» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (75) 2023
Автор: Аблязова Нигора Анваровна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Условия профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников
Дата публикации: 05.06.2023
УДК373.24
УСЛОВИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ
КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры
«Дошкольного образования и педагогики»
Аблязова Нигора Анваровна
студент
ГБОУ ВО РК «Крымский
инженерно-педагогический университет имени Февзи
Якубова», г. Симферополь Республика Крым
Аннотация. В статье раскрывается
проблема профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению
коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников. Автором подчеркнута
роль компетентностного подхода при подготовке педагогов в современных условиях.
Охарактеризованы основные понятия темы исследования: «подготовка»,
«профессиональная компетентность», «профессионально-педагогическая готовность»,
«коммуникативно-речевая технология». Перечислены технологии, которые можно
использовать в работе с детьми. Определены компоненты
профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению коммуникативно-речевых
технологий развития дошкольников. Обзорно раскрыты
наиболее эффективные условия профессионально-педагогической подготовки
педагогов к применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников.
Ключевые слова: подготовка,
профессиональная компетентность, профессионально-педагогическая готовность,
коммуникативно-речевая технология, речь, педагог.
Проблема подготовки педагогов к
профессионально-педагогической деятельности привлекает внимание ученых и
практиков и является достаточно разработанной в педагогической науке.
Вместе с тем происходящие по сей день социокультурные
и социально-экономические преобразования в нашем обществе оказали существенное
влияние на проблему подготовки педагогических кадров.
Подготовка – это процесс и
результат обучения, направленного на формирование способности совершать
определённые действия, заниматься тем или иным видом деятельности, требующей
соответствующих установок, знаний, умений и навыков [3].
Рассматривая особенности
подготовки педагогов к профессионально-педагогической деятельности в
современных условиях необходимо отметить, что согласно требованиям федеральных
государственных стандартов высшего профессионального образования по
направлению подготовки«Педагогическое
образование» строится на основе
компетентностного подхода.
Сущность данного подхода
заключается в том, что в центре обучения находится сам педагог и, что на основе
обновленного содержания образования будет формироваться его компетентность
(или комплекс компетенций), а процесс
освоения отобранного содержания будет носить деятельностный характер.
Согласно логике
компетентностного подхода, результатом подготовки педагогических кадров
является«профессиональная компетентность» [1].
Профессиональной
компетентностью педагога называют «интегральную характеристику, определяющую
способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные
профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности,
с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и
наклонностей» [7].
Под
профессионально-педагогической готовностью понимаем – вооруженность человека
необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками;
как синтез свойств личности; как целостная динамическая система элементов. Этот
синтез свойств личности включает: активное положительное отношение к
деятельности, устойчивые интеллектуальные чувства, благоприятное психическое
состояние, определенный фонд знаний, умений, навыков в соответствующей области,
способность к конкретной деятельности [5].
Речь – неотъемлемая часть
социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого
общества. Почти 70 % времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению,
слушанию, чтению, письму – четырем основным видам речевой деятельности.
Использование в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных коммуникативно-речевых
технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика,
интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий,
помогают нам реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая
индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их
способностей и уровня развития [2].
Коммуникативно-речевая
технология – это специально организованный процесс устной или письменной
коммуникации, направленный на достижение коммуникативного намерения участников.
Человек, владеющий коммуникативной технологией четко удерживает 3 позиции: я
знаю, как это делать; я умею это делать; я могу научить этому другого[4].
Коммуникативно-речевая
технология (как и любая другая технология) включает цель (коммуникативное
намерение), средства ее достижения (методы, приемы, алгоритмы); масштаб
использования (сфера, ограничения в применении); вариативность использования
(хорошая технология всегда имеет зону неопределенности, в которой проявляется
индивидуальное речевое мастерство коммуникатора) и результат (воздействие,
побуждение, убеждение, принятие совместного решения).
В работе с детьми по речевому
развитию можно использовать следующие педагогические технологии:
информационно-коммуникационные технологии; технология проектной деятельности;
технология развития детского речевого творчества; (сочинение сказок);
технология поисково-исследовательской деятельности; (экспериментирование) технология
создания детского портфолио; технология
коллекционирования и т.д. [6].
Для эффективной педагогической
деятельности с позиций системного подхода определены компоненты
профессионально-педагогической подготовки педагогов к применению
коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников: целевой,
мотивационный, содержательный, операционный, результативный и оценочный.
Позиционирование
данных компонентов обусловлено структурой личности, характером и содержанием деятельности
педагогов, и представляет собой комплекс направлений (целевой), отношений
(мотивационный компонент), умений (операционный), знаний как базы
профессиональной деятельности (содержательный), готовность к выполнению
деятельности (результативный компонент) и ее оценок (оценочный компонент).
Таким образом, необходимо
отметить, что профессионально-педагогическая подготовка педагогов в ДОУ к
применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников
обеспечивается следующими условиями:
- социально-организационными (наличие материально-технической базы ВУЗа и детского сада;
- создание и обогащение развивающей среды для работы по применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников;
- профессиональная направленность педагога на воспитательно-образовательную работу по коммуникативно-речевому развитию речи детей дошкольного возраста;
- оптимизация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения с семьей ребенка дошкольного возраста;
- охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста), психолого-педагогическими (наличие мотивации к работе по применению коммуникативно-речевых технологий развития дошкольников;
- обеспечение интегративности при отборе содержания образования; побуждение педагогов к рефлексии;
- учет коммуникативно-речевого развития детей дошкольного возраста) и дидактическими (организационные, содержательные, деятельностные, психологические, управленческие).
Список литературы:
- Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. Изд.3-е, стереотипное / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. – 114 с.
- Взаимодействие субъектов образовательного процесса – основа социальной эффективности образования: учеб.пособие / под общей ред. И.В. Васютенковой. – СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2011.– 130 с.
- Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ Гайсина Гузель Иншарона. – Моск.пед.гос.у-т. – Москва, 2002. – 366 c.
- Колычева З.И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников: дис. ... док.пед. наук:13.00.08/Колычева Зоя Иваова. – Москва, 2011. – 489 c.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития/ Л.М. Митина. – СПб.: Нестор-История, 1998.– 200 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. –Казань: Изд-во КГУ, 1989. – 204 с.
- Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / Сост.: Л.В. Поздняк, Т.И. Ерофеева, Н.А. Морева. – М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 398 с.
Комментарии: