» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Курочкина Татьяна Викторовна , cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие художественно-эстетических способностей детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Дата публикации: 3.04.2023
УДК 373.24
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рамазанова Эльмира Асановна
доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»
Курочкина Татьяна Викторовна
Студент
ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития художественно-эстетических способностей детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, раскрыты основные понятия темы исследования: «способности», «художественно-эстетические способности», «изобразительная деятельность». Выделены критерии развития художественно-эстетических способностей у дошкольников: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.
Ключевые слова: способности, художественно-эстетические способности, изобразительная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.
Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения той или иной деятельностью. Показателями, позволяющие определять есть ли у человека способности, как определяют психологи, возникают: скорость овладения конкретной деятельностью и качество достижений. То есть человек признается способным, если она, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-то деятельностью, легко по сравнению с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки, и во-вторых, добивается достижений значительно превышающих средний уровень.
Способности не являются врожденными качествами, они существуют только в процессе развития: не существуют вне конкретной деятельности, уровень развития каждой способности у каждого человека зависит от задатков; задатки – анатомо-физиологические особенности, определяющие возможности большего или меньшего развития способностей. В психологии различают понятия: общие способности и специальные способности. Способность к изобразительной деятельности – художественные и эстетические способности относятся к числу специальных [5].
Эстетическая способность определяется как совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность: эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их средствами суждения, вкуса и сопоставлением с идеалом, создавать новые эстетические ценности (в труде, поведении, наци, технике, искусстве).
Своеобразным проявлением, конкретизацией и специализацией эстетических способностей появляются художественные способности. Художественные способности – это способность не только к эстетическому восприятию, переживанию и оценке произведений искусства, а и способность к созданию художественной ценности. Художественные и эстетические способности проявляются в склонности, потребности, возможности, способности к художественному творчеству, в легкости усвоения навыков творческой деятельности.
Художественно-эстетические способности – способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и понимать красоту в окружающей действительности и мире искусства. К показателям развития художественно-эстетических способностей относятся: способность воспринимать красоту; характер художественно-эстетических переживаний произведения; познавательная активность при художественно-эстетическом восприятии [2].
На основании изучения научных исследований и проведенной нами работы можно сделать выводы: особенности психики детей дошкольного возраста составляют условия для развития художественных и эстетических способностей; проявлением художественных и эстетических способностей является способность ребенка к художественному творчеству.
Изобразительное деятельность имеет значительный педагогический потенциал, а именно: сильное эмоциональное воздействие, его художественные особенности (ритм, цвет, формы) доступны для усвоения дошкольниками. Техника выполнения легкая для обучения и копирования. Особенности изобразительной деятельности позволяют детям успешно продвигаться от прямого подражания к индивидуальному, творческому выполнению работ. Залогом успешного развития художественных и эстетических способностей является приобщение детей к продуктивной художественной деятельности [7].
Важным условием развития художественно-эстетических способностей детей среднего дошкольного возраста является формирование тех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление развития художественного творчества и которые определяют готовность к нему. Это прежде всего – совокупность общих и специальных способностей, определенные умения и навыки, воображение, нравственно-этическая коррекция.
Изобразительная деятельность играет огромную роль в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Изобразительная деятельность – это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Специфика занятий лепкой, рисованием, конструированием, аппликацией имеет широкие возможности для познания прекрасного и развития у дошкольника эмоционально-эстетического отношения к действительности. Важно у дошкольников воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, умение чувствовать и видеть прекрасное, развивать творческие способности и художественный вкус.
В результате анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования нами были определены показатели и критерии развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста:
- когнитивный – эстетические представления и знания, «информированность» в области искусства;
- мотивационный – мотивационная активность, потребность ребенка в художественном творчестве;
- эмоциональный – эмоциональный отклик в ситуации восприятия предметов искусства (эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения);
- деятельностный – собственная продуктивная деятельность (умение создавать предметы искусства, проявления творческой активности).
Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста. Задания составлены по материалам А.М. Вербенец [1], И.А. Лыковой [6], А.Ф. Яфальян [8], на основе практических разработок, предлагаемых Т.Г. Казаковой [3] и Т.С. Комаровой [4].
В ходе опытно-поисковой работы по результатам диагностических заданий нами были выявлены три уровня развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий).
Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» пгт. Ленино» Ленинского района Республики Крым. В эксперименте приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
В ходе проведения экспериментальной работы мы диагностировали актуальный уровень развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста. На констатирующем этапе исследования было выявлено, что низкий уровень развития художественно-эстетических способностей характерен для 30 % детей среднего дошкольного возраста, средний уровень – 50 % и высокий уровень – 20 % детей среднего дошкольного возраста.
Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости апробации методического комплекса, направленного на повышение уровня развития художественно-эстетических способностей у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Список литературы:
- Вербенец А. М. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста / А. М. Вербенец, Н. А. Вершинина, О. В. Горбова, Л. В. Немченко. – М. : Центр педагогического образования, 2008. – 112 с.
- Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1992. – 208 с.
- Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. – М. : Карапуз-Дидактика, 2006. – 192 с.
- Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Издательский Дом «Зимородок», 2006. – 218 с.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества : Книга для педагогов / Т. С. Комарова. – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» : формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности / И. А. Лыкова. – М. : Карапуз-дидактика, 2007. – 144 с.
- Эстетическое воспитание в детском саду : пособие / под. ред. Н. А. Ветлугиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1995. – 207 с.
- Яфальян А. Ф. Эстетическое образование в период детства: Монография / отв. ред. А. Ф. Яфальян. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. – 282 с.
Комментарии: