями
  6. личный состав и медицинские файлы
  7. записи правоохранительных органов или информация
  8. информация, касающаяся банковского надзора
  9. геологическая и геофизическая информация.

Конгресс предоставил особую защиту в FOIA трем узким категориям документов правоохранительных органов и национальной безопасности. Положения, защищающие эти записи, известны как “исключения”. Первое исключение защищает существование текущего уголовного расследования правоохранительными органами, когда субъект расследования не знает о том, что оно продолжается, и можно разумно ожидать, что раскрытие информации помешает исполнительному производству.[3] Второе исключение распространяется только на правоохранительные органы по уголовным делам и защищает существование записей об информаторе, когда статус информатора не был официально подтвержден. Третье исключение распространяется только на ФБР и защищает данные иностранной разведки или контрразведки, а также данные о международном терроризме, когда существование таких записей засекречено. Записи, подпадающие под исключение, не подпадают под требования FOIA.

FOIA применяется только к федеральным агентствам и не создает права доступа к документам, находящимся в ведении Конгресса, судов или государственных или местных правительственных учреждений.

FOIA не требует, чтобы агентства проводили для вас исследования, отвечали на письменные вопросы или каким-либо другим способом создавали записи (например, списки или статистику), чтобы ответить на запрос.

Причины, по которым граждане и общественные организации запрашивают информацию у органов государственной власти, могут быть различными. Более того, можно утверждать, что через реализацию права на доступ к информации граждане США могут осуществлять контроль за деятельностью органов власти. Реализация гражданами США, а также иностранцами, находящимися на территории США, права на доступ к информации активноучаствовать в жизни общества, оспаривать действия и решения органов власти.[4]

Таким образом, в США также, как и в России, право на доступ к информации, находящейся в распоряжении правительства, является важнейшим компонентом демократии и основополагающей опорой открытого правительства. Доступ к информации неотъемлемо повышает прозрачность правительства, что может позволить общественности принимать значимое участие в принятии официальных решений и привлекать государственных субъектов к ответственности за их решения.За последние несколько десятилетий правительства все чаще стремились закрепить это право в своих законах в форме законов или постановлений о праве на информацию.

Список литературы:

  1. Примечания к Закону США о свободе информации // Законодательство и практика средств массовой информации. Выпуск 3 (19). Март 1996. С. 12-16.
  2. Алисултанов, М. Ж. Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации / М. Ж. Алисултанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78849/ (дата обращения: 13.04.2023).
  3. Косорукова Т. В. Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. №5. С. 32-44.
  4. Тазиева М.М. Анализ конституционно-правовых основ права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти в Соединенных штатах Америки // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-konstitutsionno-pravovyh-osnov-prava-grazhdan-na-dostup-k-informatsii-o-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-soedinennyh (дата обращения: 13.04.2023).


[1]Алисултанов, М. Ж. Международный опыт конституционно-правового регулирования доступа граждан к информации / М. Ж. Алисултанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78849/ (дата обращения: 13.04.2023).

[2]Примечания к Закону США о свободе информации // Законодательство и практика средств массовой информации. Выпуск 3 (19). Март 1996. С. 12-16.

[3] ТазиеваМ.М. Анализ конституционно-правовых основ права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти в Соединенных штатах Америки // Гуманитарные и юридические исследования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-konstitutsionno-pravovyh-osnov-prava-grazhdan-na-dostup-k-informatsii-o-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-v-soedinennyh (дата обращения: 13.04.2023).

[4]Косорукова Т. В. Зарубежный опыт конституционного обеспечения свободы массовой информации и права на информацию // Труды института государства и права Российской академии наук. 2013. №5. С. 32-44.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: