» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020
Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: О роли патриотического воспитания в формировании общекультурных компетенций
Дата публикации: 25.05.2020
УДК: 373.5
О РОЛИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Киселева Екатерина Александровна
магистрант
Мордовский государственный педагогический
институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск
Аннотация. В статье
приводится пример проведения первичной диагностики уровня сформированности
общекультурных компетенций у старшеклассников. Автор особое внимание
акцентируют на роли патриотического воспитания в формировании общекультурных
компетенций у обучающихся. Также
была разработана программа по патриотическому воспитанию старших подростков в
учреждении среднего общего образования с учётом возрастных особенностей старших
подростков, возможностями школы и нормативными документами.
Ключевые
слова: патриотическое воспитание, общекультурные
компетенции, старшие подростки, патриотизм, гражданственность.
Исследователи считают,
что педагог может определить уровень знаний подростков об истории России,
традициях, обычаях, а так же выявить отношение к историческим событиям,
активную и пассивную позицию, и благодаря анализу – внести коррективы организацию
своей деятельности. Педагогическая диагностика – неотъемлемый компонент
педагогической деятельности, так как осуществление процессов обучения и
воспитания требуют оценки, анализа и учета результатов этих процессов [2].
Говоря об общекультурных компетенциях,
непосредственно необходимо вести работу с такими понятиями как «патриотизм» и
«гражданственность», поэтому высока роль патриотического воспитания в
формировании общекультурных компетенций. Патриотическое воспитание представляет
собой сложную и целенаправленную деятельность органов государственной власти,
институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
интересов Родины [3].
Для того чтобы
определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны
старших подростков, мной была проведена диагностическая программа «Изучения
уровней сформированности гражданственности и патриотизма у подростков»,
разработанная профессором Д. В. Григорьевым. В рамках этой программы нами
были выбраны и проведены следующие методики: написание сочинения «Патриотизм и
как я его понимаю» и анкета «Гражданственность и патриотизм» [5].
Целью методики написание
сочинения «Патриотизм и как я его понимаю» является: определение уровня
осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны старшеклассников.
Целевой аудитории предлагается написать сочинение на тему «Патриотизм и как я
его понимаю». Нет никаких ограничений по времени для того, чтобы подростки
могли чувствовать себя комфортно и не спешили с формулировкой мысли. Письменные
ответы анализируются по следующим сторонам патриотизма:
- любовь к Родине,
- осознание трудностей, недостатков в обществе,
- готовность к самоотдаче,
- патриотизм как источник трудовых и ратных подвигов,
- чувство национальной гордости,
- отсутствие национализма и космополитизма,
- интернациональный характер патриотизма.
Каждый из перечисленных
семи показателей может быть оценен в 1, 2, 3 или 4 балла в соответствии со
следующей шкалой:
- 1 балл – низкий уровень: непонимание учеником сущности важнейших сторон патриотизма или отрицательное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
- 2 балла – средний уровень: неглубокое, частичное понимание сущности соответствующих признаков, неустойчивое (иногда положительное, а в некоторых случаях – индифферентное, пассивное) отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают;
- 3 балла – выше среднего; правильное понимание сути патриотизма, отношение к соответствующим обязанностям хотя и активное, но неустойчивое;
- 4 балла – высокий уровень: полное понимание школьником сущности ведущих признаков тех или иных сторон патриотизма, положительное личное отношение к тем обязанностям, которые из них вытекают [5].
Целевой группой для
проведения методик были выбраны обучающиеся 10 А класса МОУ «Гимназия №29» г.
Саранск – двадцать человек. Мной были
получены следующие результаты, из которых можно сделать вывод, что из двадцати
обучающихся, что составляет 100%, около 50% частично осознают, что такое
«патриотизм» и понимают свое отношение к нему, имеют недостаточные знания о
традициях, фольклоре, символике государства, исторических событиях страны, её
героях, выдающихся деятелях. 30% полностью осознают и имеют целостные
представления, что является неплохим показателем. У 20 % диагностируемых
старших подростков уровень знаний об исторических событиях, традициях,
символике России низкий, знания практически отсутствуют.
Так же мной была
проведена анкета «Гражданственность и патриотизм». Анкета предназначена для
исследования методом самооценки общекультурных компетенций старшеклассников. С
ее помощью выявляется, насколько сформированы у обучаемых представления о своих
правах и обязанностях, как гражданина своей страны, умения использовать
действующее законодательство Российской Федерации, демонстрировать готовность и
желание к совершенствованию и развитию общества и себя в нём на принципах
гуманизма, свободы и демократии [5].
Каждая индикаторная
переменная анкеты варьируется на четырех уровнях: 0, 1, 2 и 3. При этом цифрой
3 оценивается вариант ответа «да», цифрой 2 – вариант ответа «скорее «да», чем
«нет»», цифрой 1 – вариант ответа «скорее «нет», чем «да»», цифрой 0 – вариант
ответа «нет». Баллы, полученные за
выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл
участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности
и патриотизма. Максимальное значение индивидуального балла составляет 159:
- от 0 до 40 баллов – очень низкий уровень;
- от 41 до 80 баллов – низкий уровень;
- от 81 до 120 – средний уровень;
- от 121 до 159 – высокий уровень.
В результате
суммирования индивидуального балла для каждого обучающегося, мы смогли сделать
следующие выводы:
- очень низкий уровень: 1 обучающийся (5 %);
- низкий уровень: 7 обучающихся (35 %);
- средний уровень: 11 обучающихся (55%);
- высокий уровень: 1 обучающийся (5%).
На основе каждого из
участников анкеты, можно сделать вывод, что уровень сформированности гражданственности
и патриотизма находится на среднем уровне, что является неплохим показателем. Данный
анализ позволяет нам составить комплекс мероприятий по патриотическому
воспитанию старших подростков, с целью коррекции уровня развития общекультурных
компетенций.
Для этого мной был
проанализирован план МОУ «Гимназия №29» на 2019-2020 учебный год. Мероприятия
по патриотическому воспитанию имеют немаловажное значение, и в стенах гимназии
проводятся не только внутренние, но и городские, и всероссийские мероприятия.
Так среди мероприятий всероссийского уровня можно выделить акцию «Сделаем
вместе», которая включает широкомасштабный проект «Победа одна на всех».
При составлении
программы мы использовали формы и методы патриотического воспитания, которые
наиболее полно способствуют воспитанию у старших подростков патриотического
сознания, идей служения Отечеству, морально-волевых качеств, активной жизненной
позиции, постоянному служению своему народу. В большей степени патриотическое
воспитание старших подростков в учреждении реализуется через следующие виды
программ дополнительного образования: социально-педагогической,
туристско-краеведческой, художественной направленностей.
Обращение к истории, к
важным, знаменательным, героическим страницам истории Отечества - одна из
обязательных, неотъемлемых черт воспитательной работы и первичной социализации
личности. Одной из таких страниц истории России с древнейших времен,
безусловно, является Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945
годов. Поэтому при разработке программы по патриотическому воспитанию особое
внимание уделено Великой Отечественной войне. Это воплощается в разнообразных
формах и проявлениях: встречи с ветеранами, экскурсии в музей, патриотические
чтения, уроки мужества, викторины и т.д
Таблица
1. Программа по
патриотическому воспитанию
№ п/п |
Мероприятие |
Форма работы |
Сроки проведения |
Ответственные |
Историко-краеведческое |
||||
1. |
Экскурсия в музей военного и трудового подвига
1941-1945 гг. г.Саранск |
Массовая |
Октябрь |
Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы |
2. |
Патриотические чтения «Войны священные
страницы |
Групповая |
Сентябрь-ноябрь |
Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
3. |
«Литературная гостиная» - конкурс чтецов |
Массовая |
Апрель |
Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
Духовно-нравственное |
||||
1. |
Книжная выставка-инсталляция «Вам из другого
поколения» |
Массовая |
Январь- февраль |
Заместитель директора по ВР, библиотекарь |
2. |
Встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана |
Групповая |
Март |
Заместитель директора по ВР |
3. |
Уроки-мужества «Память или забвение» |
Групповая |
Январь- март |
Директор, Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы |
Гражданско-правовое |
||||
1. |
Деловая игра «Юные друзья полиции» (на базе
РОВД) |
групповая |
Ноябрь |
Заместитель директора по ВР, классные
руководители кадетских классов |
2. |
Анкетирование «Ты патриот?!» |
Индивидуальная |
Май |
Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы |
3. |
Историческая викторина «Есть такая профессия…» |
Групповая |
Февраль |
Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы |
Социально-патриотическое |
||||
1 |
«Операция: Ветеран живет рядом» |
Массовая |
Май |
Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы, старшие
подростки |
2 |
Акция «Память» (информационные флаеры жителям
города) |
Массовая |
Февраль |
Заместитель директора по ВР,
педагоги-организаторы, старшие
подростки |
К участию и проведению
некоторых мероприятий так же привлекаются не только педагоги-организаторы, но и
сами старшие подростки и их родители. Связь семьи и образовательного учреждения
является неотъемлемой частью воспитания, в том числе и патриотического [4, c. 84].
Таким образом,
патриотическое воспитание старших подростков является важнейшей задачей
современной системы школьного образования. Ведь от того, на сколько у
подрастающего поколения сформирована гражданская позиция и гражданское
сознание, зависит существование и развитие государства в целом. Воспитательная
работа с подрастающим поколением, опираясь на изучение отечественной истории,
ее важнейших этапов, определивших дальнейший исторический путь нашей страны,
будет способствовать формированию у учащихся гармонично развитой личности,
правильной системы ценностей патриотизма и активной гражданской позиции, будет
способствовать превращению их в свободных граждан свободной страны, любящих и
уважающих свое Отечество.
Список литературы:
- Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. - 2014. - №10. С. 349-352.
- Долганова, О. А. Педагогическая диагностика. / О. А. Долганова, О. Н. Петрова [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.php (дата обращения: 20.12.2019).
- О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.consultant.ru/
- Основные подходы и цели гражданско-патриотического образования обучающихся : методический сборник. Салехард.: Речь, 2012. 112 с.
- Постникова, А. В. Мониторинг и диагностика результатов в области гражданско-правого образования / А. В. Постникова // VII Международная студенческая 70 электронная конференция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1742/19818 (дата обращения: 23.01.2020).
Комментарии: