» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019
Автор: Кочергина Виолетта Николаевна, Студентка 5 курса психолого – педагогической кафедры
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Роль психолого-педагогического сопровождения
детей в условиях инклюзивного образования
Дата публикации: 30.10.2019
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кочергина Виолетта Николаевна
Кобазова Юлия
Владимировна
технический
институт (филиал)
ФГАОУ
ВПО «Северо-Восточный университет имени М.К. Аммосова»,
г. Нерюнгри
Аннотация. В статье
раскрываются основные подходы по организации психолого-педагогического
сопровождения детей в условиях инклюзивного образования, т.к. проблема
специального образования сегодня является одной из самых актуальных в работе
всех подразделений Министерства образования РФ. Это связано, в первую очередь с
тем, что количество детей с различными отклонениями в развитии в последние годы
не уменьшается, а скорее, имеет тенденцию к увеличению.
В настоящее время в Конституции РФ и
законе «Об образовании в
Российской Федерации» (2012
г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии)
[2].
Психолого-педагогическое сопровождение предусматривает последовательную реализацию
четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного,
практико-действенного и аналитического. Основано на принципах: непрерывности, целенаправленности, систематичнсти, преемственности, приоритетности
интересов сопровождаемого;
Важным является то, что деятельность специалистов инклюзивного
образования представляет собой комплекс различных диагностических,
коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских
технологий.
Таким образом, психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в условиях инклюзивного образования – это сложный
многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном
взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка, необходимый для успешной социализации в жизни общества,
способствующий саморазвитию, самоопределению и эффективной самореализации в
различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Ключевые слова: ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ), психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное
образование, специальные образовательные условия, взаимодействие, субъекты
инклюзивного образования, принципы и этапы сопровождения.
Одна
из приоритетных задач социальной политики России – модернизация образования в
направлении доступности и качества для всех категорий граждан. Проблемы
специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе
всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы
психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзивного
образования. Это связано, в первую очередь с тем, что в результате воздействия
неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с
различными формами нарушений как психического, так и соматического развития.
Кроме
того, родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их
в общеобразовательные
школы и детские сады.
В 1991 г.
Российская Федерация ратифицировала Декларацию ООН «О правах умственно отсталых
лиц» (1971 г) и «О правах инвалидов» (1975 г.), которые свидетельствует о том,
что «ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании
прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития,
активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей
индивидуальности». [1. с. 112].
1) Специальная психология: учеб.
пособие для студ. высш. пед.
учеб.заведений. под ред.
В.И. Лубовского, 3-е издание, 2006.
В
настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) закреплены права на
получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с
недостатками в физическом и/или психологическом развитии) [2].
Главным направлением развития системы
государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
является создание оптимальных условий для их обучения и воспитания, прежде
всего – создание общей безбарьерной образовательной
среды и реализация интеграционного подхода. Одним из путей реализации данного
направления является образовательная инклюзия. Инклюзивное образование заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей
и индивидуальных возможностей» [3].
Важнейшим условием эффективности
инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном процессе, в соответствии с подходом
М.Р. Битяновой определяется как: «целостная системно-
организованная деятельность, в процессе которой создаются
социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и
психологического развития ребенка в образовательной среде» [2, с.24].
Важно
отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в
отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других
специалистов - логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в
структуре образовательных организаций, в том числе и ПМПК
которая и обеспечивает преемственность между различными вариантами ФГОС с
учетом психофизических особенностей ребенка.
Деятельность
всех специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в
обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи ребенку, в том числе и
коррекционной.
Важно отметить, что основным субъектом сопровождения является
ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам
обследования на ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных
условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее
компонентах.
Следующим по значимости субъектом инклюзивного образовательного
пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное
пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации
специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети
также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении,
хотя и несколько иного плана. Родители, педагогический коллектив также являются
субъектами инклюзивного образовательного пространства. Педагогов следует
рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами
непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же
время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и
поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными
знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ [ 1, с. 58 ].
Эффективное психолого-педагогическое
сопровождение реализуется через следующие
направления деятельности: диагностическое; профилактическое;
коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское.
Основными
принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются:
- непрерывность сопровождения;
- целенаправленность сопровождения;
- приоритет интересов сопровождаемого;
- систематичность сопровождения;
- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;
- комплексный подход к сопровождению;
- принцип сетевого взаимодействия;
- рекомендательный характер советов специалистов сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождении предусматривает
последовательную реализацию можно выделить четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и
аналитического (по Л. Н. Харавиной) [2].
- диагностический (выявление и углубленная оценка детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий);
- определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения (разработка программы индивидуального сопровождения, каждым специалистом разрабатывается собственный маршрут сопровождения);
- осуществление программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка (отслеживание динамики индивидуального прогресса ученика и эффективности адаптивной образовательной программы);
- анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.
На основании анализа
результатов сопровождения проводится
коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов.
В рамках психолого-педагогического сопровождения реализуется
соответствующий вариант образовательной программы, рекомендованный ПМПК [2,
с.18].
Вся деятельность специалистов
сопровождения направлена на поддержание социально-психологической и
образовательной адаптации ребенка с ОВЗ, в том числе и в рамках работы с
другими субъектами инклюзивного образования и
представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих,
профилактических, организационных и просветительских технологий.
Таким образом,
психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в условиях инклюзивного образования – это сложный многоуровневый динамический
процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов,
педагогов и семьи ребенка.
Он является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного
участия в жизни общества, способствующий саморазвитию, самоопределению и
эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной
деятельности.
Список литературы:
- Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями. Пособие для учителей, психологов и родителей. Минск, Национальный институт образования, 2005.
- Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. /под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – АРКТИ, 2014.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Вестник образования. – 2013. - №5-6. – С. 3-192.
Комментарии: