» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023

Автор: Бавтрош Валентин Васильевич, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Результативность мероприятий по повышению эффективности управления деятельностью средней организации обрабатывающей промышленности

Статья просмотрена: 121 раз
Дата публикации: 12.12.2023

УДК 338:658

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРЕДНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Бавтрош Валентин Васильевич

Магистрант кафедры экономики и управления на предприятии

факультета экономики и управления

Девятых Валерия Дмитриевна

Студентка кафедры экономики и управления на предприятии

факультета экономики и управления

Обрядова Анжела Александровна

Магистрантка кафедры общей физики

физико-технического факультета

Научный руководитель: Саврас Сергей Александрович

Магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии факультета экономики и управления

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

Республика Беларусь, город Гродно

 

Аннотация. В данной научной статье авторами изложены выдержки по экономическому обоснованию эффективности предложений, которые разработаны для повышения результативности производственно-хозяйственной деятельности средней организации обрабатывающей промышленности из Гродненской области.

Ключевые слова: промышленная организация, средняя организация, обрабатывающая промышленность, материальные затраты, рентабельность, энергия, оборудование, мука.

 

Задача – обоснование экономической эффективности предложений по повышению показателей эффективности исследуемой средней белорусской организации Гродненского региона на основании разработанных мероприятий.

Разработанный проект повышения эффективности включает в себя 5 мероприятий, реализация которых будет содействовать улучшению деятельности исследуемого объекта. Предложения должны иметь измеримый характер, а также иметь ряд качественных характеристик, которые должны быть выражены в совершенствовании управления эффективностью организации.

Для повышения эффективности деятельности исследуемой белорусской организации необходимо расширить рынки сбыта продукции, увеличить заказы на продукцию, снизить затраты на производство продукции и энергию, сократить количество потерь при браке, что позволит повысить коэффициент использования производственных мощностей и производительность труда, снизит себестоимость продукции и позволит извлечь дополнительную прибыль.

Проведём оценку тех мероприятий, где эффект является четко прогнозируемым: смена поставщика, замена оборудования.

Как уже отмечалось ранее, основными статьями материальных затрат на сырьевые ресурсы выступают затраты на закупку муки пшеничной высшего сорта (542 руб/т), муки пшеничной первого сорта (443 руб/т), муки пшеничной второго сорта (336 руб/т), муки ржаной обдирной (382 руб/т), муки ржаной сеяной (502 руб/т). Рассмотрим возможность нахождения поставщиков с более низкой стоимостью закупки (рисунок 1).

Рисунок 1   Перечень объявлений альтернативных поставщиков муки

 

Согласно производственной программе, организация в текущем году нуждается в 567-и тоннах пшеничной муки высшего сорта, 309-и тоннах первого сорта, 161-й тонне второго сорта, 45-и тоннах ржаной обдирной и 293-х тоннах ржаной сеяной муки. Рассчитаем эффект от экономии на весь объём закупки (таблица 1).

Таблица 1   Сравнение цен на закупку и расчет эффекта на весь объём

Наименование статьи затрат

Нынешний поставщик (цена за тонну)

Потенциальный поставщик (цена за тонну)

Необходимый объём (тонн)

Размер экономии (тыс. руб)

мука пшеничная высший сорт

542

520

567

12,47

мука пшеничная первый сорт

443

-

309

-

мука пшеничная второй сорт

336

310

161

4,19

мука ржаная обдирная

382

370

45

0,54

мука ржаная сеяная

502

450

293

15,24

Итого:

32,44

 

Таким образом, будет снижена себестоимость производства продукции на 32,44 тысячи рублей или на 0,71% от планируемого показателя. Это повлечёт за собой рост рентабельности продукции на 0,73% (для позиций, на которые не установлен предельный размер торговой надбавки при сохранении прежней цены – на 1,45%).

Далее рассмотрим вариант замены действующего оборудования: ППЦ-1225 и Г4-ХПФ-21. В качестве замены для ППЦ-1225 подойдёт электрическая туннельная хлебопечка J4 PPP 2.1 25.2xx1. Далее представим сравнение их характеристик (таблица 2).

Таблица 2   Сравнение альтернатив туннельных хлебопечек

Сравнение характеристик печей

ППЦ-1225

J4 PPP 2.1

Площадь выпекания

25,2

25,2

Ширина ленты, мм

2100

2100

Производительности печи, кг/час (для хлеба весом 800г)

450

840

Средний расход газа, м3 в час

18

-

Потребляемая электроэнергия, кВт

14

51,3

 

На данный момент стоимость закупки газа для организации составляет 560,1 руб/тыс м3, электроэнергия обходится по тарифу 244,7 руб/тыс кВт/ч. Замена оборудования позволит снизить затраты на энергию на 1 кг товарной продукции на 0,0151 руб или на 50,3%. При стоимости в 37300 бел. руб, замена окупит себя за 2450,33 тонн произведенной продукции или за 3646 рабочих часов (304 рабочих смены без учета простоев).

В качестве варианта возможной замены тупиковой печи Г4-ХПФ-21 была выбрана модель Sinmag SV2 со следующими характеристиками (таблица 3).

Таблица 3   Сравнение параметров печей Г4-ХПФ-21 и Sinmag SV2

Сравнение характеристик печей

Г4-ХПФ-21

Sinmag SV2

Расход топлива (газ)

17,9

-

Мощность, кВт

6,6

32

Количество противней в секции

35

30

Производительность по хлебу формовой массой 0,7 кг

504

432

 

Проведём сравнение, аналогичное предыдущему: замена оборудования позволяет снизить затраты на энергию на 1 кг продукции на 0,00497 руб. или на 21,5%. При стоимости в 59021 бел. руб, замена окупит себя 2290 рабочих смен без учета простоев. Суммарный эффект снижения себестоимости от замены оборудования в год – 34560,54 рублей, что позволяет увеличить показатель рентабельности производства ещё на 0,77%.

Результат мероприятий по улучшению маркетинговой и сбытовой стратегии и иным направлениям являются труднопрогнозируемыми, поскольку сложно предугадать реакцию потребителя и неценовой эффект, выражающийся в увеличении приверженности бренду.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что хоть и предельный размер торговой надбавки на часть номенклатурного списка ограничен, но использование резервов повышения показателей эффективности деятельности организации позволит нарастить объём выручки за счет роста выпуска и усиления позиций бренда в регионе. Предложенные мероприятия следует корректировать при принятии решений. Часть мероприятий принесут прибыль в первые месяцы, остальные принесут положительный эффект в долгосрочной перспективе. Мероприятия повлияют не только на финансовые показатели организации, но и на качество производимой продукции, так как если заменять оборудование более новым и автоматизировать производственные процессы, человеческие факторы будут сведены к минимуму и тем самым ошибки, приведшие к производственным бракам и изменениям качественных характеристик товара, будут минимальны.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: