» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Русинович Виктория Дмитриевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Сравнительный анализ критериев качества жизни студентов-медиков 1 и 5 курсов
Дата публикации: 26.04.2022
УДК 61:378.6-057.875:330.59
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИСТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
1 И 5 КУРСОВ
Семенович Марина
Анатольевна
студентка
Русинович
Виктория Дмитриевна
студентка
Савонова
Марина Васильевна
студентка
Гомельский государственный медицинский университет, Беларусь, г. Гомель
Аннотация. В
данной статье проводится сравнительный анализ качества жизни у студентов 1 и 5
курсов Гомельского государственного медицинского университета. Исследование
проводилось методом анкетирования при помощи опросника SF – 36 «Cамооценка физического
функционирования» путем анализа физического и психического компонентов здоровья
в баллах. Выявлены различия показателей качества жизни среди студентов 1 и 5
курсов. Все показатели качества жизни у студентов 1 и 5 курсов превышают
средний уровень, что свидетельствует о довольно высоком качестве жизни
студентов.
Ключевые слова:
качество жизни, здоровье, студенты медицинского университета.
Введение
Здоровье
молодежи является важным государственным ресурсом и определяет не только
трудоспособность и экономическое развитие страны, но и имеет решающее значение
для существования будущих поколений[1].
Учебный
процесс в медицинском университете сопровождается серьезной нагрузкой, которая
может привести к снижению адаптивных возможностей организма студентов и
негативно сказаться на их психологическом и физическом состоянии. Таким
образом, мониторинг качества жизни студентов является важным инструментом
профилактики их возможной дезадаптации[2].
В современных
условиях одним из наиболее часто используемых инструментов анализа здоровья как отдельных лиц, так и коллективов является
оценка качества жизни. При проведении данных исследований используются
специально разработанные опросники, выбор которого определяется целями и задачами исследования.
Поэтому в ситуациях, связанных с оценкой качества жизни условно здоровых
респондентов, необходимо использовать опросники
общего характера, позволяющие оценить качество жизни в любой популяции [1,2,3].
Исследование
качества жизни студентов по стандартизированному опроснику
SF-36 позволяет получить сведения, существенно дополняющие материалы
традиционных объективных исследований физического развития, заболеваемости[3].
Цель
Провести сравнительный анализ критериев качества жизниу студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного
медицинского университета, а так же определить какую оценку дают студенты
своему качеству жизни.
Материал
и методы исследования
Исследование
проводилось по методу анкетирования с применением опросника SF – 36 «Cамооценка физического
функционирования» путем анализа физического и психического компонентов здоровья
в баллах. Анкетирование проводилось среди студентов 1 и 5 курсов Гомельского
государственного медицинского университета лечебного и медико-диагностического
факультетов. Качество жизни было изучено у 140 студентов: 70 студентов 1 курса
и 70 студентов 5 курса. Средний возраст всех респондентов составил 20 ± 2,3лет(ME±SD). Из
исследования были исключены инвалиды, а также лица, страдающие хроническими
заболеваниями в стации обострения.
Анализ, полученных в ходе анкетирования цифр, производился с
помощью специальной компьютерной программы «MicrosoftExcel
2020». Статистическая обработка результатов
осуществлялась с помощью специальной компьютерной программы «Statistica» 13.3 (Trialversia). При исследовании на достоверность применяли t-критерий
Стьюдента. Достоверными считали различия при p<0,05.
Результаты
исследования и их обсуждение
В результате проведенного сравнительного анализа между
группами студентов 1 курса и 5 курса были выявлены следующие особенности: наиболее
высокими у студентов 1 курса оказались показатели ФФ, РФ и СФ, а у студентов 5
курса ФФ, РФ и Б.При этом уровень ФФ, отражающий физическую активность, у студентов
5 курса достоверно несколько ниже, чем у студентов 1 курса (89,17±5,79
по сравнению с 94,11±5,72; р<0,05). Уровень СФ
также несколько ниже у студентов 5 курса (79,11±5,22 по сравнению с
81,08±5,28).Уровни РФ, ОЗ и ЖА не имеют особых отличий между курсами, а уровни Б, РЭи ПЗ у студентов 5 курса
выше. При этом уровни Б и ПЗ достоверно выше у студентов 5 курса, чем у
студентов 1 курса (89,37±5,49 по сравнению с 81,19±6,59;р<0,05 и 72,25±3,83 по сравнению с71,04±4,16; р<0,05 соответственно).Результаты
исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1.Значения показателей качества жизни
Критерии КЖ |
Среднее значение ± среднее квадратное отклонение |
P |
|
I курс |
V курс |
||
Физическое функционирование (ФФ) |
94,11±5,72 |
89,17±5,79 |
р < 0,05* |
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (PФ) |
87,13±7,89 |
87,02±6,32 |
р > 0,05 |
Интенсивность боли (Б) |
81,19±6,59 |
89,37±5,49 |
р < 0,05* |
Общее состояние здоровья (ОЗ) |
84,02±5,29 |
83,96±4,93 |
р > 0,05 |
Жизнеспособность (ЖА) |
79,13±5,22 |
79,03±5,05 |
р > 0,05 |
Социальное функционирование (СФ) |
81,08±5,28 |
79,11±5,22 |
р > 0,05 |
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЭ) |
69,09±3,69 |
71,08±4,13 |
р > 0,05 |
Психологическое здоровье (ПЗ) |
71,04±4,16 |
72,25±3,83 |
р < 0,05* |
Сравнение
критериев качества жизни у студентов 1 и 5 курсов представлено на рисунке 1.
Рисунок
1 — Сравнение критериев качества жизни у студентов 1 и 5 курсов
Выводы
1. Уровень
ФФ, отражающий физическую активность, у студентов 5 курса достоверно несколько
ниже, чем у студентов 1 курса(89,17±5,79 по сравнению с 94,11±5,72; р<0,05).
2. Уровень
СФ ниже у студентов 5 курса, чем у студентов 1 курса (79,11±5,22 по сравнению с
81,08±5,28), что может свидетельствовать о снижении уровня социальной
активности и ограничения социальных контактов.
3. Уровни
Б и ПЗ достоверно выше у студентов 5 курса, чем у студентов 1 курса(89,37±5,49
по сравнению с 81,19±6,59; р<0,05
и 72,25±3,83 по сравнению с 71,04±4,16; р<0,05
соответственно), что может свидетельствовать о повышении повседневной
активности и о лучшей психосоциальной адаптации к особенностям студенческой
жизни.
4. Полученные результаты показывают, что все показатели качества
жизниу студентов 1 и 5 курсов превышают средний
уровень.
5. Анализ данных свидетельствуют о том, что студенты дают
довольно высокую оценку своему качеству жизни.
Список литературы:
- Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. -2019. - №8. - С. 18-22.
- Митрошин, А.А. Методы оценки качества жизни населения и социально-экономической дифференциации территорий: моногр. / А.А. Митрошин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 122 c.
- Митрофанов, Алексей Качество жизни населения: моногр. / Алексей Митрофанов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 180 c.
Комментарии: