» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019

Автор: Гамидова Салимат Хизриевна, научный сотрудник сектора родных литератур
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Пословицы, поговорки и загадки как жанр устного народного творчества в развитии речи учащихся младших классов

Статья просмотрена: 1768 раз
Дата публикации: 5.03.2019

УДК 82

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ И ЗАГАДКИ КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Гамидова Салимат Хизриевна

научный сотрудник

ГБУ «ДНИИП им.А.А.Тахо-Годи», г. Махачкала

 

Аннотация. Пословицы, поговорки и загадки живут в народной речи многие века, они относятся к малым жанрам устного народного творчества. В краткой, меткой образной форме отражают жизнь, историю, запечатлевают события и отражают все стороны жизни людей.

Ключевые слова: пословицы, поговорки, загадки, развитие речи учащихся, фразеологизмы, художественные произведения.

 

Устное народное творчество своей историей уходит в глубокую древность. Это связано с потребностью людей осознать окружающий их мир природы и свое место в нем. К малым жанрам устного народного творчества относятся частушки, поговорки, пословицы, дразнилки, небылицы, загадки и прочее.

Для устного народного творчества характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью, что не может не развить, не обогатить речь учащихся. Устное народное творчество доступно для учащихся, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными. Развивая речь учащихся, оно дает им новую жизнь, возможность приспосабливаться, преодолевать трудности в нелегком пути взросления [3, c.237].

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Это поучение, более в виде притчи, иносказания или в виде житейского приговора; это ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи.

Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Она поучительна, назидательна. В ней всегда есть вывод или нечто такое, что полезно помнить, принять к сведению. Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословицы - это свод народной мудрости, стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтаксическое строение. За счет этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребенка, развивает грамматически правильную речь, ее точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность при изложении ее смысла. Пословица воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слов, различение и понимание простейших случаев многозначности слов, способствует пониманию образных выражений в тексте.

Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово содержательно, точно. Яркую точную характеристику дал сам народ. Он отметил ее меткость: «Старая пословица не в бровь, а прямо в глаз», их мудрость, их правдивость: «Пословица правду всем говорит» [1, с.165].

 

В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение: «Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл» [2, с.245].

Пословицы широко используются в обучении - как с воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам. Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче.

Пословицы отличаются устойчивой художественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся: «Кот скребет на свой хребет».

Поговорки - это поэтические, широко употребляющиеся в речи выражения, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение, оформленные синтаксически как предложение, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Подавляющее большинство поговорок представляет собой образно-эмоциональную характеристику людей. Причем эта характеристика очень многогранна, и в речевом контексте она всегда конкретизирована и индивидуализирована. Художественные функции поговорок довольно многообразны. Прежде всего, посредством поговорок создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными. Примеры положительных портретов: «красна, как маков цвет», «кругла, бела, как мытая репка», «сидит, словно павушка плывет». Отрицательные портреты: «говорит, что родит», «ухмыляется, что кобыла, на овес глядя», «оборотист, как корова на льду». Однако поговорки рисуют не только внешние черты людей, но и образно говорят о его внутреннем душевном состоянии. Так, о человеке, находящемся в радостном настроении, поговорка говорит: «ходит именинником», «козлом прыгает», у него «сердце петухом запело». О человеке, испытывающем глубокое переживание, страх, раздражение и т. п., поговорка говорит в таких образных выражениях: «дошел до белого каления», «волосы на себе рвет», «на стенку лезет» и т. п.

Поговорки образно передают те или иные качества человека, особенности его характера. О человеке открытом: «душа нараспашку». Наоборот, о человеке скрытном и лицемерном: «на лице медок, а на сердце ледок». О человеке душевном, мягком: «мягок, как воск». И наоборот, о человеке черством и бездушном: «не душа, а только ручка от ковша». Об умном: «в голове ума палата»; о глупом: «в голове реденько засеяно»; о несговорчивом: «ты ему слово, а он тебе десять»; о непостоянном; «семь пятниц на неделе» и т. д.

Некоторые поговорки являются идиомами, т. е. выражениями, не переводимыми на иностранные языки. Например: «сыр бор разгорелся», «попасть пальцем в небо», «кота в мешке покупать», «делать спустя рукава». Однако следует заметить, что не все фразеологизмы и идиомы являются поговорками. Поговорками можно считать только такие фразеологизмы (и их разновидности - идиомы), которые построены на иносказательной образности и выполняют в речи отмеченные нами выше художественно-эстетические функции [1, c.169].

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать, во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества, во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно, и, в-третьих, признаки, дифференцирующие их. К общим обязательным признакам пословиц и поговорок относятся: краткость (лаконичность);  устойчивость; связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи); принадлежность к искусству слова; широкая употребляемость.

Нередко говорят о том, что пословицы, в отличие от поговорок, ритмически организованы. И в самом деле, среди пословиц много таких, в которых ясно ощущается ритм, однако встречается немало таких, в которых ритма нет.

Дифференцированными признаками, разграничивающими пословицы и поговорки, являются: 1) обобщающий характер содержания пословиц, 2) поучительность и назидательность.

Некоторые ученые в качестве основного признака разграничения пословиц и поговорок выдвигают особенности их синтаксического построения. Пословицы, считают они, всегда законченные предложения, а поговорки - лишь часть их. Пословица - коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они заменяют прямую речь окольной, поговорка не договаривает, и иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно на них намекает.

По своей структуре поговорка проще пословицы. В этой связи М.А. Рыбникова писала: «Пословица-это словесный организм; поговорка - это «заготовки» выразительной речи... Поговорка дает образ; окольным путем в переносной форме характеризует явление...». Если содержание пословиц имеет всеобщий и универсальный характер, то поговорки употребляются только в связи с определенными лицами и их поступками, имеют совершенно конкретное содержание [5, c.176].

Пословицы и поговорки помогают учащимся начальной школы лучше понять художественную речь, смысл которой воплощён в фольклоре. Чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.

Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников [4, c.126].

Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок с использованием различных способов их анализа позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках чтения является работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в них заключённого,

и конкретизация его на основе имеющегося у школьников жизненного и читательского опыта.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. В древнейших загадках отражалась  первобытная  мифическая  символизация, поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки как на простое упражнение ума. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы.

Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма. В древности загадка имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение [1, c.171].

Словесные загадки - это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас, учит чувствовать слово и вырабатывает умение мыслить нестандартно. Область применения загадок чрезвычайно широка.

Таким образом, приобщая младших школьников к восприятию пословиц и поговорок, загадки и произведения детского фольклора как малого фольклорного жанра, учитель развивает с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формирует у них высокий строй чувств, предоставляет возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого следует отбирать, прежде всего, те пословицы, которые обладают живописностью формы и поэтичностью духа. Используя в своей речи малые жанры фольклора, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику [6, c.137].



Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
  2. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4-х т. 4-е изд., -М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 1. -702с.
  3. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. -М., 1957. - 271с.
  4. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. -М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
  5. Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. -М.: АН СССР, 1961. -229с.
  6. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. -М.: Просвещение. 1976г. 287с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: