» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Автор: Дмитренко Ирина Васильевна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством знаковой символики
Дата публикации: 3.04.2023
УДК 373.24
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОВОЙ СИМВОЛИКИ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»
Дмитренко Ирина Васильевна
Студент
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством знаковой символики, раскрыты основные понятия темы исследования: «экологическое воспитание», «представления», «моделирование». Выделены критерии сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические представления, знаковая символика, графическое моделирование, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.
Проблема формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста приобрела актуальность с того времени, как в общественное сознание вошло понимание взаимосвязи человека и природы, их взаимозависимости и взаимообусловленности существования. Однако, реалии современной жизни подтверждают, что у значительной части населения нашей страны еще не сформирована экологическая культура. Об этом свидетельствует грязь на улицах, засоренность водоемов и их берегов, нерациональное использование природных ресурсов, эмоциональное безразличие граждан к проблемам окружающей среды, а следовательно, причиной несоответствующего отношения к природе является не столько недостаток знаний, сколько отсутствие должного отношения к природе, чувства ответственности за природу как за собственное жизненное пространство, неосознанность духовного и физического единства человека и природы.
А.И. Васильева, Т.А. Зенина, А.И. Иванова, Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Е.А. Стреха отмечают, что основы мировоззрения личности закладываются в дошкольном детстве.
Поэтому ознакомление детей с природой и воспитание ответственного отношение к ней именно в дошкольном возрасте имеет огромное значение и является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении [1; 4; 7; 8].
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современности, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологического сознания, экологической культуры, влияющие на поведение и деятельность человека в природе. Основы сознания, экологической культуры, формирование отношения личности к миру природы закладываются в дошкольном детстве, что подтверждает значимость использования данного сензитивного периода для экологического воспитания личности [3].
Особая роль в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста принадлежит знаковой символике. Умения использовать знаково-символические средства - важная составляющая показателя общего развития и готовности к школьному обучению. Оно сопряжено с такими умениями, как: обозначение и замещение различными знаками явлений, процессов, событий; наполнение условных, знаковых схем и моделей содержанием; выполнение простых действий схематизации и моделирования [6].
Одними из графических моделей являются календари природы, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем – использование в учебном или в воспитательном процессе. Для развития дошкольников важное значение имеет и знакомство с закономерно протекающими изменениями в природе: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе [2].
Ведя подобную работу, расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
На основе изучения программных требований, а также научной литературы по проблеме исследования были выделены критерии и показатели экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
Когнитивный критерий: имеет представления о строении растений и способах ухода за ними; имеет представления о строении животных и условиях их жизни; имеет представления о сезонных изменениях в природе.
Деятельностный критерий: определяет характерные особенности представителей мира животных; определяет характерные особенности растительного мира; определяет характерные особенности неживой природы; - определяет характерные особенности времен года.
Также были подобраны диагностические задания, соответствующие критериям и показателям. В основу легли диагностические задания С.Н. Николаевой [8].
Раскроем характеристику уровней сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
- высокий уpовeнь: сформирован широкий круг представлений о растениях, животных, а также сезонных изменениях в природе; называет все сезоны года и их характерные признаки (не менее 7-8 для каждого сезона). Самостоятельно может показать зависимость образа жизни растений и животных от изменений в неживой природе (солнце, почва, вода, долгота дня). На поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ.
- сpeдний уpовeнь: у ребенка имеются некоторые существенные представления о растениях, животных, а также сезонных изменениях в природе; называет все сезоны года; называет 5-6 характерных признаков для каждого сезона). Может показать зависимость образа жизни растений и животных от изменений в неживой природе (солнце, почва, вода, долгота дня) с помощью воспитателя. Не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ.
- низкий уpовeнь: представления о растениях, животных, а также сезонных изменениях в природе, их существенных признаках и свойствах поверхностны; ребенок имеет небольшие по объему знания; называет сезоны года, однако, затрудняется в названии их характерных признаков. Не может показать зависимость образа жизни растений и животных от изменений в неживой природе (солнце, почва, вода, долгота дня). Задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы.
Высокий уровень имеют 23,5% детей в группе А и 11,0% в группе Б. Средний уровень – 47,0% детей в группе А и 31,6% в группе Б. Низким уровнем владеют 29,5 % детей в группе А и 33,4 % в группе Б. Большинство детей имеют представления о растениях, животных, а также сезонных изменениях в природе; называют все сезоны года; 5-6 характерных признаков для каждого сезона. Однако, могут показать зависимость образа жизни растений и животных от изменений в неживой природе (солнце, почва, вода, долгота дня) только с помощью воспитателя. На поставленные вопросы не всегда отвечают правильно, не аргументируют свой ответ.
Применение метода знаковой символики, по мнению воспитателей, позволяет увидеть детям скрытые связи между явлениями и сделать их доступными для их понимания, положительно влияет на развитие речи, поскольку графические модели необходимо озвучивать, способствует пониманию ребенком взаимосвязи составных частей объекта или явления, формирует цельное представление об экосистемах и временах года.
Воспитатели выстраивают свою работу следующим образом. На первом этапе они способствуют усвоению детьми условных обозначений, а также формированию умения расчленять целостный объект, процесс на составляющие компоненты, абстрагируя каждый из них и устанавливая связи функционирования.
На втором этапе происходит замещение предметно-схематической модели схематической, что подводит детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
На третьем этапе – способствуют самостоятельному использованию усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности детей.
По результатам анкетирования родителей было выявлено, что число опрошенных родителей, считающих данный вопрос важным в развитии ребенка, составляет 65% и 35% составили те родители, кто считает данный вопрос второстепенным в отношении развития своих детей. Исходя из полученных результатов обследования родителей можно сделать вывод, что родители желают, чтобы ребенок получал как можно больше экологических знаний. Сами же они не в достаточной степени уделяют должное внимание данной проблеме, мало интересуются природой, не знакомят детей с их видами и редко наблюдают за процессом их роста и развития, а также сезонными изменениями.
Список литературы:
- Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – М: Инсайт, 2002. – 156 с.
- Вдовиченко С.А. Экологические модели / С.А. Вдовиченко // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 121-122.
- Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. — М.: Просвещение, 2009. — 126 с.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – Москва: Карапуз, 2001. – 432 с.
- Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Педагогика» / Т.А. Серебрякова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 208 с.
- Стреха Е.А. Малыши в мире природы: Учебно-наглядное пособие. / Е.А. Стреха. – Минск, «Зорны верасень, 2009. – 30 с.
- Экологическое образование детей / Авт. – сост. П.Г. Саморукова и др. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. – 321 с.
Комментарии: