» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (81) 2023
Автор: Бавтрош Валентин Васильевич, Магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Результативность мероприятий по повышению эффективности управления деятельностью средней организации обрабатывающей промышленности
Дата публикации: 12.12.2023
УДК 338:658
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СРЕДНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Бавтрош Валентин
Васильевич
Магистрант
кафедры экономики и управления на предприятии
факультета экономики и
управления
Девятых
Валерия Дмитриевна
Студентка кафедры
экономики и управления на предприятии
факультета экономики и
управления
Обрядова Анжела Александровна
Магистрантка кафедры
общей физики
физико-технического
факультета
Научный руководитель: Саврас Сергей Александрович
Магистр экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и
управления на предприятии факультета экономики и управления
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы
Республика Беларусь, город Гродно
Аннотация.
В
данной научной статье авторами
изложены выдержки по экономическому обоснованию эффективности
предложений, которые разработаны для
повышения результативности производственно-хозяйственной
деятельности средней организации обрабатывающей
промышленности из Гродненской области.
Ключевые слова: промышленная
организация, средняя организация, обрабатывающая промышленность, материальные
затраты, рентабельность, энергия, оборудование, мука.
Задача – обоснование экономической эффективности предложений по
повышению показателей эффективности исследуемой средней белорусской организации
Гродненского региона на основании разработанных мероприятий.
Разработанный проект повышения эффективности включает в себя 5
мероприятий, реализация которых будет содействовать улучшению деятельности
исследуемого объекта. Предложения должны иметь измеримый характер, а также
иметь ряд качественных характеристик, которые должны быть выражены в
совершенствовании управления эффективностью организации.
Для повышения эффективности деятельности
исследуемой белорусской организации необходимо расширить рынки сбыта продукции, увеличить
заказы на продукцию, снизить затраты на производство продукции и
энергию, сократить количество потерь при браке,
что позволит повысить коэффициент использования производственных мощностей и
производительность труда, снизит себестоимость продукции и позволит извлечь дополнительную прибыль.
Проведём
оценку тех мероприятий, где эффект является четко прогнозируемым: смена
поставщика, замена оборудования.
Как уже
отмечалось ранее, основными статьями материальных затрат на сырьевые ресурсы
выступают затраты на закупку муки пшеничной высшего сорта (542 руб/т), муки пшеничной первого
сорта (443 руб/т), муки пшеничной второго сорта (336 руб/т), муки ржаной обдирной (382 руб/т),
муки ржаной сеяной (502 руб/т). Рассмотрим
возможность нахождения поставщиков с более низкой стоимостью закупки (рисунок
1).
Рисунок
1 − Перечень объявлений альтернативных поставщиков
муки
Согласно
производственной программе, организация в текущем году нуждается в 567-и тоннах
пшеничной муки высшего сорта, 309-и тоннах первого сорта, 161-й тонне второго
сорта, 45-и тоннах ржаной обдирной и 293-х тоннах ржаной сеяной муки.
Рассчитаем эффект от экономии на весь объём закупки (таблица 1).
Таблица
1 − Сравнение цен на закупку и расчет эффекта на
весь объём
Наименование
статьи затрат |
Нынешний
поставщик (цена за тонну) |
Потенциальный
поставщик (цена за тонну) |
Необходимый
объём (тонн) |
Размер
экономии (тыс. руб) |
мука пшеничная высший сорт |
542 |
520 |
567 |
12,47 |
мука пшеничная первый сорт |
443 |
- |
309 |
- |
мука пшеничная второй сорт |
336 |
310 |
161 |
4,19 |
мука ржаная обдирная |
382 |
370 |
45 |
0,54 |
мука ржаная сеяная |
502 |
450 |
293 |
15,24 |
Итого: |
32,44 |
Таким
образом, будет снижена себестоимость производства продукции на 32,44 тысячи
рублей или на 0,71% от планируемого показателя. Это повлечёт за собой рост
рентабельности продукции на 0,73% (для позиций, на которые не установлен
предельный размер торговой надбавки при сохранении прежней цены – на 1,45%).
Далее
рассмотрим вариант замены действующего оборудования: ППЦ-1225 и Г4-ХПФ-21. В
качестве замены для ППЦ-1225 подойдёт электрическая туннельная хлебопечка J4 PPP 2.1
25.2xx1.
Далее представим сравнение их характеристик (таблица 2).
Таблица
2 − Сравнение альтернатив туннельных хлебопечек
Сравнение
характеристик печей |
ППЦ-1225 |
J4
PPP 2.1 |
Площадь выпекания |
25,2 |
25,2 |
Ширина ленты, мм |
2100 |
2100 |
Производительности печи, кг/час (для хлеба весом 800г) |
450 |
840 |
Средний расход газа, м3
в час |
18 |
- |
Потребляемая электроэнергия,
кВт |
14 |
51,3 |
На
данный момент стоимость закупки газа для организации составляет 560,1 руб/тыс
м3, электроэнергия обходится по тарифу 244,7 руб/тыс кВт/ч. Замена оборудования позволит снизить затраты на
энергию на 1 кг товарной продукции на 0,0151 руб или
на 50,3%. При стоимости в 37300 бел. руб, замена
окупит себя за 2450,33 тонн произведенной продукции или за 3646 рабочих часов
(304 рабочих смены без учета простоев).
В
качестве варианта возможной замены тупиковой печи Г4-ХПФ-21 была выбрана модель
Sinmag SV2 со следующими характеристиками (таблица
3).
Таблица
3 − Сравнение параметров печей Г4-ХПФ-21 и Sinmag SV2
Сравнение
характеристик печей |
Г4-ХПФ-21 |
Sinmag SV2 |
Расход топлива (газ) |
17,9 |
- |
Мощность, кВт |
6,6 |
32 |
Количество противней в секции |
35 |
30 |
Производительность по хлебу формовой массой
0,7 кг |
504 |
432 |
Проведём
сравнение, аналогичное предыдущему: замена оборудования позволяет снизить
затраты на энергию на 1 кг продукции на 0,00497 руб. или на 21,5%. При стоимости
в 59021 бел. руб, замена
окупит себя 2290 рабочих смен без учета простоев. Суммарный эффект снижения
себестоимости от замены оборудования в год – 34560,54 рублей, что позволяет
увеличить показатель рентабельности производства ещё на 0,77%.
Результат
мероприятий по улучшению маркетинговой и сбытовой стратегии и иным направлениям
являются труднопрогнозируемыми, поскольку сложно
предугадать реакцию потребителя и неценовой эффект, выражающийся в увеличении
приверженности бренду.
Выводы. Таким
образом, следует отметить, что хоть и предельный размер торговой надбавки на
часть номенклатурного списка ограничен, но использование резервов
повышения показателей эффективности деятельности организации позволит
нарастить объём выручки за счет роста выпуска и усиления позиций бренда в
регионе. Предложенные мероприятия следует корректировать при принятии решений.
Часть мероприятий принесут прибыль в первые месяцы, остальные принесут
положительный эффект в долгосрочной перспективе. Мероприятия повлияют не только
на финансовые показатели организации, но и на качество производимой продукции,
так как если заменять оборудование более новым и автоматизировать
производственные процессы, человеческие факторы будут сведены к минимуму и тем
самым ошибки, приведшие к производственным бракам и изменениям качественных
характеристик товара, будут минимальны.
Комментарии: