» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020
Автор: Позднякова Мария Михайловна, Главный специалист бюджетного отдела
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Формирование доходной базы бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия, проблемы и пути их повышения
Дата публикации: 11.02.2020
УДК 34.09
ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ
БУРЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ
Позднякова Мария
Михайловна
главный специалист МКУ “Финансовое
управление Администрации МО “Кабанский
район”, Республика Бурятия, с. Кабанск
Аннотация. Бюджет необходим государству для выполнения его политических,
экономических и социальных задач. Бюджетная система Российской Федерации
функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Согласно
Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ функционирование местного
самоуправления гарантируется как федеральными органами власти, так и органами
власти субъектов Российской Федерации. В бюджетной системе страны местные
бюджеты самые многочисленные, они и составляют основу финансовых ресурсов
муниципальных образований и бюджетной системы в целом.
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители
муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на
развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых
потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе
местных бюджетов. Без должного финансирования не будет и развития местного
самоуправления.
Ключевые слова. Бюджет, муниципальные образования, дефицит бюджета, налоговые и неналоговые
доходы, безвозмездных поступления.
На сегодняшний день в связи с кризисными явлениями в экономике России,
одной из острых проблем муниципальных образований является дефицит бюджета.
Так, например, в Республике Бурятия в 2016 году из 23 муниципальных образований
дефицит бюджета имели 16 (69,6%), а именно это: Прибайкальский, Тарбагатайский, Мухоршибирский, Курумканский, Иволгинский, Джидинский, Еравнинский, Баргузинский, Заиграевский, Кяхтинский, Кижингинский, Окинский, Северо-Байкальский, Тункинский,
Хоринский районы, г. Северобайкальск,
г. Улан-Удэ. В 2017 году данный показатель уменьшился на 30,5% и составил 39,1%
(9 районов) Прибайкальский, Джидинский, Еравнинский, Баргузинский, Заиграевский, Окинский, Селенгинский, Муйский районы и г.
Северобайкальск.
В 2017 году Еравнинский, Мухоршибирский
районы и г. Северобайкальск имели наибольший дефицит
бюджета. Так, в Еравнинском районе дефицит составил
12 929 061,23 руб., на 2,7 % расходы превысили доходы. В Мухоршибирском районе доходы были меньше расходов на 2,4%,
дефицит составил 16 809 456,97 руб. И самый наибольший дефицит имел г. Северобайкальск – 969 862 217,88 руб., расходы
превысили доходы на 49,32%. Таким образом, финансовое состояние местных
бюджетов Бурятии остается крайне сложным. Муниципальные образования не способны
в полной мере отвечать по своим обязательствам, не имея достаточного количества
гарантированно закрепленных финансовых ресурсов. Значимость данных проблем и
острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность
исследования по формированию доходов бюджетов муниципальных образований и путей
их повышения.
После принятия ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ наряду с
ростом доходов консолидированного бюджета России заметно возросли и общие
доходы бюджетов местных органов самоуправления. Как отметил В.В. Путин на
заседании совета при Президенте по развитию местного самоуправления, основная
часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных
проектов и федеральных программ [4]. Именно за счет реализации этих программ
органы местного самоуправления смогли решить ряд проблем в
разных. Так, например, в 2017 году муниципальному образованию «Кабанский район» была выделена субсидия на поддержку
государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных
программ формирования современной городской среды. Произведены расходы в городских поселениях Кабанского района в области благоустройства территорий на
сумму 17 118,8 тыс. руб., (из них 16 586,9 тыс. руб. ФБ и 531,9 тыс. руб. РБ). Однако в
связи с этим, проблемой практически всех муниципальных образований является
высокая финансовая помощь от вышестоящих органов власти, которая составляет
более 70% в бюджетах муниципальных образований Бурятии (Табл.1), что
значительно снижает их самостоятельность.
Таблица 1. Структура поступлений
доходов бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2017
год
Муниципальные
образования |
Доходы, руб. |
В т.ч. налоговые и неналоговые доходы,
руб./ доля, % |
Доля безвозмездных
поступлений, % |
Баргузинский район |
697 538 599,69 |
111 578 453,10/ 16,00 |
84,00 |
Баунтовский район |
503 693 355,27 |
152 643 759,76/ 30,30 |
69,70 |
Бичурский район |
566 822 875,44 |
87 599 274,19/ 15,45 |
84,55 |
Джидинский район |
646 095 883,33 |
105 575 054,18 16,34 |
83,66 |
Еравнинский район |
470 531 183,56 |
65 753 237,39/ 13,97 |
86,03 |
Заиграевский район |
1 404 976 858,06 |
272 153 539,16/ 19,37 |
80,63 |
Закаменский район |
897 204 876,85 |
98 630 541,32/ 10,99 |
89,01 |
Иволгинский район |
1 012 139 506,3 |
113 064 852,22/ 11,17 |
88,83 |
Кабанский район |
1 225 244 024,26 |
323 332 723,70/ 26,39 |
73,61 |
Кижингинский район |
560 365 565,31 |
95 133 876,84/ 16,98 |
83,02 |
Курумканский район |
488 948 701,36 |
57 257 056,94/ 11,71 |
88,29 |
Кяхтинский район |
880 621 197,25 |
225 581 136,23/ 25,62 |
74,38 |
Муйский район |
782 847 313,68 |
221 731 829,66/ 28,32 |
71,68 |
Мухоршибирский район |
674 810 465,73 |
162 328 409,61/ 24,06 |
75,94 |
Окинский район |
305 363 324,61 |
115 252 652,61/ 37,74 |
62,26 |
Прибайкальский район |
735 555 391,13 |
128 274 455,58/ 17,44 |
82,56 |
Северо-Байкальский район |
977 579 409,42 |
213 043 740,62/ 21,79 |
78,21 |
Селенгинский район |
939 306 583,90 |
202 446 372,77/ 21,55 |
78,45 |
Тарбагатайский район |
484 655 219,40 |
103 045 350,69/ 21,26 |
78,74 |
Тункинский район |
688 297 573,57 |
88 555 018,45/ 12,87 |
87,13 |
Хоринский район |
618 719 208,56 |
65 999 216,23/ 10,67 |
89,33 |
г. Северобайкальск |
996 680 647,38 |
221 875 644,50/ 22,26 |
77,74 |
г. Улан-Удэ |
7 970 250 087,23 |
3 303 261 588,21/ 41,44 |
58,56 |
По данным Табл.1 можно сделать вывод о том,
что все районы зависят от безвозмездных перечислений. Так, в 2017 году в 12
муниципальных образованиях безвозмездные поступления в бюджет составляли более
80%. Все меньшую долю в структуре
доходов местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми органы
местного самоуправления могут в полной мере распоряжаться самостоятельно,
важное место стали занимать дотации, субсидии и субвенции.
Таким образом, для того чтобы органы местного самоуправления стали более
самостоятельными, а соответственно и независимыми, необходимо увеличивать долю
собственных доходов местных бюджетов. При распределении налогов приоритет
должен отдаваться местным бюджетам. Только в этом случае у органов
местного самоуправления появятся дополнительные экономические стимулы и
реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы.
Справедливое распределение налоговых доходов является важнейшим условием
обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов.
На сегодняшний день норматив отчисления налога на доходы физических лиц
(НДФЛ) в местные бюджеты составляет 35%. Поскольку налог на доходы физических
лиц занимает наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов
муниципалитетов, то одним из эффективных способов увеличения собственной
доходной базы бюджетов органов местного самоуправления может
быть увеличение процента отчисления этого налога в местные бюджеты. Например, Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) предлагает
увеличить норматив отчисления налога на доходы физических лиц до 50%, что могло
бы существенно улучшить финансовое состояние муниципальных образований.
Изменение данного норматива в разы увеличили бы доходную часть местных бюджетов
Республики. Но в связи с сегодняшней экономической ситуацией возможность
реализации данного предложения крайне сомнительна.
По информации подготовленной Отделом муниципальных образований Департамента
межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации о результатах
проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в
субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2017
год:
Количество субъектов Российской Федерации, установивших дифференцированные
нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере
более 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации от указанных акцизов в сравнении с 2016 годом увеличилось на 3
региона и составило 8 регионов.
Так, 30% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской
Федерации от акцизов зачислено в Тульской области
(1,09 млрд. рублей), по 20% от доходов консолидированного
бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Сахалинской области
и Забайкальском крае (0,2 млрд. рублей и 0,53 млрд. рублей
соответственно); 17% – в Липецкой области (0,52 млрд. рублей); 15% – в Республике Саха (Якутия) (0,52 млрд.
рублей), в Республике Калмыкия (0,1 млрд. рублей), в Саратовской области
(0,76 млрд. рублей), в Иркутской области (0,87 млрд. рублей). Из перечисленных регионов норматив зачисления от указанного налога
увеличен в Тульской области – с 22% в 2016 году до 30% в 2017 году, в
Республике Калмыкия, Саратовской области, Иркутской области – с 10% в 2016 году
до 15% в 2017 году.
В соответствии со ст. 58 БК РФ и вышеуказанным примером субъектов
Российской федерации предлагаем увеличить норматив отчислений от акцизов на
нефтепродукты в местные бюджеты Республики Бурятии.
Проблемы местных бюджетов появились не сегодня и касаются большинства
муниципальных образований. Органы местного самоуправления лишены возможности
эффективно решать вопросы местного значения из-за несоответствия объема
доходных источников объему возложенных на них полномочий. Необходимо обеспечить
экономический рост местных бюджетов. Все мероприятия должны сопровождаться
законодательным закреплением прав, полномочий и обязанностей органов местного
самоуправления, чтобы они могли в перспективе самостоятельно решать вопросы
местного значения, освобождая органы государственной власти от значительного
бремени проблем.
Список литературы:
- «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2016 год. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2017 год. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2017 год.
Комментарии: